Бразилия. Население
Населе́ние Брази́лии, демографическая характеристика, этнический и религиозный состав населения Федеративной Республики Бразилия.
Этнический состав
Во время переписей населения в Бразилии учитываются «цвет и раса». По этим признакам выделяются бранкос – «светлокожие» (в эту категорию включаются люди с преимущественно европейскими корнями), пардос – «коричневые», или «цветные» (люди с относительно тёмным цветом кожи), претос – «чёрные» (люди с абсолютно тёмным цветом кожи), амарелос – «жёлтые» (люди преимущественно азиатского происхождения) и индигенас – «местные» (люди, имеющие преимущественно индейские корни). Таким образом, принцип учёта «цвета и расы» в Бразилии коренным образом отличается от учёта в 19 в. аналогичных признаков в англо-саксонских странах и их колониях (США, ЮАР), где к «белым» причислялись люди без «цветных примесей», а к цветным – почти все метисы и мулаты.
По данным Национального выборочного обследования домохозяйств (PNAD) на 2019 г., в составе бразильцев 42,7 % составляют бранкос, 46,8 % – пардос, 9,4 % – претос, 1,1 % – амарелос и индигенас. Это свидетельствует об увеличении доли пардос и претос и уменьшении доли бранкос и амарелос в сравнении с переписью населения 2010 г.: бранкос – 47,7 %, пардос – 43,1 %, претос – 7,6 %, амарелос – 1,1 % и индигенас – 0,5 %. Светлокожее население преобладает в южных штатах, темнокожее – в бывших районах распространения плантационного хозяйства (в первую очередь северо-восток) и в крупных городах.
Из индейских народов большинство относится к группе тупи (на севере штата Мараньян – гуажажара, каапор, гуажа; на юге штата Токантинс и севере штата Гояс – ава-каноэйро; в штатах Пара, Мату-Гросу, Амазонас и Рондония – анамбе, тембе, асурини, паракана, суруи, мундуруку, кайяби, апиака, камаюра тенхарим, моререби, карипуна, уру-эу-вау-вау, уру-па-ин, амундава; в штатах Минас-Жерайс, Эспириту-Санту, Рио-де-Жанейро, Мату-Гросу-ду-Сул, Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина, Парана, Сан-Паулу – кайюа, мбыа и др.). На северо-востоке страны (штат Рорайма, северо-восток штата Амазонас, северо-запад штата Пара) живут карибы (макуши, пемон, вайвай и др.), на севере – северные араваки (паликур в штате Амапа, вапишана на востоке штата Рорайма, гуарекена, банива и куррипако на северо-западе штата Амазонас, на северо-западе (северо-запад штата Амазонас) – пуинава и восточные тукано (тукано, макуна, десано, кубео, гуанано, пиратапуйо, туйука, ваимаха, поканга), на западе (юго-запад штата Амазонас и штат Акри) – южные араваки (канамари, восточные ашанинка, мачинере), пано (кулина, матис, марубо, катукина, яминауа, шаранауа, кашинауа, амауака, кашарари); на юго-западе (юго-запад штата Мату-Гросу) – намбиквара, а также энавене-наве группы араваков; в Центральной и Юго-Восточной Амазонии и на юго-востоке (юго-восток штата Амазонас, юг штатов Мараньян и Пара, север штата Гояс, север и восток штата Мату-Гросу, штаты Токантинс, Баия и Минас-Жерайс, Сан-Паулу, Парана, Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул) – южные араваки (апурина, пареси, терена, ваура, мехинаку и явалапити из группы шингуано), же, южные группы карибов, кадувео, бороро, ботокуды и др. Согласно переписи 2010 г., 57,7 % индейцев проживали на индейских территориях, а 42,3 % вне их. 57,1 % всех индейцев не говорили на родном языке, а 76,9 % в основном использовали португальский. Среди индигенас, проживающих на индейских территориях, 57,3 % преимущественно говорили на одном из индейских языков, а 28,8 % не знали португальского языка.
Демографическая характеристика
По численности населения Бразилия занимает 6-е место в мире (по оценке ООН) и 1-е в Латинской Америке. В 1950 г. численность населения страны составляла 52,3 млн человек, к 2021 г. она выросла более чем в 4 раза до 213,3 млн человек (2021). Несмотря на замедление темпа естественного прироста, в ближайшие десятилетия население продолжит увеличиваться.
