Бороро
Боро́ро́ (португ. bororo; самоназвание – boe), индейский народ в Бразилии (в основном на юго-востоке штата Мату-Гросу) и Боливии.
Численность 2,3 тыс. человек (2010, перепись). Говорят на языке бороро (бое) борорской семьи, возможно, относящейся к языкам макро-же. Используется письменность на основе латинской графики. Распространён также португальский язык. Особенности физического строения (высокий рост, массивный череп и др.) отличают бороро от большинства индейцев центральной Бразилии и сближают с населением патагонской пампы (т. н. пампиды). Часть бороро – католики, остальные сохраняют традиционные верования.
Предки бороро связаны с археологической культурой уру (9–10 вв.), близкой к предковой для индейцев же культуре арату: они перешли к оседлому образу жизни, выращивали горький маниок. Поселения состояли из 1–3 колец построек диаметром до 500 м. Во 2-й половине 17 – 1-й половине 18 вв. бороро под влиянием тупи перешли к выращиванию кукурузы. Первые контакты с европейцами (иезуитскими миссионерами) произошли в 17 в., интенсивные контакты существовали с середины 18 в. в связи с открытием месторождений золота. До 19 в. занимали территорию между верховьями рек Гуапоре и Арагуая.
Европейская колонизация привела к разделению на западных и восточных бороро. Западные бороро в основном были ассимилированы к началу 20 в. Северная группа западных бороро (умутина, самоназвание – балориэ, язык – умутина, родственный бороро) отличалась долихокефалией и сильным развитием бороды; ассимилирована в 1950–1960-х гг. Восточные бороро до середины 19 в. находились в изоляции, до 1887 г. оказывали вооружённое сопротивление колонизации, после подавления которого были созданы 5 резерваций (индейских территорий); небольшая группа живёт совместно с шаванте в силезианской миссии Санградоуру на северо-востоке Мату-Гросу.
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов и саванн Южной Америки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (кукуруза, горький и сладкий маниок и др.), охотой, собирательством, рыболовством. Современные бороро занимаются в основном работой по найму. Мужская одежда – фаллокрипт (получаемый юношей при инициации), во время церемоний – пояс из коры со знаками, указывающими на родовую принадлежность; из перьев делали головные уборы, ушные и губные втулки.
Традиционное жилище – длинный дом без стен, в котором проживает расширенная семья. В центре дома горит общий огонь, отправляются ритуалы и т. п. Поселение имеет кольцевую планировку, делится на половины, занимаемые экзогамными фратриями (Экзерае и Тугареге). В центре поселения – мужской дом (байто). Поселение возглавляется вождём (бое эймежера), имеет шамана (бари) и руководителя погребально-поминального культа (арое этавараре). Сохраняется деление на матрилинейные тотемные линиджи (во главе со старейшинами), объединяющиеся в кланы. Брак матрилокальный.
Известна богатая мифология. Основные обряды – погребально-поминальные (практикуется вторичное погребение) и инициации мальчиков (с шествиями в костюмах тотемов, до середины 20 в. – с применением гуделок) – недоступны для женщин.