Мундуруку
Мундуруку́ (munduruku, mundurucu; в переводе с языка соседнего племени паринтинтин – красные муравьи; самоназвание вайдженье, weidyenye, буквально – свои, наши люди; также майтапу, maytapu; пари, pari; караш-преташ, caras-pretas; бразильцы называли мундуруку пайкисе, paiquize, буквально – срезатели голов), индейский народ группы тупи в Бразилии.
Мундуруку живут на правобережье среднего течения Амазонки, в бассейне рек Тапажос и Кануман (резервации: Куата-Ларанжал на востоке штата Амазонас; Мундуруку, Саи-Синза, Прая-ду-Индио, Прая-ду-Мангэ и Каяби на западе штата Пара; Апиака на севере штата Мату-Гросу). Численность около 18 тыс. человек (2020, оценка SESAI). Язык подгруппы мундуруку тупийских языков. Письменность на основе латинской графики. Распространён также португальский язык, главным образом среди мужчин. Свыше половины мундуруку сохраняют традиционные верования, остальные – католики и протестанты.
Контакты с бразильцами с 1768 г. В 18 в. существовало 4 группы мундуруку: на реке Мадейра, на реке Тапажос, на реке Журуэна и на реке Шингу. В 1799 г. в устье реки Тапажос и в 1811 г. на реке Мадейра среди мундуруку были основаны первые христианские миссии. В конце 19 в. мундуруку насчитывали около 30 тыс. человек.
Мундуруку реки Мадейра к концу 19 в. подверглись значительной аккультурации, тогда как мундуруку реки Тапажос сохраняли традиционный образ жизни и доминировали в бассейне реки Тапажос. Воевали с апинайе, яваим, паринтинтин, мура и др., совершали и более далёкие военные экспедиции. Военная экспансия мундуруку распространялась на область от реки Мадейра до реки Токантинс. С конца 19 в. в сухой сезон приходили из глубинных областей на берега крупных судоходных рек, обменивая у речных торговцев каучук и продукты леса на промышленные товары, и постепенно оседали на новых местах. С конца 1970-х гг. участвуют в общественно-политическом движении. В 1989 г. прошла 1-я Генеральная ассамблея народа мундуруку. В 1991 г. создан Местный совет мундуруку верхнего Тапажоса (Conselho Indígena Munduruku do Alto Tapajós, CIMAT).
Традиционная культура типична для индейцев Амазонии. Занимались подсечно-огневым земледелием (выращивали горький и сладкий маниок, батат, ананасы, сахарный тростник, фасоль и др.), охотой, рыболовством и собирательством. Держали домашних животных, в том числе собак. В 21 вв. производят на продажу маниоковую муку, собирают орехи и каучук, с 1980-х гг. участвуют в золотодобыче. Мужчины занимаются плетением, женщины – гончарством (почти исчезло). Одежда – пояс и набедренная повязка из хлопка. Практиковалась татуировка тела (чёрно-синие вертикальные линии).
Деревни линейной и круговой планировки с мужским домом – навесом, обращённым на восток. Традиционное жилище овальное, с крышей, спускающейся до земли. Существовали инициации мальчиков и девочек. Делились на две экзогамные половины (Белой Луны и Красного Солнца), объединявшие 38 патрилинейных родов. Брак до рождения второго ребёнка уксорилокальный, затем неолокальный; среди вождей вирилокальный. Предпочтителен кросскузенный брак. Практиковались полигиния (у уважаемых воинов), левират. Система терминов родства бифуркативного типа, термины прямого обращения в поколении говорящего – генерационного типа. Сиблинги делятся по относительному полу.
Оружие – лук и стрелы с отравленными наконечниками, копья с копьеметалками, мечи-дубинки, топоры. До начала 20 в. сохранялась охота за головами; воин, добывший голову врага, соблюдал длительное сексуальное табу. Трофейную голову хранили в мужском доме и заговаривали для заманивания дичи. Голова воина мундуруку, погибшего в бою, выставлялась в деревне, и воины клялись ей отомстить за него. Коллективные ритуалы приурочивались к смене сухого и дождливого сезонов.
Для мифологии характерны рассказы о звёздах, Млечном Пути, свержении власти женщин, демиурге Карусакаибе. Практикуется шаманизм (шаман достигает транса посредством курения табака). Каждая родовая группа почитает своего духа-предка (тубо). Вместилищем духов предков служат длинные (до 1,5 м) флейты (кадуке), на которых играют во время мужских ритуалов, а также проливают через них напиток из маниока. Умершего заворачивали в гамак в скорченном положении и хоронили в доме. В знак траура женщины обрезали волосы, лица раскрашивали чёрной краской, пели протяжные песни.