Демографические процессы имеют региональные различия: самое быстрое снижение рождаемости наблюдается в Северном и Северо-Восточном регионах, для которых характерны низкие уровни урбанизации (73 % в Северо-Восточном регионе по сравнению с 93 % в Юго-Восточном, 2010) и жизни населения. В этих регионах снижение значений коэффициента фертильности происходило стремительнее, чем в экономически более развитых штатах Юга: если в 1970-х гг. в штатах Рондония, Акри, Рио-Гранди-ду-Норти значения суммарного коэффициента рождаемости варьировали на уровне 8–9 детей на одну женщину, то к 2010 г. они снизились до 2–3 детей на одну женщину. В то же время в южных штатах (например, Санта-Катарина, Риу-Гранди-ду-Сул) показатель варьировал в диапазоне 4–6 детей на одну женщину в 1970 г. и 1–2 ребёнка на одну женщину в 2010 г. По прогнозам Бразильского института географии и статистики, к 2030 г. ожидается выравнивание значений коэффициента фертильности между регионами. Кроме того, в Бразилии существуют различия по данному показателю между городским и сельским населением.
В период военной диктатуры (1964–1985) в Бразилии проводилась пронаталистская политика. С начала 1980-х гг. вопросы воспроизводства населения начали рассматриваться в контексте здоровья и благополучия человека. Важным вкладом в поддержание демографической динамики стала политика материальной поддержки семей с низкими доходами, ориентированная на охрану здоровья детей и беременных женщин, вовлечение и удержание данной категории населения в системе образования. Программа «Семейный кошелёк» (Bolsa Família), запущенная в 2003 г., оказала большое влияние на стабилизацию положения многих семей. Демографическая политика Бразилии, прежде всего в период правления Партии трудящихся, была сопряжена с мерами смягчения социально-экономических и территориально-географических контрастов.
Естественный прирост населения Бразилии составляет 7,2 ‰, при рождаемости 13,8 ‰ и смертности 6,6 ‰ (2021). Коэффициент фертильности 1,8 ребёнка на одну женщину. Коэффициент младенческой смертности 11,2 ‰, в том числе для мальчиков 12,0 ‰, для девочек 10,3 ‰ (2021).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 77 лет, в том числе у мужчин 73,5 года, у женщин 80,4 года (2021). Медианный возраст населения 33,5 года (2019). В возрастной структуре на долю детей (от 0 до 14 лет) приходится 20,7 %, лиц трудоспособного возраста (15–64 года) – 69,6 %, лиц, старше трудоспособного возраста (от 65 лет) – 9,7 % (2021).
Половая структура Бразилии менялась на протяжении 20 – начала 21 вв. Если в 1900 г. на 100 мужчин приходилось 96 женщин, то в 2010 и 2020 гг. – 104 женщины.
Население Бразилии в значительной степени увеличивалось за счёт миграции. После обретения независимости от Португалии в 1825 г. стимулирование иммиграции стало одним из приоритетов государственной политики, связанной с необходимостью заселения территории. К 1870-м гг. приток людей был незначителен. Согласно переписи 1872 г., на территории Бразилии насчитывалось около 350 тыс. переселенцев – людей европейского происхождения, около половины из них составляли португальцы. Ключевой проблемой экономического развития Бразилии было рабство. В 1801–1870 гг. в страну было ввезено свыше 1,1 млн рабов из Африки. Отмена рабства в 1888 г. cпровоцировала нехватку рабочей силы, оказав существенное влияние на интенсивность миграционных потоков. Массовая миграция европейцев происходила в 1880–1930-х гг. и стала заметной уже в 1880-х гг., когда в страну прибыло 449 тыс. человек (из них 62 % были итальянцами и только 23 % – португальцами). За следующие 10 лет (1890–1899) число вновь прибывших иммигрантов достигло 1,2 млн человек (из них 57 % – итальянцы, 18 % – португальцы, около 14 % – испанцы). Кроме того, увеличился приток выходцев из других стран Европы, в том числе из России (наибольшее число русских осело в штате Риу-Гранди-ду-Сул).
В этот же период началась иммиграция уроженцев Ближнего Востока, в 1890–1914 гг. прибыло около 60 тыс. сирийцев и ливанцев. С началом 20 в. в иммиграционном потоке появились выходцы из Японии, их миграция поддерживалась как японским, так и бразильским правительствами. К 1914 г. в Бразилии находилось 15,5 тыс. японских переселенцев, основная часть которых поселилась в сельских районах штата Сан-Паулу.
На протяжении 19 – начала 20 вв. в Бразилию прибыло более 3,6 млн человек, однако около 15 % реэмигрировали. К началу 20 в. доля мигрантов в населении составила 6,2 %. В дальнейшем доля мигрантов снижалась.
