Адвентизм
Адвенти́зм (от лат. adventus – пришествие), направление в протестантизме, возникшее в США в 1830-е гг. Основатель – баптистский проповедник У. Миллер (1782–1849), который, опираясь на собственное толкование библейских пророчеств, в 1831 г. назвал дату Второго пришествия Иисуса Христа – 1843–1844 гг. К началу 1843 г. число сторонников Миллера (миллеритов) достигло 100 тыс. человек. После того как пророчество не сбылось («великое разочарование»), сторонники Миллера выдвинули несколько других дат, а затем Х. Эдсон (1806–1882) предложил рассматривать 1844 г. как начало служения Христа на небесах, где он приступил к «следственному суду» над живыми и умершими (т. н. очищение святилища). В 1845 г. на съезде в Олбани, штат Нью-Йорк, миллериты создали Ассоциацию тысячелетнего пришествия и выработали религиозные догматы. Центральное место в доктрине занимало учение миллеритов о близости Второго пришествия Христа. Мир будет уничтожен огнём, но для верующих будет создана Новая земля; Второе пришествие будет сопровождаться воскрешением праведников, а после тысячелетнего царствования Христа воскреснут и грешники. В ходе споров по вопросам догматики миллериты разделились на несколько толков, среди которых крупнейшими являются Адвентисты седьмого дня (АСД), Христианская церковь пришествия, Церковь Бога (адвентисты), Союз жизни и пришествия, Церковь Бога (Орегон), Христианская церковь первозданного Адвента, Реформационное движение церкви АСД (адвентисты-реформисты) и Ветвь Давидова.
Церковь АСД организационно оформилась в 1863 г. на конференции в Батл-Крик, штат Мичиган. Главную роль в её создании сыграла Э. Г. Уайт, которую члены церкви почитают как пророчицу, а её сочинения считают боговдохновенными. Уайт проповедовала строгое соблюдение 10 заповедей Моисея. АСД отвергают общехристианские представления о бессмертии души, рае и аде. С их точки зрения, душа смертна так же, как и тело. Во время Второго пришествия праведники – живые и воскресшие – будут взяты Христом с Земли на небеса, а живые грешники будут уничтожены огнём. Следующую тысячу лет на Земле будут жить только Сатана и его падшие ангелы, которые будут побеждены и уничтожены Христом в конце этого периода. В это же время произойдёт т. н. второе воскрешение – воскреснут грешники, чтобы разделить судьбу падших ангелов и погибнуть в «озере огня». Земля будет очищена от зла, праведники вернутся на неё и создадут Новый Иерусалим, где и будут вечно пребывать с Христом. На основании видений Уайт АСД приняли т. н. санитарную реформу, согласно которой верующим запрещено употреблять в пищу свинину, моллюсков, ракообразных, пить чай, кофе, алкогольные напитки, курить табак и т. д. АСД не принимают участие в политической деятельности, отрицательно относятся к ношению и применению оружия. В армии члены церкви АСД служат преимущественно в нестроевых частях. Культ АСД включает в себя богослужение с чтением Библии, проповеди и пением гимнов; водное крещение погружением взрослых членов общины, омовение ног, причащение (неферментированным вином и пресным хлебом). Для церкви АСД характерна жёсткая централизация. Основная единица организационного устройства церкви – община; общины объединяются в местные конференции, а несколько местных конференций образуют унионную конференцию (унион). В дивизионы, создаваемые по региональному признаку, входит несколько унионов. К началу 21 в. в мире действовали 12 дивизионов, руководство которых входит в Исполнительный комитет Генеральной конференции, являющейся высшим органом церкви АСД. Центральные учреждения АСД расположены в Такома-Парк (штат Мэриленд). АСД проявляют высокую миссионерскую активность, т. к. считают, что Второе пришествие Христа зависит от того, как скоро все люди услышат адвентистскую проповедь. Они занимаются благотворительной деятельностью («Адвентистское агентство помощи и развития» тесно сотрудничает с ООН в деле оказания помощи пострадавшим от войн и стихийных бедствий). Церковь АСД содержит около 600 госпиталей, клиник и санаториев. В мире насчитывается около 13 млн приверженцев церкви АСД; общины существуют в 205 странах мира, литература издаётся на 245 языках.
