Же (группа народов)
Же (португ. jê; устаревшее – жес), группа индейских народов в Бразилии, говорящих на языках же. Общая численность около 100 тыс. человек. Делятся на северных, центральных и южных же.
К северным же относятся:
восточные тимбира, живущие на юге штата Мараньян, севере штата Токантинс, севере штата Гояс и на юго-востоке штата Пара (канела, или рамкокамекра, – 1,8 тыс. человек в 3 поселениях вместе с близкородственными апаниэкра; 2010, перепись; крао – 2,9 тыс. человек в 5 поселениях; крикати-тимбира – 0,9 тыс. человек; 2014, оценка SESAI);
апинайе, или западные тимбира (1,9 тыс. человек в 6 поселениях на севере штата Токантинс; 2010, перепись);
каяпо (11,7 тыс. человек в среднем течении Шингу, между реками Ирири и Риу-Фреску, на юге штата Пара и севере штата Мату-Гросу; 2014, оценка SESAI);
суйя (0,7 тыс. человек в верховье реки Шингу и на реке Кулуэни на севере штата Мату-Гросу; 2014, оценка SESAI).
Центральные же включают:
шаванте (18,4 тыс. человек в бассейне верхней Шингу на востоке штата Мату-Гросу; 2014, оценка SESAI);
шеренте (3,2 тыс. человек в 4 поселениях в междуречье Токантинс и Сону в штате Токантинс; 2010, перепись);
шакриаба (9,3 тыс. человек в штате Минас-Жерайс; язык утрачен; 2010, перепись).
Южные же (значительно отличаются от остальных же по языку и культуре):
каинганг (45,7 тыс. человек в штатах Сан-Паулу, Парана, Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул; 2014, оценка SESAI);
шокленг (1,9 тыс. человек в штате Санта-Катарина; 2010, перепись).
Среди предков же (кроме каинганг) – носители археологической культуры арату (8–9 вв.) с характерными большими круговыми поселениями и Т-образными каменными топорами. Контакты с европейцами с 18 в., постоянные – с 1920–1930-х гг., ряд народов (каяпо) продолжали конфликты с бразильцами до 1980-х гг. Большинство сохраняет свои языки, часть говорит только по-португальски.
Традиционная культура типична для индейцев саванн и тропических лесов Южной Америки. Основные занятия – бродячая охота и собирательство в сухой сезон и подсечно-огневое земледелие во влажный сезон (горький и сладкий маниок, кукуруза, батат, ямс). Распространяются животноводство, ремёсла, работа по найму.
Традиционное поселение (во влажный сезон) занимала эндогамная община численностью до 3 тыс. человек, делившаяся на экзогамные фратрии (половины), управлялось вождём с ограниченной властью, имело круглую или подковообразную планировку, часто на центральной площади – 1 или 2 мужских дома. Жилище – с крышей до земли, у шаванте – куполообразное, круглое – для нуклеарной семьи или длинный дом – для расширенной. Одежда отсутствовала.
Мужчины, прошедшие инициацию, вставляли в губы и мочки ушей ботоки (втулки-лабретки). Во время ритуалов тело раскрашивали, надевали костюмы из луба и плетёных циновок (канела), женщины обклеивались соколиным пухом. Системы родства (близкие к родственным системам у бороро) основаны на противопоставлении мужчин и женщин, с одной стороны, и родственников и свойственников – с другой. Брачное поселение уксорилокальное, в семьях вождей иногда вирилокальное. Распространены кузенные и более далёкие родственные браки. Системы терминов родства бифуркативные с генерационными скосами, которые не укладываются в бинарное противопоставление между «кроу» и «омаха», а отражают сложное переплетение патри- и матрилатеральности (уксорилокальности). Поколение дедов и бабок обычно классифицируется с учётом материнской и отцовской линий на 4 класса (отец отца, мать матери, отец матери, мать отца), что редко в Южной Америке. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Распространённая у же система экзогамных фратрий является, вероятно, стадиально более поздним способом выражения оппозиции родства и свойства, чем дравидийская система терминов родства, встречающаяся у мелких этнических групп Амазонии (в том числе у близких к же намбиквара). Характерна система «параллельного наследования» (parallel descent, sex affiliation), т. е. передачи личных имён, имущества, этнической принадлежности, членства в ритуальных обществах от отца к сыну, от брата или отца матери к сыну сестры или дочери, с одной стороны, и от матери к дочери, от сестры отца к дочери брата – с другой. У всех же и у бороро она проявляется в существовании у мужчин именных групп, основанных на правиле наследования личных имён (в основном патрилатеральных: от отца к сыну или от отца отца к сыну сына; у восточных тимбира и бороро – матрилатеральных, т. е. от брата или отца матери к сыну сестры или дочери), организованных вокруг мужских домов. Передача имени (вскоре после рождения ребёнка) сопровождается обменом дарами и плясками в масках. Женские имена не обладают социальной значимостью. Именные группы составляют основу мужского самосознания, тогда как в основе женского самосознания лежит уксорилокальность поселения; сочетание патрилатеральности с уксорилокальностью часто служит причиной острых политических конфликтов внутри деревенской общины, борьбы за власть. Сохраняются возрастные классы.
Распространены танцы (в том числе в масках), игры и состязания (бег с бревном и др.), тотемические культы. В мифологии бытуют представления о небесном и подземном мирах, сюжеты о Солнце и его спутнике-неудачнике Месяце, о разорителе орлиных гнёзд и похищении огня у ягуара, о битве двух братьев с птицей-людоедом, о дереве с кукурузой на ветвях, супруге-звезде, о женщинах, сошедшихся с тапиром и превратившихся в рыб, о появлении новых женщин, об амазонках и др.