Социокультурная общность шингуано
Социокульту́рная о́бщность шингуа́но (португ. xingu; самоназвание – укуче), группа индейских народов, социокультурная общность в Бразилии в верховьях реки Шингу (штат Мату-Гросу, Национальный индейский парк Шингу). Общность шингуано включает индейские народы, отличающиеся по языковой принадлежности, но близкие с точки зрения культуры.
К тупи по языку относятся:
авети (арауине, арауите, ауэти, ауэто, ауити, аутл, аветэо) на реке Куризеву численностью 192 человека;
камаюра (камаиура) на озере Ипаву и реке Шингу (численность 604 человека).
К южным аравакам с точки зрения языка относятся:
ваура (аура, уаура, ваужа) на реках Батови и Ронуру (численность 540 человек);
мехинаку (меинаку, маинаку, минако) на реке Куризеву (численность 286 человек);
явалапити (яулапити), которые населяют деревню около Поста Леонардо (численность 262 человека).
К карибам принадлежат:
куйкуро (куикуру, гуикуру, куркуро, самоназвания – ипаце-отомо, ахукуги-отомо, лахатуа-отомо) на реке Кулуэни (численность 653 человека);
нахуква (науква, нафуква, нафукуа, наква) на реке Кулуэни (численность 143 человека);
калапало на реке Кулуэни численностью 669 человек;
матипу (мариапе-науква) на реках Куризеву и Кулуэни численностью 157 человек и др.
258 человек на реке Шингу являются носителями изолированного языка трумаи. Все данные – оценка SESAI на 2014 г. Ряд племён, живущих на территории шингуано [суйя и тшукаррамае (часть северных каяпо) группы же, кайяби и журуна группы тупи], воспринимают культуру шингуано. Распространён португальский язык.
Шингуано в основном сохраняют традиционные культы, около 18% – христиане (из них около 1% протестанты).
Контакты с европейцами с конца 19 в., постоянные с 1950-х гг. Традиционная культура шингуано типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занятия – подсечно-огневое земледелие (маниок, кукуруза, ямс, фасоль, батат, сахарный тростник, тыква и др.; культивируют деревья пеки), рыболовство (в т. ч. с помощью ловушек и растительного яда), собирательство, охота (водяные черепахи, птицы – ради оперения); авети добывают из речных растений соль. Часть шингуано живёт в городах.
Развиты традиционные ремёсла (в т. ч. на продажу в городах) – плетение, резьба по дереву (церемониальные скамьи), в прошлом – изготовление лодок из коры и др.; ваура и мехинаку специализируются на производстве традиционной керамики, куйкуро и калапало – ожерелий из речных раковин, трумаи (в прошлом) – каменных топоров.
Шингуано имеют схожую социальную организацию, общие мифологические сюжеты (о сотворении мира и Морене – месте происхождения шингуано, обретении гончарного мастерства, культурных предметов и музыкальных инструментов), практикуют межэтнические браки, общие праздники (куаруп – обряд поминовения мёртвых), ритуальный обмен моитара, соревнования по борьбе ука-ука и др.
Традиционное поселение имеет круговую планировку, в центре – мужской дом, в котором хранятся запретные для женщин музыкальные инструменты (флейты). Жилище для большой семьи ульевидной формы со входами с противоположных сторон.
Одежда отсутствовала; женщины носили маленький треугольный передник (улури). Непременный атрибут мужчин и женщин шингуано – ожерелье из белых пластин речных раковин, носят серьги и головные украшения из перьев. Практикуют раскраску лица и тела красной (уруку) и чёрной растительными красками.
Счёт родства билинейный. Мужчины и женщины находятся в состоянии ритуальной вражды. Деревни возглавляются вождём (как правило, с наследственной властью) и шаманом (их атрибуты – ожерелье из клыков ягуара). Инициации мальчиков (со скарификацией, в прошлом – с принятием ядовитого напитка тимбо) и девочек (с перетягиванием нижних конечностей) сопровождаются длительной (до полугода) изоляцией.