Первая община АСД в России была организована швейцарским проповедником Л. Конради (1856–1939) среди немецких колонистов в крымском селе Бердебулат в 1886 г.; в 1890 г. Ф. Бабиенко создал русскую общину АСД в Ставрополе. В 1905 г., после издания указа «О свободе вероисповедания», была создана Восточно-Российская конференция (Российский унион) АСД, состоявшая из 3 «миссионерских полей»: южнороссийского, северороссийского и среднероссийского. В 1907 г. на учредительном съезде в Риге был избран первый председатель церкви АСД на территории России – И. Т. Бетхер; в 1908 г. был рукоположен первый русский проповедник К. С. Шмаков. К 1917 г. численность церкви АСД составила около 7 тыс. чел. После Октябрьской революции 1917 г. руководство АСД заняло лояльную позицию по отношению к советской власти. В 1920 г. был создан Всероссийский союз общин АСД под председательством Г. И. Лебсака, было создано издательство «Патмос», выпускавшее журналы «Адвентистский вестник», «Голос истины», «Благовестник» и др. С 1929 г., после принятия т. н. антисектантского законодательства, началось преследование властями АСД. К середине 1930-х гг. Всесоюзный совет АСД прекратил своё существование. После окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. возобновилась регистрация общин АСД; в 1946 г. был создан Всесоюзный совет АСД. После его запрещения в 1960 г. АСД находились на полулегальном положении до 27 мая 1979 г., когда в Туле на совещании представителей общин АСД был сформирован Республиканский совет церкви АСД в России. В 1981 г. все организации АСД в России объединились в Республиканский унион церкви АСД; в 1985 г. был создан временный Координационный совет АСД (во главе с М. П. Кулаковым) и установлен постоянный контакт с Генеральной конференцией АСД. В 1990-х гг. на съезде Генеральной конференции в Индианаполисе, США, церковь АСД в СССР получила статус 11-го Евро-Азиатского дивизиона Всемирной церкви АСД. В 1985–1992 гг. АСД в России создали такие учреждения как Духовная академия и Институт перевода Библии в посёлке Заокский (Тульская область), издательство «Источник жизни», радиоцентр «Голос надежды» (Тула), Московский центр здоровья, ряд школ-гимназий в Москве, Туле, Рязани и других городах. В июле 1994 г. в России были созданы 2 союза (униона) церкви АСД – Восточно-Российский (центр – Иркутск) и Западно-Российский (центр – Климовск). АСД контактирует с другими христианскими конфессиями России по вопросам социального служения и законодательных инициатив в религиозной сфере. В начале 21 в. численность АСД в России составляла около 50 тыс. человек.
Реформационное движение церкви АСД (адвентисты-реформисты, АР) появилось в годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. в результате раскола среди АСД в Германии. Заявление руководства церкви АСД в Германии о необходимости участия адвентистов в военных действиях (4 августа 1914) заставило часть из них выйти из состава церкви и создать свою организацию – «Пробуждение и реформационное движение» (1916), которая в 1925 г. на съезде в Готе (Германия) приняла статус церкви. В 1951 г. церковь АР распалась на 2 Генеральные конференции – это Международное миссионерское общество (Германия) и Американская генеральная конференция реформационного движения АСД (США). По вероучению и культу АР идентичны АСД. К началу 21 в. в мире насчитывалось около 40 тыс. адвентистов-реформистов.
В России АР впервые заявили о себе в 1923 г. В 1924 г., после того как на 5-м Всесоюзном съезде АСД было принято решение о том, что члены церкви АСД обязаны нести воинскую службу с оружием в руках, АР образовали свою организацию – Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня. АР считали недопустимым участие своих членов в советских общественных организациях и службу в армии. В 1929 г. АР организовали подпольный центр под названием «Российское поле адвентистов седьмого дня реформационного движения», который возглавил Г. А. Оствальд. В современной России действует «Церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня» (иное название – «адвентисты седьмого дня верного остатка»), точное количество членов которой неизвестно, т. к. общины не регистрируются.