Кадувео
Кадуве́о (португ. Kadiwéu; кадиувео, кадиуэо; от «кадигегоди» – одно из самоназваний мбайя в 18 в.), индейский народ группы гуайкуру на юго-западе Бразилии. Живут в трёх поселениях в районе г. Бодокена на западе штата Мату-Гросу-ду-Сул. Численность около 1,5 тыс. человек (2014, оценка SESAI). Язык (кадывейский) относится к языкам гуйакуру; письменность на основе латинской графики; на языке ведётся преподавание в начальной школе. Придерживаются традиционных культов, около 30 % – католики.
Кадувео – потомки мбайя, охотников и рыболовов Гран-Чако, заимствовавших в середине 17 в. у испанцев лошадь и перешедших к кочевой охоте. В конце 17 – начале 18 вв. кочевали в основном между реками Рио-Бермехо и Пилькомайо в восточном Чако. До 18 в. мбайя находились в хозяйственном взаимодействии с подчинёнными им группами оседлых земледельцев – араваков гуанá. Группа мбайя переселилась в начале 19 в. на восточный берег реки Парагвай и ассимилировала араваков гуана́, восприняв у них подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыквы, маниок, батат, бананы, табак), гончарство (в том числе сосуды с прочерченным и расписным орнаментом в виде меандра с лесенкой, характерным для индейцев Центральных Анд, и заимствованными от европейцев растительными мотивами), производство хлопчатобумажных тканей и др. Число лошадей у кадувео резко сократилось (в том числе из-за болезней, передаваемых укусами местного клеща), но они заимствовали у креолов крупный рогатый скот (в ритуалах использовался для верховой езды вместо лошади). Нынешние земли кадувео получили от правительства Бразилии за поддержку в войне с Парагваем 1864–1870 гг. Остальные группы мбайя были рассеяны в ходе войны и затем ассимилированы.
До 2-й половины 20 в. кадувео сохраняли охоту (мясо варили, сушили впрок; шкуры, в том числе покрытые геометрическим орнаментом, продавали креолам) и рыболовство, производство керамики и корзин на продажу, институт наследственных вождей, шаманизм (главный инструмент шамана – погремушка из тыквы), мифологию (мифы о выходе людей из-под земли; о происхождении окраски птиц, выкупавшихся в крови; образы Плеяд как группы детей или мужчины, спустившегося к девушке и возделавшего первый огород; трикстера, соблазняющего девушек; братьев-близнецов, встречающих женщину с зубастым лоном, и др.). Была развита сплошная татуировка тела.