Бразилия. История
Исто́рия Брази́лии, история Бразилии, государства в Южной Америке, с древнейших времён до периода современности.
Бразилия до прихода европейцев
Древнейшие люди на территории Бразилии появились не позднее 12–11-го тыс. до н. э. Юго-западная Бразилия, наряду с территориями современных Уругвая и Аргентины, входила в зону расселения охотников на крупных животных, в том числе на вымерших наземных ленивцев. На Бразильском плоскогорье известна культура Итапарика́, хозяйство которой было основано на собирательстве, охоте на мелкую и среднюю дичь; с ней связывают наскальные росписи стиля Нордэсте. В Восточной Амазонии древнейшие стоянки датируются рубежом 11–10-го тыс. до н. э.
В южной части Бразилии в среднем и верхнем течении реки Парана и в верховьях реки Уругвай около 7-го тыс. до н. э. появляется культура Умайтá (или Альтопараненсе). Во 2–3-й четвертях 1-го тыс. н. э. здесь распространяется керамика, становится известной кукуруза и другие культурные растения. На возвышенностях юго-запада Бразилии в 5–4-м тыс. до н. э. появляется культура Умбу́. Её создатели (вероятные предки индейцев чарруа) охотились на мелкую и среднюю дичь, использовали каменные наконечники с черешком, шлифованные топоры. На Бразильском плоскогорье около 7-го тыс. до н. э. распространилась культура Серранополис и близкие к ней культуры, известные также в Панаме, Колумбии, Эквадоре, на северном побережье Перу.
Древнейшие свидетельства о появлении земледелия на востоке Южной Америки обнаружены на нескольких стоянках 3–2-го тыс. до н. э. на территории штата Минас-Жерайс. О возможном выращивании растений свидетельствуют материалы культуры Итайпу́ (2-е тыс. до н. э., территория штатов Рио-де-Жанейро и Эспириту-Санту). В 8–9 вв. н. э. на Бразильском плоскогорье появляется культура Арату́ (предки индейцев же), хозяйство которой основано на выращивании горького маниока. Характерны большие, круглые в плане, поселения, Т-образные топоры. Родственную им культуру У́ру в Мату-Гросу, видимо, оставили предки бороро. Истоки их керамической традиции – т. н. керамика мина (район современного штата Пара; 3-е – середина 2-го тыс. до н. э.) или сходных культур. В 11–12 вв. н. э. в среднем течении реки Арагуая появляется культура Аруанá (предки индейцев каража). Как и у Арату́, в основе её хозяйства – выращивание горького маниока.
Колониальный период (1500–1822)
22 апреля 1500 г. португальский мореплаватель П. А. Кабрал назвал землю, открытую им в южной части Нового Света, островом Истинного Креста (Vera Cruz). После путешествия вдоль новооткрытых берегов А. Веспуччи португальцы убедились в том, что это был не остров, а обширный материк, и стали именовать его Землёй Святого Креста.
Колонизация новых земель шла медленно. Португальцы не нашли у местных индейцев ни золота, ни драгоценных камней, и поначалу их интересы в колонии ограничивались деревом, которое индейцы называли «пау-бразил». Оно содержало ценный краситель, и в лоциях моряков, а затем и в официальных документах открытые П. А. Кабралом пространства стали называться Землёй Дерева Бразил, а позже просто Бразилией. Поначалу лишь немногие португальцы (Д. Алвареш Курреа) осмеливались отправиться в Америку и обживать новые земли.
Попытки португальцев заставить трудиться на них индейцев большого успеха не имели, и в 1530-е гг. они начали ввозить в колонию рабов из Африки, хотя от идеи порабощения индейцев полностью не отказались. По состоянию на конец 16 в. в колонии было 43 тыс. белых жителей и 14 тыс. чернокожих рабов. Индейцев, численность которых с появлением европейцев неуклонно сокращалась, никто не считал. Они жили изолированными общинами и избегали контактов с европейцами.
Слабое освоение новых земель было связано не в последнюю очередь с ограниченностью людских ресурсов самой метрополии. По той же причине португальский двор отказался от централизованной системы управления колонией, подобной той, что ввели в Америке испанцы. В 1530-х гг. вся колония была разделена на 13 административно не связанных между собой капитаний. В них закладывались города (Сан-Висенти, 1532; Пиратининга, 1533, восстановлен в 1553–1554; Олинда, 1537; Сан-Салвадор, 1549; Сан-Себастьян-де-Рио-де-Жанейро, 2-я половина 1560-х гг.). Вместе с рыцарями и купцами в Бразилию устремились монахи. Наибольшую активность проявляли иезуиты, основавшие собственные хозяйства (редукции), где на положении крепостных трудились индейцы. В редукциях производились различные сельскохозяйственные и ремесленные товары, которыми прибыльно торговали святые отцы. Помимо монахов внутрь континента отправлялись бандейрас, ставившие своей целью захват индейцев.