Миграция в 20 в. следовала общемировым тенденциям: в 1-й половине века трансатлантическая миграция фактически отсутствовала, внутрирегиональная миграция начала набирать силу после 1950 г.
Миграционный баланс в Бразилии положительный. Доля иностранцев незначительна: 0,4 % (2019; 0,5 % в 1990). Во 2-й половине 20 в. число мигрантов, проживавших на территории страны, постепенно сокращалось, однако в середине 2010-х гг. началось увеличение, что в первую очередь связано с венесуэльским миграционным кризисом. Штат Рорайма стал территорией, принявшей значительное число выходцев из соседней страны. В эти годы выросло число беженцев и соискателей убежища. В Бразилии механизм предоставления убежища регулируется Законом 9.474 от 1997 г., который устанавливает процедуру предоставления, приостановки или утраты статуса беженца. Бразильский закон рассматривает в качестве беженца каждого человека, который покидает свою страну из-за обоснованного страха преследования на почве расы, религии, национальности, политических убеждений или принадлежности к определенной социальной группе либо из-за ситуации широко распространённого нарушения прав человека. Соискатель убежища – человек, чья просьба о предоставлении убежища ещё не рассмотрена. Кроме того, лица, которые находятся за пределами страны происхождения, но которые не могут квалифицироваться как беженцы в соответствии с международным или региональным законодательством, могут при определенных обстоятельствах также нуждаться в международной защите на временной или долгосрочной основе. Если в 2016 г. в Бразилии было 9,7 тыс. беженцев и 35,5 тыс. соискателей, то в 2021 г. 61,9 тыс. и 199,2 тыс. соответственно, а также 175,9 тыс. людей, нуждающихся в защите (при этом число венесуэльцев с урегулированным статусом составило 145,5 тыс. человек).
Согласно данным Всемирного банка, за рубежом проживают свыше 1,7 млн бразильцев (2017). Основными странами пребывания являются США (24,0 %), Япония (12,1 %), Португалия (8,1 %), Китай (6,8 %) и Испания (6,8 %). Бразильская диаспора, имеющая японские исторические корни, является третьей по численности в Японии.
Бразилия заселена неравномерно. Средняя плотность населения 22,4 чел./км2 (2010). Наиболее плотно населён Юго-Восточный регион (86,9 чел./км2), в особенности штат Рио-де-Жанейро (365,2 чел./км2); наименее – Северный регион (4,1 чел./км2), в особенности штат Рорайма (2,0 чел./км2; 2010).
Доля городского населения 84,4 % (2020). Численность сельского населения постепенно сокращается: если в 1990 г. она была на уровне 25,3 %, то в 2020 г. составляла 15,6 %.
К числу крупнейших агломераций (млн человек; 2015) относятся Сан-Паулу (19,6), Рио-де-Жанейро (11,9), Белу-Оризонти (4,7), Ресифи (3,7).
Население многих городов превышает 1 млн человек (2021; млн человек): Сан-Паулу (12,4), Рио-де-Жанейро (6,8), Бразилиа (3,1), Салвадор (2,9), Форталеза (2,7), Белу-Оризонти (2,5), Манаус (2,3), Куритиба (2,0), Ресифи (1,7), Гояния (1,6), Белен (1,5), Порту-Алегри (1,5), Кампинас (1,2), Сан-Луис (1,1), Сан-Гонсалу (1,1), Масейо (1,0).
Численность экономически активного населения 117,2 млн человек, или 68,1 % населения (2020). Доля занятых составляет 49,4 % населения трудоспособного возраста. Численность работников в сфере формальной занятости (официально зарегистрированной деятельности в экономике) составила 43,0 млн человек (2020). В структуре занятости на третичный сектор приходится 69,5 % работающих, на вторичный – 20,7 %, на первичный – 9,8 % (2021).
Уровень безработицы 13,8 % (2020; 6,0 % в 2011), среди молодёжи (15–24 года) – 31,3 % (2020; 15,4 % в 2011).
Бразилия относится к числу стран с большим социальным неравенством. Коэффициент Джини составляет 0,489 (2020). Согласно данным национальной статистики, к категории бедных относится 24,1 % населения, согласно международным стандартам, за чертой бедности проживает 5,7 % (2020).
Религия
Преобладающей религиозной группой в Бразилии являются христиане. Подавляющее большинство из них католики, составляющие 50 % населения (по данным исследовательского центра Datafolha, 2019); протестанты составляют 31 %. Ни к одной из религиозных групп себя не относят 10 % бразильцев. Последователями спиритизма (кардекизма) себя считают 3 % жителей страны. Афробразильские синкретические религии исповедуют 2 % населения.
