Вивекананда Свами
Вивекана́нда Сва́ми (бенг. স্বামী বিবেকানন্দ; настоящее имя Нарендранатх Датта, бенг. নরেন্দ্রনাথ দত্ত) (12.1.1863, Калькутта, ныне Колката – 4.7.1902, монастырь Белур), индийский философ и общественный деятель, представитель неоиндуизма. Родился в семье адвоката. В 1879–1884 гг. в колледже Шотландской свободной церкви в Калькутте изучал западную философию и литературу. Неприятие индуистской ортодоксии временно сближает Вивекананду с религиозно-реформаторским движением Брахмо Самадж, однако встреча с Рамакришной в 1881 г. резко изменила его жизнь. Став учеником Рамакришны, а после его смерти в 1886 г. – лидером кружка его последователей, Вивекананда принимает обет аскетизма и совершает паломничество (1890–1892) по Индии – от Гималаев до мыса Коморин (Кумари). В 1893 г. Вивекананда участвовал в работе Всемирного конгресса религий (Чикаго) и совершил турне по США и Великобритании, во время которого читал лекции по йоге и веданте и рассказывал о бедственном положении индийского народа. По возвращении в Индию он основал «Миссию Рамакришны» (1897), ашрамы в Белуре и Альморе, а также выпускал ряд газет.
Вслед за Рамакришной Вивекананда верил в существование «единой вечной религии», разными формами или фазами которой являются исторические религии. В свете этой идеи Вивекананда истолковывал и взаимоотношения философских традиций Востока и Запада, намечая пути их синтеза. Ему импонировала мысль немецкого философа П. Дойссена (с которым он лично встречался) о глубинном единстве философии И. Канта, А. Шопенгауэра и Шанкары. Философское учение Вивекананды (т. н. неоведанта) во многом опирается на идеи адвайта-веданты: основа Вселенной есть Брахман; мир вещей подвержен майе и поэтому неподлинен; Брахман и индивидуальная душа по своей сути совпадают. Однако в его трактовке майя – не столько иллюзия, сколько сочетание реального и нереального, а человек выступает как самостоятельная ценность, несводимая к Абсолюту (в этом отношении он пытался соединить адвайту с западным гуманизмом). Вивекананда высказывался против применения адвайты для оправдания каст, против монополии брахманов на «священное знание» и непогрешимости Вед, проповедовал бескорыстную деятельность на благо общества, видя в ней духовную практику, равную по своей значимости медитации, поклонению божеству и стяжанию высшего знания (в этом смысл названия учения Вивекананды – «практическая веданта»). Три основных школы веданты он представлял «ступенями» в постижении истины и соотносил с ними мировые религии. Подобно Г. Спенсеру, Вивекананда утверждал, что соединил религию с наукой. Цель исторического процесса Вивекананда видел в «коллективном освобождении» и в создании «общества освобождённых при жизни», выделяя при этом четыре последовательных стадии («царства» брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр). Грядущее «царство шудр» Вивекананда понимал как воплощение идеалов социализма, трактуемого в утопическом духе.
Главные сочинения Вивекананды посвящены основным путям духовного совершенствования – пути действия (карма-йога), пути знания (джняна-йога), пути любовной преданности (бхакти-йога) и пути самоограничения и слияния с Абсолютом (раджа-йога), разработанного Патанджали (Вивекананда перевёл на английский язык и откомментировал его «Йога-сутры»). Философское учение Вивекананды оказало значительное влияние на развитие индийской мысли в 20 в. (Б. Г. Тилак, А. К. Гхош, Р. Тагор, М. К. Ганди, С. Радхакришнан).