Эксперимент
Экспериме́нт (от лат. experimentum – проба, опыт), метод познания; тип опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимый в специально заданных, воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.
Как форма исследования эксперимент был определён логикой научного познания Нового времени (17–19 вв.) и связан с фундаментальным изменением понимания опыта по сравнению с античным опытом восприятия сущего в его собственном эйдосе (неделимой идеальной форме его бытия) и средневековым требованием (например, у Роберта Гроссетеста и Р. Бэкона) дополнить схоластическую аргументацию путём усмотрения в опыте «внешнего» мира аналог «внутреннего» мистического опыта. Для новоевропейской науки понять – значит открыть сущностный закон, определяющий возможности существования вещей и явлений. Начало ревизии аристотелевского и схоластического понятия формы в духе экспериментального метода было положено в «Новом Органоне» Ф. Бэкона.
Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл разных видов эксперимента (исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, мысленный, вычислительный эксперимент), могут быть сведены к следующим:
В эксперименте исследуется изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования; за природными «субстанциями», рассматриваемыми как примеры действия единого закона, ищется функциональная зависимость.
Изменение условий в эксперименте строится как ряд последовательных приближений к предельному, пограничному состоянию. В эксперименте происходит выход за предметный горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта. Так, Г. Галилей открывает существование коперниканского мира, экспериментируя с предельными формами мира аристотелианского. Принцип соответствия, сформулированный Н. Бором, выявляет именно эту особенность развития теоретической мысли.
Поскольку в опыте видимое дано вместе с определённым образом ви́дения и понимания, экспериментирование с объектами опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта, создаёт соответствующую им способность видеть. В этом состоит «сократическая» функция эксперимента (Л. Ольшки).
Эксперимент устремлён к пределу, в котором исследуемое явление (например, падение тела, химическое превращение, жизнь популяции, реактивное поведение) выступает в «чистом виде», изолированно. Преобразующее действие эксперимента направлено к разделению сложной системы взаимодействий с целью выделить элементарную связь причина – действие и свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Это определяет эксперимент как процедуру идеализации, переход к мысленному эксперименту с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории). Специальными средствами эксперимент создаёт условия, максимально приближенные к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твёрдое тело, идеальный газ, силовые линии электромагнитного поля, простой рефлекс, социальный тип, чистая фонема и т. д.), и вместе с тем он указывает путь к реальной интерпретации идеальных (теоретических) событий и причинного объяснения реальных явлений.
Эксперимент необходимо связан с техникой, поскольку воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает искусственно созданные условия эксперимента. Экспериментальная наука делается в лабораториях, фундаментальные исследования являются и наиболее техноёмкими (например, современный ускоритель), и наиболее технически эффективными (ядерная энергия, генная инженерия).
Неклассическая физика 20 в. (релятивистская и квантовая механика) обнаружила и внутренние границы эксперимента как метода познания (принципы наблюдаемости, неопределённости, дополнительности, фиксирующие неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого «объекта»), в силу чего наметилось существенно новое понятие бытия как бытия-возможности (онтология виртуальности).