Лацарус Мориц
Лаца́рус Мо́риц [Moritz (Moses) Lazarus] (15.9.1824, Филене, Пруссия, ныне Велень, Польша – 13.4.1903, Меран, Австрия, ныне Мерано, Италия), немецкий философ, психолог. Один из основателей этнопсихологии. Работал над широким кругом проблем в области философии, психологии, истории культуры и искусства, религиоведения, образования, прикладной теории права и этики.
Родился в еврейской семье. Отец – Арон Левин (Aron Levin, 1790–1874), коммерсант и раввин. Мать – Бина, урождённая Волленберг (Bina Wollenberg, 1802–1869). В семье было шестеро детей; особо значимые отношения у Морица сложились с братом Лейзером (Leiser, 1822–1879) и сестрой Жанеттой (Jeannette, 1823–1899), позже ставшей супругой Х. Штейнталя.
Учился в школе еврейской общины в Филене (1841–1844), окончил гимназию в Брауншвейге (1844–1846), где на него значительное влияние оказал Фридрих Грипенкерль (Friedrich Konrad Griepenkerl, 1782–1849), педагог, музыковед, ученик И. Ф. Гербарта.
В 1846–1849 гг. изучал филологию, историю, право и философию в Берлине, в Университете Фридриха Вильгельма (ныне Университет Гумбольдта). Его учителями были физик В. Дове (W. Dove), физиолог И. П. Мюллер, историк Л. фон Ранке, языковед К. Хейзе (Karl Wilhelm Ludwig Heyse), филолог-классик, историк и археолог А. Бёк (A. Boeckh). Получил докторскую степень по философии в Галле, защитив диссертацию «Об эстетическом воспитании» («De educatione aesthetica», 1849), в которой уже можно найти предпосылки будущей концепции психологии народов.
В 1850 г. женился на Саре Лебенхайм (Sarah Lebenheim, 1819–1894), дочери торговца кожей из Бранденбурга.
Не получив академической должности в Берлине, в 1850–1860 гг. частным образом преподавал, занимался наукой, работал редактором в Bürgerwehr-Zeitung («Газета дружинников»), вёл активную переписку с известными современниками.
Первая публикация Лацаруса, «Нравственные полномочия Пруссии в Германии» («Die Sittliche Berechtigung Preussens in Deutschland», 1850), была посвящена лидерству Пруссии в Германии в политическом, философском и религиозном аспектах. Уже в начале 1850-х гг. проявил интерес к психологии, в статье «О понятии и возможности психологии народов как науки» («Über den Begriff und die Möglichkeit einer Völkerpsychologie als Wissenschaft», 1851) представил эскиз концепции психологии народов как научной области.
Сочинение «Жизнь души» («Das Leben der Seele», 1-й том – 1856, 2-й – 1857, 3-й – 1882) считается главным произведением Лацаруса. В нём он рассмотрел основные проблемы психологии с точки зрения философии И. Ф. Гербарта. Отдельные эссе этой работы посвящены психологии культуры, образования, науки, чести, славы; чувству юмора, тактичности, взаимодействию искусств, психологии языка, культурному развитию мышления. Написанная простым и популярным языком, работа быстро нашла широкий круг читателей.
В 1860 г. вместе со своим зятем, Х. Штейнталем, Лацарус начал издавать журнал Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft («Журнал по психологии народов и языкознанию»). В первом же номере они представили свою программу сравнительного исследования культуры народов для понимания развития человека, языков и социальных отношений; применив законы психологии личности к нации и человечеству, разработали концепт «Völkerpsychologie» («психология народов»). Носителем судеб, с их точки зрения, является народ; человек как единица переживает то же самое, что и народ как целое. Новая наука была призвана объединить историю, лингвистику, право, психологию, этику, религиоведение, этнологию. Теоретические рамки программы были заданы идеями Г. В. Ф. Гегеля (категория «объективного духа»), И. Г. Гердера (о «народной душе») и И. Ф. Гербарта (сознание как предмет научной психологии). Журнал существовал 30 лет (до 1890, 20 выпусков), несколько раз переименовывался, и в конце концов Zeitschrift des Vereins für Volkskunde («Журнал этнографического общества») сосредоточился на сравнительной этнографии.
В 1860 г. Лацарус получил предложение занять должность приглашённого (внештатного) профессора в Бернском университете; в 1862–1866 гг. он был в этом университете полным (штатным) профессором психологии и психологии народов (первая в истории кафедра такой направленности), с 1864 г. – ректором университета и деканом философского факультета.
В 1865 г. он учредил в Берне фонд (Lazarus-Fond) для присуждения ежегодной премии исследователям за вклад в решение философских и психологических проблем.
В марте 1866 г. Лацарус возвратился в Берлин, преподавал философию и историю философии в Прусской военной академии (1868–1872), философию, психологию, психологию народов и педагогику на философском факультете Берлинского университета (1873–1896).
Кроме сочинения «Жизнь души», философские и психологические идеи Лацарус представил в следующих работах: «О происхождении обычаев» («Über den Ursprung der Sitten», речь 1860 и статья 1867); «Об идеях в истории» («Über die Ideen in der Geschichte», речь 1865 и статья 1872); «К теории обмана чувств» («Zur Lehre von den Sinnestäuschungen», 1867); «Психологический взгляд на наше время» («Ein Psychologischer Blick in unsere Zeit», 1872); «Воспитание и история» («Erziehung und Geschichte», 1881).
