Намбиквара
Намбиква́ра (nambikwara; на языке тупи – обладатели дырявых ушей; самоназвание – анунсу), индейский народ на юго-западе Бразилии. Живут в горах Серра-дус-Паресис в верховьях рек Журуэна, Гуапоре, Жипарана и Рузвельт (индейские территории на северо-западе штата Мату-Гросу и юго-востоке штата Рондония).
Различают северных намбиквара (ялакунте, или латунде; негароте, или лаконде; давенде, или таванде; мамаинде, алапминте, ялакалоре), сабане, южных намбиквара (халотесу, китаулу, савентесу, вакалитесу, алакатесу) и намбиквара верховьев реки Гуапоре (васусу, сараре, алантесу, ваикису, ааитесу и др.). Численность 2,4 тыс. человек (2014, оценка SESAI).
Говорят на намбикварских языках: севернонамбикварском (мамаинде-накаротхе), сабане (кулиманси, менее 10 говорящих) и южнонамбикварском (несу-вайсу, включает 12 диалектов). Для южнонамбикварского языка имеется письменность на латинской основе. Часть намбиквара перешла на португальский язык. Около половины намбиквара – христиане (протестанты и католики), остальные придерживаются традиционных верований.
Отличаются низким ростом (у мужчин около 1,6 м, у женщин около 1,5 м). Намбиквара упоминаются в португальских источниках 18 в. Численность перед началом регулярных контактов с пришлым населением (начало 20 в.) составляла около 10 тыс. человек, впоследствии резко сократилась в результате эпидемий; некоторые группы намбиквара вымерли полностью (тарунде). Первая христианская миссия была основана среди северных намбиквара в 1924 г. До 1930-х гг. оказывали вооружённое сопротивление колонистам.
Традиционная культура типична для индейцев саванн и тропических лесов Южной Америки. Основные традиционные занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (маниок, батат, ямс, кукуруза, бананы, арахис, тыква, табак), охота (ранее – с луком и отравленными стрелами), собирательство. В сухой сезон охотились мелкими группами, в сезон дождей жили в деревнях вблизи полей. Жилище из ветвей и пальмовых листьев, коническое (у северных намбиквара), полусферическое с 2 входами (река Журуэна) и прямоугольное (река Гуапоре). Не возделывали и не употребляли в пищу горький маниок (отказ от употребления горького маниока сохраняется у южных намбиквара). Развито плетение (корзины для переноски тяжестей, циновки). Не знали лодок и гамаков. Одежда отсутствовала. Руки и ноги украшали повязками из хлопковых нитей. Женщины носили ожерелья из деревянных бусин и зубов обезьян, в уши вставляли украшения из перьев попугаев, раковин; мальчики-подростки – деревянные вставки в носовой перегородке и в ушах; мужчины – головные уборы из перьев и перья в носу; шаманы – шапку из шкуры и ожерелье из клыков ягуара. Оружие – лук со стрелами, плоские деревянные мечи, также имевшие магическое значение при изгнании злых духов (атусу).
Система терминов родства «дравидийского» типа, в основе которого деление общества на «родственников» и «свойственников», связанных двусторонним кросскузенным браком, и деревенская эндогамия. Сиблинги делятся по полу и относительному возрасту. Кросскузены-шурины связаны отношениями подшучивания. Среди вождей развита полигиния. Практикуется инициация девочек (кроме намбиквара долины реки Гуапоре). Умерших хоронили в центре деревни. Намбиквара верят, что души умерших мужчин становятся ягуарами, а души женщин превращаются в ветер и гром. Развит шаманизм. Сохраняются этиологические мифы; тайные мужские ритуалы со священными бамбуковыми флейтами, которые запрещено видеть женщинам (хранились в специальной хижине в деревне, ныне их хранят в лесу). У алантесу известны носовые флейты. Песни в основном сольные (участие хора произвольное), монофонические, строфные.
Современные намбиквара работают сельскохозяйственными рабочими, есть свои учителя и медицинские работники.