Огромные территории, принадлежавшие португальцам в Америке, привлекали европейцев из других стран. В 1555 г. в бухте Рио-де-Жанейро высадились французы. Их предприятие имело религиозно-политическую окраску, поскольку инициаторами захвата бразильских земель выступили гугеноты. Эта особенность французской колонизации Бразилии предопределила её неудачу. Гугеноты, увязшие в религиозных войнах в самой Франции, не смогли завоевать твёрдых позиций в Южной Америке.
В 1624–1654 гг. на бразильском побережье появились нидерландцы. Они не только закрепились в капитании Пернамбуку, но, руководствуясь новейшими градостроительными принципами, построили на о. Антониу-Вас город Маурицстадт. Однако и их попытка утвердиться в Бразилии закончилась провалом. Нидерландцы натолкнулись на сопротивление португальских колонистов, а на коммуникациях в Атлантике им активно противодействовали англичане. Города на побережье Бразилии не раз подвергались нападениям пиратов, как это случилось, например, с Ресифи, разграбленным и разрушенным английскими корсарами в 1595 г.
С середины 16 в. на северо-восточном побережье Бразилии стали создаваться плантации сахарного тростника. Постепенно плантационное хозяйство получило распространение и во внутренних районах колонии. Наряду с сахарным тростником культивировались хлопчатник, рис и индиго. В южных капитаниях развивалось скотоводство.
На плантациях использовался почти исключительно труд чернокожих рабов. Последние нередко убегали в тропические леса. При нидерландцах беглые рабы создали на севере Бразилии некое подобие самостоятельного государства (в исторической литературе оно получило название Республика Палмарис) и на протяжении нескольких десятилетий (1630–1695) жили в условиях свободы. Не раз рабы восставали в 18 и 19 вв.
В начале 18 в. метрополия перешла к политике централизации управления колонией. В 1720 г. Бразилия была преобразована в вице-королевство со столицей в Сан-Салвадоре (Баия).
В конце 17 – начале 18 вв. в хозяйственной жизни Бразилии начался новый этап, связанный с добычей полезных ископаемых. Золотая лихорадка способствовала развитию внутренних районов, имевших горнорудные промыслы. В Вила-Рике (ныне Ору-Прету) – административном центре капитании Минас-Жерайс – быстро росла численность населения, возводились здания, по красоте и богатству ни в чём не уступавшие домам знати в метрополии. Разбогатевшие жители капитании стали посылать своих детей на учёбу в Европу. Развитию Бразилии способствовали и реформы в духе просвещённого абсолютизма, проводившиеся в Португалии в 1760–1770-х гг. маркизом С. Ж. ди Помбалом. Некоторые из них коснулись колонии: было разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, изгнаны иезуиты и т. д. В 1763 г. столица вице-королевства была перенесена в Рио-де-Жанейро. Но период процветания Бразилии оказался недолгим. В 1777 г. Помбал был отправлен в отставку, реформы в Португалии приостановлены, а колониальный режим ужесточён. В 1785 г. португальское правительство издало указ об уничтожении основанных в Бразилии мануфактур. Вслед за этим оно попыталось взыскать с колонии накопившиеся за несколько лет недоимки, невзирая на истощение в ней запасов золота и алмазов. В ответ на действия португальских властей в 1789 г. в Вила-Рике был подготовлен заговор, участники которого ставили перед собой цель добиться независимости капитании, а затем всей Бразилии. Руководил заговором прапорщик Ж. Ж. да Силва Шавьер, по прозвищу Тирадентис. Колониальные власти раскрыли заговор; его руководитель был казнён (1792), но примеру Тирадентиса были готовы последовать уже многие бразильцы. Сознанием образованных слоёв населения колонии всё больше овладевали идеи, получившие отражение в Декларации независимости США (1776), и лозунги Французской революции 18 в. В городах создавались масонские ложи, становившиеся прибежищем недовольных. В 1794 г. в столице был раскрыт новый заговор.
