Тукано
Тука́но (исп. tucano, tukano), группа индейских народов в Южной Америке.
Делятся на:
1) центральные и восточные тукано (собственно тукано, кубео, или кувео, десано, пиратапуйо, уанано, бара, макуна, туйука, вахиара, барасана, ванана, карапана, летуама, писамира, сириано, танимука, татуйо) в бассейне рек Исана, Ваупес и Апапорис на юго-востоке Колумбии (департаменты Ваупес, Амасонас) и северо-западе Бразилии (штат Амазонас);
2) западные тукано (корегуахе, майуна, тама, энкабельядо, или макагуахе, сиона, или даньягуахе) в верховьях рек Какета и Путумайо на юго-западе Колумбии (департаменты Какета и Путумайо), северо-востоке Эквадора и северо-западе Перу (департамент Лорето).
Численность центральных и восточных тукано составляет свыше 30 тыс. человек, западных тукано – до 4 тыс. человек (2016, оценка). Говорят на туканоанских языках, распространены также испанский и португальский языки. Около 60 % – католики (в Колумбии) и протестанты (в основном в Бразилии), остальные сохраняют традиционные верования.
Контакты с европейцами существовали с середины 17 в. (на Риу-Негру), постоянные – с середины 19 в. В конце 19 – начале 20 вв. тукано были вовлечены в процесс сбора каучука. Западные тукано разобщены, испытали сильное влияние кечуа и неиндейского населения. Центральные и восточные тукано вместе с рядом аравакских народов (кабияри, тариана) образуют социокультурную общность Ваупес.
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занимаются подсечно-огневым земледелием (сладкий и горький маниок, ананас, перец, каимо, гуамо, авокадо), охотой (в т. ч. со стрелометательной трубкой), рыболовством (центральные и восточные тукано с помощью ловушек), собирательством. Развито гончарство (ленточная керамика: горшки, тёрки для маниока), плетение.
Центральные и восточные тукано носили «пояс стыдливости» (пояс с куском тапы или ткани спереди) и набедренную повязку из тапы, западные тукано – кушму (рубаха из тапы или ткани). Распространена раскраска лица, ступней, коленей в красный и чёрный цвета. Во время ритуалов украшают себя головными уборами из перьев.
Известны мифы (о движении первопредков вверх по рекам с востока на запад, похождениях культурного героя Юрупари, происхождении священных музыкальных инструментов), развиты культ общинного большого дома – малоки, ныне исполняющего ритуальную роль; комплекс обрядов (юрупари), во время которых мужчины играют на священных горнах и флейтах (женщинам запрещено их видеть); почитание древних наскальных рисунков и петроглифов, священных водопадов и порогов. Сохраняются инициация мальчиков, праздники плодородия (персиковой пальмы, других фруктов). Имеются шаманы нескольких степеней (высшая – куму), употребляющие наркотические и галлюциногенные вещества – коку, табак, аяуаска (Banisteriopsis caapi), йопо (Anadenanthera peregrina) и др.
Существуют многочисленные общественно-политические ассоциации тукано: Ассоциация глав коренных народов верхнего течения реки Апапорис (Asociación de Capitanes Tradicionales del Alto Apaporis, ACTIVA); Ассоциация глав коренных народов области Яигохе-Апапорис (Asociación de Capitanes Indígenas del Yaigojé-Apaporis, ACIYA); Ассоциация глав коренных народов реки Пира-Парана (Asociación de capitanes indígenas del Pira-Paraná, ACAIPI) и др.