Лацаруса можно считать также одним из основоположников междисциплинарной науки об играх. В работе «О привлекательности (О прелестях) игры» («Über die Reize des Spiels», 1883) он даёт определение игры исходя из её основных функций – отдыха и восстановления после работы, а также получения удовольствия. Выделяя два вида отдыха – расслабляющий и возвышающий, рассматривает широчайший спектр видов игр (интеллектуальные, игры-упражнения, зрелища в искусстве, спортивные игры, игра на музыкальных инструментах и др.). К играм он относит даже трансформации значений слова в сознании и речи; так, на примере слова «отец» Лацарус показывает изменения понятия на протяжении всей жизни начиная с двухлетнего возраста, в том числе поэтические слияния смыслов и переживаний. Лацарус подчёркивает ценность культурного разнообразия игр, усматривает возможность понимания через игры различий между народами и культурными эпохами. Уделяет он внимание и значению игр для педагогики, от эмоционального развития до освоения социальных ролей. Рассматривает игру как предмет и своеобразный метод психологических исследований: анализ игры открывает возможность проникновения во внутреннюю жизнь человека.
Лацарус занимал видное место в немецкой иудейской конфессии, принимал активное участие в общественной и духовной жизни прусских евреев. Под влиянием отца, а позже брата Лейзера, который стал раввином и директором еврейской семинарии, он был хорошо осведомлён и вовлечён в вопросы иудаизма. Член собрания представителей Repräsententenversammlung Берлинской еврейской общины (1867–1892), член культурного центра еврейской общины «Общество друзей» (Gesellschaft der Freunde, с 1872) и заместитель его председателя (1875–1886), соучредитель (1869) и вице-президент немецко-израильского союза сообществ Deutsch-Israelitischer Gemeindebund (1882–1894), президент берлинского отделения Всемирного израильского альянса Alliance Israélite Universelle (1867–1874); председатель Первого еврейского синода в Лейпциге (1869) и Второго в Аугсбурге (1871). Он также был одним из основателей Института по изучению иудаизма Lehranstalt für die Wissenschaft des Judenthums в Берлине и в течение многих лет председателем его попечительского совета (членом совета он оставался до своей смерти в 1903).
Его наиболее важные лекции и статьи о евреях и иудаизме были собраны и опубликованы: «Что значит национальное?» («Was heißt national?», 1880), «Наша точка зрения» («Unser Standpunkt», 1881), «Идеальные вопросы, обсуждаемые в речах и докладах» («Ideale Fragen in Reden und Vorträgen behandelt», 1975, 1885), «Верные и свободные: речи и лекции о евреях и иудаизме» («Treu und frei. Reden und Vorträge über Juden und Judenthum», 1887), «К немецким евреям» («An die deutschen Juden», 1887), «Этика иудаизма» («Die Ethik des Judentums», т. 1 – 1898, т. 2 – 1911). В работах, посвящённых иудаизму, Лацарус обсуждал его место в немецкой литературе и мысли, выступал против антисемитизма, за равные права и социальный прогресс немецких евреев, сделал попытку объединить этические элементы еврейской традиции и религиозной философии.
Лацарус был большим любителем литературы и музыки. Среди его друзей – выдающаяся пианистка и жена композитора К. Шуман, археолог Э. Курциус, художник А. фон Менцель, физиолог и художник К. Г. Карус, психиатр и невропатолог В. Гризингер, литераторы Т. Фонтане, П. Хейзе, Б. Ауэрбах, Ф. Рюккерт. Лацарус был членом литературных кружков «Туннель над Шпрее» (Tunnel über der Spree), «Рютли» (Rütli), одним из основателей (1855) и в течение многих лет президентом Фонда Шиллера (Schillerstiftung), присуждающего награды за особые литературные достижения.
Также Лацарус был куратором Лицея Виктории (Victoria-Lyzeum), основанного в Берлине в 1869 г., который способствовал привлечению учёных, деятелей искусств и литературы к обучению девочек, был ориентирован на подготовку их к учёбе в университете.
К своему 70-летнему юбилею (1894) Лацарус получил поздравление от императора Вильгельма II, наградившего юбиляра титулом королевского тайного советника (Königlicher Geheimer Regierungsrath), степень доктора юридических наук (Dr. h. c.) от Бернского университета и звание доктора теологии от Еврейского института религии (Hebrew Union College, Цинциннати, США).
После смерти жены (1894) Лацарус женился второй раз (1895) – на писательнице Нахиде Рут Реми (Nahida Ruth Remy, урождённая Штурмхёфель, Sturmhöfel, 1849–1928), которая под его влиянием приняла иудаизм. В 1897 г. они переехали в Меран, Южный Тироль, где Лацарус прожил последние годы жизни.
Психология народов Лацаруса оказала значительное влияние на философию, культурную антропологию. Социолог Г. Зиммель называл Лацаруса своим учителем, признавал его решающее влияние на свои научные взгляды. Учеником Лацаруса был и Ф. Боас.
Культурологический подход Лацаруса к игре послужил источником вдохновения для Й. Хёйзинги и его классической работы «Homo ludens» (1938).