Наполеоновские войны вывели из равновесия всю систему международных отношений. Они нанесли удар и по правившей в Португалии династии Браганса, давно связавшей свою судьбу с Великобританией. В страхе перед армией Наполеона I, появившейся на Пиренейском полуострове, 29 ноября 1807 г. флот из 15 кораблей с королевской семьёй (включая принца-регента, будущего португальского короля Жоана VI) и двором отплыл из Белена (район Лиссабона) к бразильским берегам.
В 1815 г. Жоан VI объявил о создании Объединённого королевства Португалии, Бразилии и Алгарви и определил местом пребывания двора Рио-де-Жанейро, где разместились правительственные учреждения, высшие судебные органы, Бразильский банк, а чуть позднее Королевская школа наук, искусств и ремёсел. Обосновавшись на новом месте, королевский двор, принявший в свои ряды некоторых уроженцев колонии, стал вести ещё более роскошную жизнь, чем в Лиссабоне.
Португальская революция 1820 г. заставила Жоана VI вернуться в Европу (1821). Его сын Педру вступил в управление Бразилией в качестве принца-регента. Ослабленная отъездом короля и многих вельмож «португальская партия» стала отступать под напором придворных – уроженцев Бразилии. Лидером «бразильской партии» был Ж. Б. ди Андрада-и-Силва, который в январе 1822 г. возглавил бразильское правительство. Андрада-и-Силва опасался, что республиканские идеи, проникшие в бразильское общество и уже вырывавшиеся наружу во время восстания в Пернамбуку весной 1817 г., способны не только смести монархию, но и разрушить единство страны. Выход из положения он видел в провозглашении Бразилии независимым государством с монархической формой правления. Принц-регент уступил настойчивым просьбам «бразильской партии» и 7 сентября 1822 г. провозгласил Бразилию независимым государством, а 12 октября того же года принял титул императора под именем Педру I.
Бразильская империя (1822–1889)
В годы империи Бразилия оставалась аграрной страной с плантационной системой хозяйства, основанной на использовании рабского труда. С упадком золотодобычи основной доход бразильской казне стала приносить торговля кофе, культивирование которого началось в районе Рио-де-Жанейро ещё в 18 в. За годы империи кофейные плантации значительно расширились и стали занимать огромные пространства на юге и юго-западе страны.
Бразильские производители сахара не выдержали конкуренции на мировом рынке с плантаторами, ведшими хозяйство на Антильских островах, и некогда процветающие северо-восточные районы страны начали приходить в упадок. Расширение производства кофе потребовало привлечения дополнительной рабочей силы, привело к росту цен на рабов, которых в Бразилию доставляли огромными партиями, несмотря на ограничения и запреты, введённые европейскими державами, и Закон о запрете ввоза рабов, принятый бразильским правительством в 1831 г. Экономическое господство латифундистов обеспечило им доминирующую роль в политической жизни империи. В Бразилии сложилась система «доутурисму» (от португ. doutor – доктор) – «курунелисму» (от португ. coronel – полковник). Термином «доутурисму» обозначалась власть гражданской бюрократии, формировавшейся в основном из образованных представителей плантаторских семей, термином «курунелисму» – обеспечение правопорядка на местах национальной гвардией, «полковниками» которой являлись обычно крупные плантаторы, распространявшие свою власть на обширные территории. В эту систему не вписывались буржуазные элементы, средние слои, представители свободных профессий (формирующаяся интеллигенция), хотя их роль и вес в бразильском обществе неуклонно возрастали.
В 1825 г. Португалия признала независимость Бразилии. Бразильское правительство установило дипломатические отношения с ведущими странами мира, в том числе с Россией (1828). Большую роль в становлении российско-бразильских отношений сыграл генеральный консул России в Рио-де-Жанейро, учёный-натуралист Г. И. Лангсдорф. Неудачей закончилась для империи аргентино-бразильская война 1825–1828 гг. за обладание Восточным берегом (ныне Уругвай), унёсшая тысячи жизней и истощившая казну.
В соответствии с Конституцией 1824 г. правительство было ответственно перед монархом, который пользовался правом выбора и утверждения сенаторов из кандидатов, предлагаемых провинциями, и правом роспуска Палаты депутатов. Педру I поначалу пользовался поддержкой не только богатых бразильцев, но и простого народа. Однако вскоре стало ясно, что император, окруживший себя португальцами, плохо управляет страной и превращается в деспота. В империю из соседних республик всё активнее стали проникать радикальные идеи. Власти Бразилии пытались искоренять их силой, но это лишь накаляло обстановку. В 1831 г. в Рио-де-Жанейро начались волнения; напуганный ими Педру I отрёкся от престола в пользу своего малолетнего сына и покинул страну.
