«Идеи об описательной и анализирующей психологии»
«Иде́и об описа́тельной и анализи́рующей психоло́гии» (нем. «Ideen über eine beschreibende und zergliedernde Psychologie»), произведение немецкого философа В. Дильтея, в котором он сформулировал свою концепцию описательной психологии. Основная идея этой работы состоит в противопоставлении двух психологий: ориентирующейся на естествознание, объясняющей (нем. erklärende) психическую жизнь человека, с одной стороны, и описывающей (нем. beschreibende), анализирующей (нем. zergliedernde), опирающейся на герменевтику и историческое познание – с другой.
Работа впервые опубликована на немецком языке в 1894 г. (Dilthey. 1894), на русском – под названием «Описательная психология» в 1924 г. (перевод Е. Д. Зайцевой под редакцией Г. Г. Шпета) (Дильтей. 1924); этот же перевод издавался позднее (Дильтей. 1996; 2018). Англоязычный перевод «Ideas Concerning a Descriptive and Analytic Psychology» вышел в 1977 г. (Dilthey. 1977).
Теоретическими предпосылками для создания произведения послужили неокантианское подразделение наук на «науки о природе» и «науки о духе» (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), концепция философской герменевтики (Ф. Шлейермахер), обсуждение проблемы двух психологий в трудах мыслителей немецкой интеллектуальной традиции (Х. фон Вольф, И. Кант, Т. Вайц, Ф. А. Тренделенбург и др.).
Оппонентным кругом для проекта психологии В. Дильтея выступали учения И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Если Кант рассматривал абстрактного (внеисторического) познающего субъекта, а Гегель, создавая метафизическую систему, фокусировался на объективном духе, то Дильтей ориентировался на исторический контекст и богатство человеческой жизни, допуская в том числе и её иррациональные аспекты (Makkreel. 1992).
Создание описательной психологии рассматривалось В. Дильтеем как один из этапов реализации масштабного замысла по разработке теории и методологии гуманитарных наук («наук о духе»): описательная психология должна была выступить их основанием.
В 1883 г. в 1-м томе «Введения в науки о духе» В. Дильтей предложил свой подход к изучению человека в контекстах истории и культуры (Dilthey. 1883). Человек осмысливался прежде всего как историческое существо, а история являла собой не столько прошлое, сколько живой, творящийся в современности социальный опыт. В этом контексте описательную психологию Дильтей рассматривал как науку о тех психических элементах и целостностях, которые возникают в бытии уже сформированного, взрослого человека, обладают имплицитной взаимосвязью и могут быть обнаружены посредством переживания. Задача описательной психологии состояла в том, чтобы сначала целостно охватить, насыщенно описав и тщательно проанализировав, сложности душевной жизни конкретного человека, а затем соотнести его внутренние переживания с биографическим материалом и историческим контекстом, установить взаимосвязь индивидуальных содержаний сознания и культурно-исторического мира.
Книга «Идеи об описательной и анализирующей психологии» состоит из 9 глав. Первая глава посвящена обоснованию психологии в качестве одной из «наук о духе». В. Дильтей рассматривает соотношение естественных и гуманитарных наук. Первые при изучении человека придерживаются причинного объяснения, их ведущие способы познания – абстрагирование от контекстов, генерализация и эксперименты. Такой подход оправдан там, где человек выступает частью природного мира и его развитие подчинено объективным законам. Однако там, где индивидуум имеет дело со своим внутренним опытом, можно говорить о суверенной воле, ответственности за совершённые деяния, свободе и стойкости личности перед ударами судьбы. Здесь уместен подход гуманитарных наук, которые стремятся к историческому пониманию, их основные методы – погружение в контексты, описание и интерпретация.
Во 2-й главе различия между естественно-научным и гуманитарным способами познания рассматриваются непосредственно на материале самой психологии, даётся критика господствующей ассоциативной и экспериментальной (т. е. объяснительной) психологии. Наряду с этим В. Дильтей критикует и проект «психологии народов» М. Лацаруса и Х. Штейнталя за его ориентацию на установки индивидуальной психологии.
Третья глава целиком посвящена содержанию объяснительной психологии: «…под объяснительной психологией разумеется выведение фактов, данных во внутреннем опыте, в нарочитом испытании, в изучении других людей… из ограниченного числа добытых путём анализа элементов» (Дильтей. 1996. С. 38). Первым признаком объяснительной психологии, согласно В. Дильтею, является то, «что она делает выводы из ограниченного числа однозначных объяснительных элементов», а вторым – гипотетический характер их соединения между собой (Дильтей. 1996. С. 52).
В 4-й главе В. Дильтей представляет свой проект описательной и анализирующей психологии, в которой «вся действительная полнота душевной жизни должна подлежать изложению, а по возможности и анализу, и как описание, так и анализ должны обладать наивысшей достижимой степенью достоверности» (Дильтей. 1996. С. 53). Описательная психология изучает не просто психику, поведение или сознание, а всю жизнь человека, разворачивающуюся в биографических, исторических и культурных контекстах его бытия. Такую психологию Дильтей определяет как науку описательную (описывающую душевные явления) и анализирующую (сложные душевные феномены). В понимании Дильтея анализ – это процедура, выявляющая взаимосвязи явления и тем самым ведущая к постижению целостности душевной жизни; это не механистический, а герменевтический анализ, в котором части не существуют в отрыве от целого.