С последней трети 20 в. в Бразилии наблюдается сокращение численности католиков. В 1970 г. католиками себя считали 91,8 % бразильцев, в 2000 г. – 73,6%, а к 2010 г. численность католиков снизилась до 64,6 % (согласно исследованию Pew Research Center, 2010). Другая тенденция в изменениях религиозной ситуации в Бразилии – рост числа последователей протестантизма, прежде всего пятидесятничества (Pew Research Center, 2010). В 2000 г. протестанты составляли 15,4 % бразильцев, а к 2010 г. – 22,2 %. Число протестантов растет за счёт переходов из других конфессий, прежде всего католичества – согласно исследованию Datafolha, 44 % протестантов составляют бывшие католики. Бо́льшую часть бразильских протестантов составляют последователи различных пятидесятнических церквей (13 % населения, Datafolha, 2016). Самыми многочисленными евангелическими церквями являются пятидесятническая церковь Ассамблеи Бога (34 % евангельских христиан, Datafolha, 2016) и баптистская церковь (11 % евангельских христиан, Datafolha, 2016). В Бразилии также есть неопятидесятнические церкви, адвентисты, Свидетели Иеговы (организация признана запрещённой в РФ) и мормоны, которые не отмечены отдельно в переписях и опросах. По данным исследований Datafolha 2016 и 2022 гг., в Бразилии снижается число верующих, регулярно посещающих богослужения, как среди католиков, так и среди протестантов.
В Конституции Бразильской империи 1824 г. за католичеством был закреплён статус государственной религии. В Конституции Первой бразильской республики 1891 г. провозглашалась автономия церкви и государства, однако в результате этой реформы церковь не утратила политического влияния. Связь церкви и государства усилилась во время президентства Ж. Варгаса. Во время Эры Варгаса (1930–1945) был принят ряд законов, усиливших позиции католической церкви.
В 1970-х гг. Бразилия стала одним из центров движения теологии освобождения. Симпатии идеям социального равенства в среде бразильских католиков и движение теологии освобождения сформировались под влиянием участия католической церкви в сопротивлении военной диктатуре 1964–1985 гг. Бразильская конференция католических епископов отказывалась вслед за Ватиканом осудить теологию освобождения. Представители бразильского католического духовенства неоднократно выражали поддержку движениям за социальное равенство, а теология освобождения стала основой идеологии некоторых из них. К примеру, теология освобождения повлияла на одно из самых многочисленных политических движений Латинской Америки – бразильское Движение безземельных крестьян (Movimento dos Trabalhadores Rurais Sem Terra). Одним из наиболее влиятельных представителей теологии освобождения стал бразильский католический священник и богослов Л. Бофф. Ещё в 1960-х гг. возникли многочисленные общины верующих (Comunidades Eclesiales de Base), члены которых встречались для обсуждения идей теологии освобождения, чтения и интерпретации Библии, а также для осуществления благотворительной деятельности. Они состояли из представителей наиболее социально незащищённых слоёв общества и зачастую действовали в фавелах и сельской местности. Бразильские католики учредили многочисленные религиозные движения за социальную справедливость. К примеру, в конце1970-х гг. было создано афробразильское католическое движение против расовой дискриминации (Grupo de União e Consciencia Negra). В 1980–1990-х гг. получило развитие движение католического харизматического обновления, первые последователи которого появились в стране в конце 1960-х гг. Рост популярности харизматического обновления происходил параллельно со спадом популярности теологии освобождения и усилением консервативных тенденций в бразильском католичестве.
Как и во многих других католических странах, в Бразилии существуют локальные марианские культы. Наиболее популярным католическим культом является почитание Богоматери Апаресиды (Nossa Senhora da Conceição Aparecida), которая считается покровительницей Бразилии. Наряду с конвенциональной практикой католичества, в Бразилии распространён народный католицизм, в рамках которого почитаются святые, не признаваемые церковью официально. Одним из самых распространённых является культ Рабыни Анастасии (Escrava Anastacia), который также присутствует в афробразильских религиях.
Католическая церковь в Бразилии включает 45 архидиоцезов. Всего на территории страны 12 199 приходов Римско-католической церкви (Statistical Yearbook of the Church, 2020). В штате Рио-де-Жанейро в 2002 г. была учреждена Персональная апостольская администратура святого Иоанна Марии Вианнея для католиков-традиционалистов в непосредственном управлении Святого престола. В прямом подчинении Святому престолу также находятся военный ординариат и восточнокатолический ординариат. По данным 2021 г., в стране насчитывается 10,5 тыс. католиков восточного обряда.
