Педагогическая антропология
Педагоги́ческая антрополо́гия, область знаний на стыке философии, педагогики, психологии и антропологии, изучающая развитие личности человека в процессе получения образования, вопросы социализации, практики воспитания и обучения в разных культурах и образовательных системах, в ту или иную историческую эпоху, возможности достижения человеком психологической, социальной, личностной зрелости, раскрытия его человеческого потенциала. Педагогическая антропология рассматривает человека с позиции целостности его развития, в ходе учебной деятельности, и выступает в качестве методологии гуманистически ориентированной педагогики. Идеи целостного понимания человека и антропологизации педагогики высказывались в трудах И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменского. Как отдельная область знания педагогическая антропология сложилась в середине 19 в., её основоположником в Германии был К. Шмидт, в России – К. Д. Ушинский. В дореволюционной России идеи педагогической антропологии развивались в двух направлениях: медико-биологическом (П. Ф. Лесгафт, Н. П. Гундобин, Г. Я. Трошин и др.) и гуманистическо-педагогическом (Н. И. Пирогов, П. Д. Юркевич, М. И. Демков, П. Ф. Каптерев и др.). В советский период развитие педагогической антропологии происходило в 1920–1930-х гг. в рамках педологии, а позже, с 1960-х гг., – детской и педагогической психологии. В 1965 г., возвращаясь к заложенной Ушинским традиции общего человекознания, Б. Г. Ананьев опубликовал работу «Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии)». Возрождение и институционализация педагогической антропологии как отдельной области исследований состоялись в России в 1980–1990-х гг. в первую очередь в связи с учебной программой и трудами Б. М. Бим-Бада. Современная педагогическая антропология в России представлена в работах В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, И. В. Котовой, Г. М. Коджаспировой, Г. Б. Корнетова, В. И. Максаковой, А. П. Огурцова, Т. А. Петруниной и др.