Педру II взошёл на трон в возрасте 5 лет, поэтому за него страной управлял регентский совет (с 1834 один регент), члены которого придерживались различных политических взглядов. Их объединяло бразильское происхождение, что и предопределило окончательный упадок португальского влияния при дворе монарха. Один из регентов, Д. Фейжо́, человек либеральных взглядов, задумал проведение реформ с целью демократизации системы управления. Однако из-за происков аристократии его регентство оказалось недолгим (1835–1837).
В 1830–1840-х гг. в различных бразильских провинциях неоднократно вспыхивали восстания под республиканскими и сепаратистскими лозунгами. Наиболее значительным среди них было выступление в Риу-Гранди-ду-Сул, которое получило название восстания «фаррапус» («оборванцев»). Это восстание, длившееся более 10 лет (1835–1845), возглавили состоятельные скотоводы. Они вовлекли в него полусвободных пастухов-гаушу, а также жителей городов провинции. В 1836 г. повстанцы провозгласили независимую республику. Её президент Б. Гонсалвис да Силва сумел создать сильную армию, а флотилией восставших успешно командовал бежавший в Бразилию от итальянских властей Дж. Гарибальди. Чтобы укрепить позиции центральной власти и стабилизировать обстановку в стране, 15-летний Педру II в 1840 г. был объявлен совершеннолетним и начал самостоятельное правление. Погасить восстание властям удалось с большим трудом.
К середине 19 в. широкое распространение в Бразилии получили идеи аболиционизма. Их пропагандировали популярный поэт А. ди Каштру Алвис, историк А. П. Малейру, автор 3-томного труда «Рабство в Бразилии», и другие интеллектуалы. Под давлением общественности бразильское правительство в 1850 г. признало работорговлю уголовным преступлением, а затем постановило считать рождённых в неволе после 28 сентября 1871 г. свободными. Число рабов в Бразилии неуклонно сокращалось: около 1850 – 2,5 млн человек, начало 1870-х гг. – 1,5 млн человек, середина 1880-х гг. – 1 млн человек. Но не столько действия политиков и интеллектуалов, сколько сдвиги в экономике преображали страну. В середине 19 в. в крупных бразильских городах зародилась новая промышленность, основанная на использовании наёмной рабочей силы и применении парового двигателя, начала формироваться банковская система. В этих условиях институт рабства превращался в социальный анахронизм.
Педру II до конца 1880-х гг. не решался пойти на полную отмену рабства, опасаясь вызвать смуту в государстве. Лишь в мае 1888 г. он подписал «Золотой закон», уничтожавший рабовладение. Но этот шаг не укрепил его положения. Демократически настроенные круги рассматривали рабовладение и монархию как нераздельные части единого целого и стремились к установлению в стране республиканского строя. В то же время плантаторы, которых закон 1888 г. лишил части собственности и общественного веса, отвернулись от Педру II. 15 ноября 1889 г. в Бразилии произошёл военный переворот, который возглавил маршал М. Д. да Фонсека. Педру II был низложен, и провозглашена республика. Императору предложили государственную пенсию, но он отказался от неё и покинул страну.
«Старая республика» (1889–1930)
Новая власть столкнулась с проблемой налаживания управления страной, поскольку взамен старой бюрократии могла предложить (особенно в провинции) только молодых офицеров, не имевших никакого административного опыта. Но и в самой военной среде не было единства. Уже в 1891 г. в ответ на роспуск М. Д. да Фонсекой парламента восстал флот, и глава государства был вынужден подать в отставку. Президентом Бразилии стал маршал Ф. Пейшоту, занимавший до этого пост вице-президента. Ему тоже пришлось столкнуться с заговорами и мятежами. Политическая ситуация в Бразилии несколько стабилизировалась только после 1894 г., с избранием президентом гражданского политика П. ди Морайса.