В Бразилии также существует независимая католическая церковь вне общения со Святым престолом, Бразильская апостольская католическая церковь (порт. Igreja Católica Apostólica Brasileira), которая была основана в 1945 г. отлучённым католическим епископом. Доктрина церкви допускает разводы и отказ священства от целибата. На территории страны действуют 27 епархий (2023).
Третьей по численности религиозной группой являются последователи спиритизма (порт. espiritismo) А. Кардека. Последователи спиритизма появились в Бразилии в 1880-х гг. на волне популярности его сочинений. В Бразилии широкую известность получил Шику Шавиер (Francisco «Chico» Xavier, 1910–2002), медиум и автор около 400 сочинений о спиритизме. Помимо последователей кардекизма, есть сообщества, практикующие спиритизм в сочетании с элементами афробразильских религий и Нью Эйдж. В бразильском спиритизме пользуются популярностью различные практики исцеления. Бо́льшая часть спиритических сообществ имеет прохристианскую направленность.
В Бразилии имеют распространение синкретические религии, возникшие на основе африканских традиционных верований (в том числе народностей йоруба и банту), католичества и спиритизма, в том числе кандомбле, умбанда и кимбанда. Зачастую эти религии практикуются параллельно с католичеством, поэтому число практикующих умбанду и кандомбле выше, чем показывает статистика. Значительную часть последователей умбанды и кандомбле составляют афробразильцы, для которых приверженность этим религиям тесно связана с их этнической идентичностью. Афробразильские религии получили распространение в конце 19 – начале 20 вв. Одной из основ этих религий является почитание «ориша» (порт. orixás), богов и духов преимущественно африканского происхождения, которые часто являются персонификациями природных феноменов. Центрами афробразильских культов являются святилища, известные как terreiros. Более поздней локальной синкретической религией является Санто-Дайме (Santo Daime), сочетающая элементы христианства, спиритизма, верований афробразильцев, а также шаманизма коренных народов, в том числе почитание и употребление в ритуальных целях священных растений.
Подавляющее большинство представителей коренных народов исповедуют католичество и протестантизм. Есть независимые протестантские церкви, ориентированные непосредственно на сообщества коренных народов. При этом традиционные верования и практики продолжают существовать в их среде.
В последней четверти 19 в. в Бразилии получила распространение религия человечества О. Конта. В 1881 г. последователь идей Конта Мигел Лемус (Miguel Lemos) при поддержке своего сводного брата Раймунду Тейшейры Мендеса (Raimundo Teixeira Mendes) основал Бразильскую церковь позитивизма (Igreja Positivista do Brasil) в Рио-де-Жанейро. В последующие годы в стране появились другие сообщества позитивистов. Их основной целью было проведение реформ, таких как отмена рабства и установление федерализма, на основе учения Конта. Некоторые бразильские последователи Церкви позитивизма действительно оказали влияние на политику. К примеру, Деметриу Нунис Рибейру (Demétrio Nunes Ribeiro) был одним из учредителей Республиканской партии Риу-Гранди-ду-Сул и инициировал отделение церкви от государства при принятии Конституции 1891 г. Последователи Церкви позитивизма в современной Бразилии малочисленны. Храмы позитивизма в городах Рио-де-Жанейро, Порту-Алегри, Куритиба и Сан-Паулу продолжают действовать в 2020-х гг.
В Бразилии есть небольшие иудейские общины, состоящие преимущественно из потомков еврейских эмигрантов. По данным переписи, в 2010 г. в стране насчитывалось 107 329 последователей иудаизма.
По данным переписи 2010 г., в Бразилии насчитывалось 35 167 мусульман. Значительная часть мусульман Бразилии – ливанцы, которые прибыли в страну в результате миграции, вызванной гражданской войной в Ливане. Бо́льшая часть мусульман исповедуют суннизм.
Численность буддистов в 2010 г. составляла 243 966 человек. Первые буддийские сообщества в стране состояли из японских, китайских и корейских эмигрантов. В 1970-х гг. буддизм, прежде всего школ дзен и гелуг, стал распространятся среди бразильцев. На 2010 г. они составляли бо́льшую часть буддийской общины. Также в Бразилии проживает небольшое число последователей кришнаизма.
Рекомендуемые статьи
Средства массовой информации Бразилии
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура Бразилии