В 5-й главе В. Дильтей продолжает прояснять отношения между объяснительной и описательной психологией. В качестве научной дисциплины описательная психология должна определить, каким образом различные психические процессы воплощаются в единой структурной связи сознания. По мнению Дильтея, внутренний опыт обладает имплицитной взаимосвязью, поэтому гипотезы об ассоциации представлений будут избыточными.
«…Изжитое изнутри не может быть подведено под понятия, развившиеся в применении к внешнему миру, данному нам в чувственном восприятии» (Дильтей. 1996. С. 94). Связность психической жизни обнаруживается не путём выдвижения гипотез, как это делает объяснительная психология, а в непосредственности переживания.
В 6-й главе обсуждаются возможности и задачи описательной психологии. Научное описание психических явлений использует сравнительный метод, анализ сходств и различий душевных феноменов, установление иерархий, процессы абстрагирования и конкретизации, обобщение и построение классификаций, выделение психологических типов. «...Она соединяет восприятие и самонаблюдение, постижение других людей, сравнительный метод, эксперимент, изучение аномальных явлений. Она пытается сквозь многие входы проникнуть в душевную жизнь» (Дильтей. 1996. С. 99). Наряду с названными методами существенным подспорьем для психолога становится изучение продуктов душевной жизни – мифов, языка, литературы, искусства, деяний исторических личностей.
В 7-й главе В. Дильтей описывает структуру душевной жизни, в которой соотнесены чувственный, волевой и интеллектуальный компоненты, имеются каузальные и телеологические связи. Он подчёркивает процессуальность психических состояний, имеющих начало, середину и завершение. Душевные процессы сменяют друг друга во времени, но наблюдатель способен заметить их внутреннюю связь. «Задача – трудности чрезвычайной. Ибо именно то, что устанавливает связь… и раскрывает их жизненную ценность, составляет наиболее тёмную часть всей психологии. Мы вступаем в действенную жизнь, не располагая ясным воззрением на это ядро нашего "я". Лишь сама жизнь позволяет нам постепенно догадываться о том, какие силы неустанно подталкивают её вперёд» (Дильтей. 1996. С. 107). Структурная связь не столько познаётся, сколько переживается, и из этого переживания рождается понимание человеческой жизни во всей её целостности, изменчивости и глубине.
В 8-й главе рассматриваются вопросы генезиса душевной жизни. Изучение истории развития душевной жизни помогает выявить её структурную связь. Психическое развитие обусловлено созреванием организма, влиянием как физического окружения, так и духовного, культурно-исторического мира. Душевная жизнь человека в ходе развития усложняется и дифференцируется. Совокупность жизненных условий с течением времени создаёт постоянство душевной структурной связи и тем самым способствует выработке определённого душевного склада. В старости внутренняя форма жизни окостеневает (Дильтей. 1996. С. 129).
В заключительной, 9-й главе В. Дильтей поднимает тему индивидуальных различий и человеческой индивидуальности. Учение о ценности индивидуальности имеет богатую традицию в немецкой культуре, но описательная психология должна создать собственную терминологию и разработать свои подходы к анализу индивидуальности. Индивидуумы отличаются друг от друга не по качественному составу психологических черт, а по их количественной выраженности, например по степени своей духовности, по интенсивности и продолжительности душевных состояний, по остроте и глубине восприятия впечатлений. «Важно прежде всего то, какие соотношения мер существуют в структуре душевной жизни между отдельными составными частями её» (Дильтей. 1996. С. 149). От индивидуальности описательная психология переходит к психологическому типу. «Типы честолюбца, тщеславного, сладострастника, насильника, труса – все они лишь выражают количественные соотношения, ибо система импульсов у них у всех одна, и характерные типы происходят только от соотношений меры» (Дильтей. 1996. С. 150).
Каждый индивидуум представляет собой конфигурацию психологических качеств, которые могут вступать друг с другом в противоречие. Последнее создаёт напряжение, способное оставаться неразрешённым на протяжении большей части жизни человека. Поскольку одни психологические качества в этом случае могут быть подавлены другими, трудно полагаться на то, что самоанализ способен привести к подлинному самопознанию. Нередко человек осознаёт свои психологические черты лишь тогда, когда они замечены другими. Поэтому, согласно Р. Маккрилу (1992), В. Дильтей описательную и анализирующую психологию предполагал дополнить сравнительной (сравнивающей различные психологические типы характера).
Однако этот проект так и не был осуществлён: вскоре В. Дильтей пересмотрел свои взгляды на роль психологии в гуманитарном познании и сфокусировался на герменевтическом подходе к изучению человека. Основной сдвиг в психологических воззрениях Дильтея касался утраты им веры в самоанализ, способность человека целенаправленно наблюдать и достоверно описывать свой внутренний опыт. Как отмечает Р. Маккрил, Дильтей обнаружил, что каким бы самоочевидным ни было человеческое самовосприятие, оно не приводит к подлинному самопониманию, поэтому всё больше внимания стал уделять внешнему – общественному и культурно-историческому – измерению человеческой жизни, хотя и продолжал настаивать на важности взаимосвязи между внутренним психологическим миром и миром историческим (Makkreel. 1992).