Дмитревский Георгий Александрович
Дмитре́вский Гео́ргий Алекса́ндрович [9(22).3.1900, Москва – 2.12.1953, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский хоровой дирижёр, педагог, общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Из семьи учителей начальной школы. В 1919 г. был вынужден оставить учёбу на физико-математическом факультете Московского университета, чтобы содержать семью после смерти отца. В 1929 г. окончил Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования А. В. Александрова, в 1929–1931 гг. занимался в аспирантуре у Н. М. Данилина. Теоретические предметы изучал у Б. Л. Яворского и М. М. Ипполитова-Иванова.
В 1918 г. начал педагогическую работу в качестве руководителя и дирижёра музыкальных студий клуба и пролеткульта Русско-балтийского вагонного завода, где одновременно был рабочим. С 1920 г. преподавал в Музыкальном техникуме имени Красной Пресни, в 1921–1944 гг. – в 1‑м музыкальном техникуме (после 1931 объединён с музыкальным техникумом Московской консерватории). Способствовал становлению дирижёрско-хорового факультета Московской консерватории, где преподавал в 1930–1944 гг. (с 1939 профессор, в 1936–1940 декан, в 1941–1943 заведующий кафедрой хорового дирижирования, в 1942–1944 заместитель директора консерватории). С 1945 г. профессор и заведующий кафедрой хорового дирижирования Ленинградской консерватории. Среди учеников: в Московской консерватории – Е. Н. Бесядовская-Зверева, М. В. Блюмин, Л. С. Заливухина, П. С. Мирошниченко, И. И. Полтавцев, С. В. Попов, К. Б. Птица, Л. А. Савва, В. Г. Соколов, С. Г. Эйдинов; в Ленинградской консерватории – В. К. Баранов, В. А. Васильев, Я. Думиньш, Ф. М. Козлов, П. П. Левандо, А. А. Патрикеев, Д. Русков (Болгария), Г. М. Сандлер, Ю. М. Славницкий, Б. Н. Шиндер. Оценивая по достоинству дар Дмитревского-педагога, его занятия посещали преподаватели и студенты других классов, разных музыкальных специализаций. По оценке хорового дирижёра П. П. Левандо, «есть все основания говорить о созданной Дмитревским своей ленинградской школе, которая, наряду с "московской ветвью", представляет собой выдающееся явление в советском хоровом исполнительстве и педагогике» (Левандо П. П. Георгий Александрович Дмитревский // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории. Санкт-Петербург, 1993. С. 95).
Дмитревский возглавлял крупнейшие профессиональные хоровые коллективы: капеллу Московской филармонии (1934–1935), хор Украинского радиокомитета (1941–1942, во время эвакуации в Саратов в годы Великой Отечественной войны).
Наибольший след Дмитревский оставил в истории Ленинградской академической капеллы, руководителем которой был назначен в 1943 г. и оставался до самой смерти (умер за дирижёрским пультом в момент открытой репетиции в 1953 г.). Много сделал для восстановления капеллы после войны. Активно участвовал в создании при ней в 1944 г. хорового училища (с 1945 его педагог и художественный руководитель). Под руководством Дмитревского капелла совершила поездку за границу (в ГДР, 1952), восстановила в репертуаре ряд произведений русской и зарубежной классики: кантату «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева, Мессу си минор И. С. Баха (исполнительские замечания Дмитревского опубликованы в 1-м советском издании клавира Мессы, 1955), оратории «Самсон» Г. Ф. Генделя, «Времена года» Й. Гайдна, финал Девятой симфонии Л. ван Бетховена, реквиемы В. А. Моцарта, Г. Берлиоза, Дж. Верди и др. Дмитревский подготовил Капеллу к премьерам произведений советских композиторов, среди которых: «Сказание о битве за русскую землю» Ю. А. Шапорина (1945, дирижёр А. В. Гаук, 1-е исполнение в Ленинграде), «Реквием памяти павших героев» и «Отчизна» Ю. А. Левитина (1947, дирижёр Е. А. Мравинский), «Песнь о лесах» Д. Д. Шостаковича (1949, дирижёр Мравинский), «Кантата о Родине» А. Г. Арутюняна (1949, дирижёр К. И. Элиасберг); впервые исполнил хоры а капелла А. А. Егорова, М. В. Коваля, А. Г. Новикова, В. К. Сорокина и др.
Большое внимание уделял самодеятельности. В 1930‑х гг. руководил хором Метростроя в Москве. Организовал самодеятельные хоры при Московской (1933) и Ленинградской (1948) консерваториях, одной из задач которых было обеспечение дирижёрской практики студентов. Под руководством Дмитревского 1 мая 1936 г. по случаю Дня солидарности трудящихся на Красной площади в Москве выступил грандиозный сводный хор в составе 15 тыс. человек. Участвовал в организации смотров и олимпиад художественной самодеятельности, семинаров для руководителей самодеятельности.
Автор популярного учебного пособия «Хороведение и управление хором» (Москва, Ленинград, 1948, 2-е издание Москва, 1957; переведено на азербайджанский, китайский, литовский, украинский языки), редактор-составитель «Краткого музыкального словаря» (Ленинград, 1951) и «Хрестоматии по хоровому дирижированию» (Москва, 1953).
В газетных анонсах и рецензиях (в особенности до обретения Дмитревским известности) зачастую встречается ошибочное написание его фамилии как «Дмитриевский».