Шактизм
Шакти́зм (от санскр. शक्ति – сила, энергия), направление в индуизме, в основе которого лежит культ великой богини – Дэви, или Шакти.
Шактизм имеет доарийское происхождение, восходит к древним аборигенным народным культам женских божеств, распространённым по всему Индостану. В орбите индуизма шактизм активно развивается примерно с середины 1-го тыс. н. э., когда образы многочисленных неарийских богинь начинают трактоваться как формы, аспекты и функции образа Дэви. Зачастую шактизм рассматривается как ответвление шиваизма. Учение последователей шактизма отражено в священных произведениях – тантрах, традиционное число которых – 64 (в реальности гораздо больше).
На основе шактизма появились различные религиозные школы. В шактизме популярны культы женских божеств – йогини и «матери» (матрики), часто комбинирующихся в группы. Большое значение имеет поклонение 10 богиням из группы Дашамахавидья (буквально – десять великих форм знания). В шактизме считается, что пребывающий за пределами времени, пространства и причинности Абсолют содержит в себе и мужской (Шива), и женский (Шакти) первопринципы, при этом для шактистов женский первопринцип гораздо важнее. Последователи шактизма подчёркивают активную природу Шакти по сравнению с пассивностью мужского начала: без Шакти Шива «не способен даже пошевелиться». В ряде текстов (например, в «Саундарья-лахари») Абсолют сам предстаёт в виде женского божества. Мир пронизан потоками энергии, которые представляют собой частные процессы высшей Шакти.
С целью достичь освобождения и тем самым приобщиться к Абсолюту адепты шактизма используют различные духовные практики, по месту в религиозно-социальной ортодоксии подразделяющиеся на два вида: дакшиначара (буквально – правый образ жизни, или т. н. путь правой руки), которая в целом согласуется с ортодоксальной традицией индуизма, и вамачара (буквально – левый образ жизни, или «путь левой руки»), включающая в себя различные ритуальные и психотехнические процедуры, в том числе и шокирующие общественную мораль (использование ритуально «нечистых» ингредиентов – вина, мяса; совокупление). К дакшиначаре традиционно относят школу шривидья, распространённую и ныне (Южная Индия), а к вамачаре – каликулу (Северная Индия). Считается, что адепт способен обрести освобождение ещё при жизни, для чего необходима особая милость Шакти.
Шактизм отрицает аскетизм и отстаивает жизнеутверждающую позицию; мир мыслится как воплощение Божества. Примечательна и такая формула шактизма, как «мукти – бхукти», т. е. гармоничное сочетание ценностей духовного освобождения (мукти) и всего спектра земного жизненного опыта, наполненного ощущением реального присутствия Богини (бхукти), а также обретения сверхъестественных способностей (сиддхи). Поскольку в шактизме почитается женское начало, все женщины считаются воплощениями самой Шакти; адепты шактизма часто выбирают своими духовными наставниками (гуру) женщин. Шактизм не одобряет насилия в отношении женщин и их униженного положения в социуме. Важным культовым объектом шактизма является йони – символ детородного женского органа (часто в сочетании с лингой – мужским символом), понимаемого в смысле непроявленного «чрева», в котором зарождается Вселенная.
Помимо «школьных» шактистских традиций, существует также народный шактизм, в котором почитается не столько единая трансцендентная энергия Шакти, сколько отдельные региональные женские божества.