Дмитриев Александр Сергеевич
Дми́триев Алекса́ндр Серге́евич (род. 19.1.1935, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский дирижёр, педагог, заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1967), заслуженный деятель искусств РСФСР (1970), народный артист СССР (1990).
Из семьи музыкантов (отец – перкуссионист в оркестре Е. А. Мравинского). В 1953 г. окончил Хоровое училище при Ленинградской капелле, в 1958 г. – Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования Г. А. Дмитревского и (после его смерти) Е. П. Кудрявцевой и по классу теории музыки Ю. Н. Тюлина, в 1961 г. – аспирантуру при консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования Н. С. Рабиновича. Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса дирижёров (4-я премия, 1966). В 1968–1969 гг. стажировался в Венской академии музыки и исполнительского искусства у X. Сваровского и Карла Эстеррайхера (1923–1995), в 1970–1971 гг. – в Симфоническом оркестре Ленинградской филармонии у Мравинского (с этим оркестром трижды гастролировал в странах Европы и в Японии).
В 1960–1971 гг. дирижёр Симфонического оркестра Карельского радио и телевидения (с 1962 главный дирижёр). В 1971–1977 гг. главный дирижёр Ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр). В 1977–2018 гг. художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии (в 2018 получил почётный статус «дирижёр-лауреат»), в 1990–1998 гг. – симфонического оркестра г. Ставангер (Норвегия).
В Малом театре оперы и балета дирижировал операми «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Тоска» и «Чио-чио-сан» Дж. Пуччини, «Не только любовь» Р. К. Щедрина, «Мадонна и солдат» М. С. Вайнберга, балетами «Весна священная» и «Петрушка» И. Ф. Стравинского. Дирижёр-постановщик опер «Умница» К. Орфа (1971), «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» К. В. Глюка (обе – 1972; все – впервые в СССР). В 1974 г. дирижировал мировой премьерой балета Б. И. Тищенко «Ярославна».
В Государственной опере на Унтер-ден-Линден дирижировал постановками опер «Евгений Онегин» Чайковского, «Тоска» Пуччини, «Фиделио» Л. ван Бетховена (1991–1992).
С оркестром Санкт-Петербургской филармонии впервые в Санкт-Петербурге исполнил Восьмую симфонию Г. Малера (1992), концертные версии опер «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (2010) и «Дитя и волшебство» М. Равеля (2008), ораторию Г. Ф. Генделя «Сила Музыки» («Празднество Александра»; 1982), «Предварительное действо» А. Н. Скрябина – А. П. Немтина (1996), Пятую симфонию Б. И. Тищенко (1979). Гастролировал с этим коллективом в СССР и за рубежом: в странах Западной Европы, Латинской Америки, в США, Японии, Китае, КНДР и Республике Корея.
В 1985 г. в связи с празднованием 40-летия Победы в Великой Отечественной войне Дмитриев и венгерский дирижёр А. Лигети (1953–2021) дали серию концертов со специально организованным Международным молодёжным симфоническим оркестром социалистических стран (выступления проходили в 12 городах этих стран).
Записал около 60 грампластинок и CD. Среди его записей – симфоническая музыка западных и российских авторов: симфонии И. К. Баха (си-бемоль мажор, концертная ми-бемоль мажор для 2 скрипок, ре мажор для 2 оркестров), Л. ван Бетховена (все кроме № 4 и № 8), все симфонии Ф. Шуберта, симфонии № 2, № 3 и № 4 И. Брамса, скрипичные концерты М. Бруха (№ 1), Ф. Мендельсона (op. 64), Э. Шоссона, Б. Бриттена, Э. Элгара, Фортепианный концерт № 17 В. А. Моцарта; Третья симфония А. Н. Скрябина, Симфонии № 4 и № 5 П. И. Чайковского. Дирижёр записывал музыку скандинавских и финских авторов: Симфонию № 9 и фортепианный концерт Х. Северуда, Симфонию № 3 и скрипичный концерт Я. Сибелиуса, Симфонию и симфоническую поэму «Бендик и Оролилья» Альфа Хурума (1882–1972). Особое место в дискографии Дмитриева занимает музыка российских композиторов 20–21 вв: Б. А. Арапова (Симфония № 5), И. А. Добровейна (Фортепианный концерт), Н. Я. Мясковского (Скрипичный концерт, Симфония № 22), Н. И. Пейко (Симфония № 6), А. П. Петрова (Скрипичный концерт), С. В. Рахманинова (все фортепианные концерты, Рапсодия на тему Паганини, Симфония № 2), Е. Ф. Светланова (Фортепианный концерт), Б. И. Тищенко (Симфония № 3), Ю. А. Фалика (Лёгкая симфония, Концерт № 2 для оркестра, Скрипичный концерт, Виолончельный концерт), Т. Н. Хренникова (Фортепианный концерт № 3), А. Г. Шнитке (Фортепианный концерт), Д. Д. Шостаковича (Симфонии № 5 и № 7, Фортепианный концерт № 2, Скрипичный концерт № 1), Р. К. Щедрина (Фортепианный концерт № 1), А. Я. Эшпая (Фортепианный концерт № 2), Г. О. Корчмара (род. 1947; Концерт-диптих для альта, ударных, челесты и арфы), А. Д. Мнацаканяна (1936–2013; Симфония № 3).
Записал саундтреки к кино- и телефильмам, в частности к сериалу «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979, 1980, 1983, режиссёр И. Ф. Масленников). В качестве дирижёра и музыкального руководителя поставил фильмы-оперы «Комедианты» (1984, по опере «Паяцы» Р. Леонкавалло), «Риголетто» (1987, по одноимённой опере Дж. Верди; обе – режиссёр В. Ф. Окунцов).
В 1972–2019 гг. преподавал дирижирование в Санкт-Петербургской консерватории (профессор с 1984), в числе учеников: А. А. Аниханов, А. В. Борейко, В. А. Альтшулер (род. 1946), А. М. Штейнлухт (род. 1949), Д. П. Руссу (род. 1981), И. С. Демидов (род. 1990), Д. Вилич (род. 1990).
С 2000 г. почётный член Санкт-Петербургского филармонического общества, с 2004 г. президент Санкт-Петербургской общественной организации «Капелланин».
Государственная премия РФ (2000). Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры (2010), Премия Правительства Санкт-Петербурга «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры» (2018). Награждён орденом Почёта (2005), орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2010).