Фролов Маркиан Петрович
Фроло́в Маркиа́н Петро́вич [24.11(6.12)1892, Бобруйск Минской губернии, Российская империя, ныне Могилёвской области, Республика Беларусь – 30.10.1944, Свердловск, ныне Екатеринбург], российский композитор, пианист и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Сын инженера-путейца, в 1904–1912 гг. обучался в Коммерческом училище в Харбине, музыкой занимался частно. В 1913–1918 гг. учился в Петербургской (Петроградской) консерватории по классу фортепиано H. H. Позняковской, одновременно брал уроки теории музыки у С. С. Богатырёва. В 1918–1921 гг. учился в Киевской консерватории у И. А. Турчинского и Ф. М. Блуменфельда (фортепиано), Р. М. Глиэра (композиция), в 1921–1924 гг. – вновь в Петроградской консерватории, которую окончил по классу фортепиано И. С. Миклашевской. В 1924 г. вернулся в Киев, преподавал здесь игру на фортепиано в Высшем музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко, в Киевской консерватории и музыкальных школах. Выступал как пианист до 1937 г.
Предположительно в 1928 г. переехал в Свердловск. В 1928–1934 гг. работал в Свердловском музыкальном техникуме имени П. И. Чайковского (преподавал игру на фортепиано и музыкально-теоретические предметы). В 1931 г. создал при техникуме музыкальную школу (ныне детская музыкальная школа № 1). В 1932 г. избран председателем Оргкомитета Уральского отделения Союза советских композиторов, стал одним из инициаторов организации Свердловской филармонии. С 1939 г. до конца жизни председатель Свердловского Союза композиторов (ныне Уральское отделение Союза композиторов РФ).
При активном участии М. П. Фролова в 1934 г. в Свердловске основана консерватория (ныне Уральская консерватория), он стал её первым директором, одновременно вёл класс специального фортепиано и композиции, с 1935 г. заведующий кафедрой теории и композиции. В 1937 г. в рамках кампании против «врагов народа» уволен с поста директора. В 1939 г. получил звание профессора, в 1943 г. восстановлен в должности директора консерватории, в 1944 г. организовал при ней национальные отделения: бурят-монгольское, якутское и башкирское. Среди учеников – Д. Д. Аюшеев, Ж. А. Батуев, Г. Н. Белоглазов, Б. Д. Гибалин, H. M. Хлопков, Б. Б. Ямпилов.
М. П. Фролов – один из крупнейших уральских композиторов, считается основоположником региональной композиторской школы. Некоторые его сочинения связаны с образами Урала; в их числе – оратория «Поэма об Урале» op. 12 (1932), симфоническая картина «Седой Урал» op. 14 (1934).
Автор первой бурятской оперы «Энхэ-Булат-батор» (по мотивам национального эпоса; показана на открытии Декады бурят-монгольского искусства в Москве, 1940).
Среди сочинений: музыка к театральному действу «Мистерия голода» для фортепиано, хора и чтеца (1921), кантата «С именем Сталина» («Русь») op. 25 (1943), гимн для смешанного хора с симфоническим оркестром «Клятва уральцев» op. 30 (1943); для oркестра – увертюра «Братство народов» на бурят-монгольские темы ор. 23 (1943), «Лагерная песня» (без обозначения опуса, без даты); Концерт для фортепиано с оркестром (1924); Маленькая сюита для струнного квартета op. 11 (1929); Соната ля минор op. 20 (1940) и другие сочинения для фортепиано; хоры; произведения для голоса и фортепиано – ноктюрн «Долина-храм» на слова В. Я. Брюсова (1919), драматический этюд «Голос» на слова Брюсова (1919), советские песни и др.