Фрейдков Борис Матвеевич
Фрейдко́в Бори́с Матве́евич [12(25).11.1904, Санкт-Петербург – 19.2.1966, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; похоронен на Серафимовском кладбище], российский певец (бас), заслуженный артист РСФСР (1939).
Из семьи банковского служащего. По окончании трудовой школы работал на производстве. В 1922–1927 гг. обучался в Ленинградской консерватории (класс С. И. Габеля), по окончании которой дебютировал на сцене ленинградского Малого театра оперы и балета (МАЛЕГОТ) в партии Куно («Прыжок через тень» Э. Кшенека). В 1927–1952 гг. солист Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ). Среди исполненных партий: Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Кончак и Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Борис Годунов (одноимённая опера М. П. Мусоргского), Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Гесслер («Вильгельм Телль» Дж. Россини), Вурм («Луиза Миллер» Дж. Верди), Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Альберих («Золото Рейна» Р. Вагнера), Голиков («Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко), Емельян Пугачёв (одноимённая опера М. В. Коваля), Сторожев («В бурю» Т. Н. Хренникова), Немецкий майор («Щорс» Г. К. Фарди), Король, Мендоза («Любовь к трём апельсинам», «Дуэнья» С. С. Прокофьева).
В 1936–1937 гг. выступал на сцене ленинградского Государственного театра драмы в роли Певца (пьеса «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова, Н. В. Петрова, С. Э. Радлова). Во время Великой Отечественной войны возглавлял фронтовую бригаду ГАТОБа.
Обладал сильным голосом «красивого металлического тембра» (Вельтер. 1984. С. 153) и большого диапазона, драматическим талантом, позволявшим ему выступать как в трагических, так и в характерных партиях. Одна из лучших ролей Фрейдкова – Джонни в опере «Джонни наигрывает» Кшенека (МАЛЕГОТ, 1928). Актёрский талант певца особенно полно раскрылся в образе Мамырова («Чародейка» Чайковского; Сталинская премия 1-й степени за 1941, вручена в 1942).
Выступал в концертах, исполнял песни и романсы Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, М. И. Глинки, А. Шёнберга («Песни Гурре», российская премьера, 1927, Ленинград, дирижёр Н. А. Малько) и др., оперные арии. Пел сольные партии в Симфонии № 9 Бетховена, Реквиеме Верди, симфонической поэме «26» А. П. Гладковского, симфонии «Ленин» В. Я. Шебалина. Принимал участие в концертном исполнении оперы-оратории «Царь Эдип» И. Ф. Стравинского (дирижёр Э. Ансерме, 1929), в мифологическом представлении «Орфей» К. Монтеверди – Дж. Ф. Малипьеро (Харон, дирижёр В. А. Дранишников, 1928). Солировал в ленинградской Джаз-капелле.
Среди аудиозаписей с участием Фрейдкова: опера «Хованщина» Мусоргского (Иван Хованский, 1946, дирижёр Б. Э. Хайкин); фрагменты из опер – куплеты Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно, 1930, 1937), песня Варяжского гостя («Садко» Н. А. Римского-Корсакова, 1937, 2 варианта), «Алабама» и «Гимн ликования» («Джонни наигрывает» Кшенека, 1930); романсы и песни Глинки («Рыцарский романс»), А. К. Глазунова («Вакхическая песня»), Р. Шумана [«Два венгерца» («Два гренадера»)], В. А. Белого («Орлёнок»), И. О. Дунаевского («Каховка»), В. П. Соловьёва-Седого («Казачья кавалерийская»), Д. Д. Шостаковича («Песня о Розите»), народная песня «Волжская» (обработка Д. А. Прицкера).
Награждён орденом «Знак Почёта» (1939).
Его жена – Маргарита Михайловна Фрейдкова, врач-рентгенолог.
Коллекция мебели из собрания Фрейдковых передана в санкт-петербургский Государственный историко-художественный музей-заповедник «Гатчина».