К этому времени центр экономической жизни Бразилии окончательно переместился на юго-восток, превратившийся в зону безраздельного господства производителей кофе. Доходы от экспорта этой культуры через банковскую систему перетекали в промышленную сферу, которая также быстро развивалась в этом регионе, прежде всего в городах Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Здесь росли фабрики, и вместе с ними поднимались новые классы – буржуазия и пролетариат. На переживавшем упадок севере по-прежнему хозяйничали латифундисты, которым противостояла масса безземельных или малоземельных крестьян. В 1896–1897 гг. в селе Канудус и его окрестностях (штат Баия) задавленные нищетой крестьяне объединились в общину (9 тыс. человек), которую возглавил самозваный пастырь Антониу Масиел, прозванный Консельейру (от португ. сonselheiro – утешитель). Он призвал крестьян порвать с греховным, несправедливым государством и построить Новый Иерусалим. Религиозно-анархистское движение в Канудусе встревожило правительство; крестьяне были приведены к покорности силой оружия. Жестокую расправу над ними описал Э. да Кунья, книга которого «Сертаны» (1902) потрясла бразильское общество. Религиозно-мистическую окраску имело и крестьянское движение на юге страны, получившее название Контестаду (от португ. contestado – спорное, вызывающее спор). Оно длилось несколько лет (1912–1916) и было с трудом подавлено армией.
В Первой мировой войне 1914–1918 гг. Бразилия не участвовала, хотя её правительство 26 октября 1917 г. объявило о вступлении в неё на стороне Антанты. Нарушение внешнеторговых связей в условиях войны стимулировало налаживание в Бразилии производства многих товаров, которые ранее импортировались из Европы и США. В этот период в Бразилии имели место крупные выступления рабочих и служащих (всеобщая забастовка в Сан-Паулу, июль 1917; стачки в Нитерое и Рио-де-Жанейро, ноябрь 1918). В 1919 г. президентом был избран юрист и дипломат Э. Песоа, возглавлявший бразильскую делегацию на Парижской мирной конференции 1919–1920 гг. Во главе бразильского государства впервые встал политик, не связанный с плантаторами – производителями кофе (но и не пытавшийся подорвать их позиции). Песоа инициировал проведение подробной переписи населения и принятие законов, регулирующих трудовые отношения, начал широкое дорожное строительство и проведение мероприятий по ирригации, оказал поддержку учреждениям науки и культуры. В годы его президентства при содействии всемирно известного микробиолога К. Шагаса в Бразилии был создан Департамент здравоохранения.
Деятельность Э. Песоа не нашла поддержки у олигархии. На выборах 1922 г. консерваторы добились избрания на пост президента своего кандидата – А. Бернардиса, губернатора штата Минас-Жерайс. В 1926 г. его сменил другой консерватор, бывший губернатор штата Сан-Паулу В. Л. Перейра ди Соза. В годы правления представителей кофейной олигархии усилилась финансовая зависимость Бразилии от Великобритании и США; американские займы брали как федеральное правительство, так и власти штатов. Внутри страны президенты-консерваторы проводили откровенно репрессивный курс, отвергали модернизационные проекты, предлагавшиеся оппозицией.
Недовольство властью охватило различные слои общества, проникло в армию. В июле 1924 г. вспыхнуло восстание воинских частей в Сан-Паулу. Тенентистам (от португ. tenente – лейтенант), как называли участников этого движения, не удалось свергнуть режим, но поход мятежной колонны через всю Бразилию – с юга на север (1924–1927) – революционизировал страну. Руководители колонны Л. К. Престес, М. Коста и другие стали национальными героями и затем долгие годы играли важную роль в политической жизни страны.
Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. в значительной степени отразился и на Бразилии. И без того непростую ситуацию осложнили действия бразильского правительства, начавшего скупать нереализованные запасы кофе и уничтожать их, чтобы поддержать высокие цены на этот продукт («валоризация кофе»). Политика, направленная на защиту интересов латифундистов, разоряла бюджет и ухудшала положение широких слоёв населения.
К президентским выборам 1930 г. умеренная оппозиция консолидировалась и создала «Либеральный альянс» – партию, отражавшую интересы национальной буржуазии и провинциальных политических элит (прежде всего штата Риу-Гранди-ду-Сул). Её лидерам удалось привлечь на свою сторону часть руководителей тенентистского движения. Кандидатом на выборах от «Либерального альянса» стал опытный политик – губернатор штата Риу-Гранди-ду-Сул Ж. Варгас. Не добившись победы на выборах, либералы отказались признать их результаты, в октябре 1930 г. подняли восстание и взяли власть в свои руки.
«Эра Варгаса» (1930–1964)
«Либеральная революция» покончила со «старой республикой». Но оттеснённые от власти политические силы не сдались. В июле – сентябре 1932 г. в борьбу с новым правительством вступили «конституционалисты» Сан-Паулу – политический блок, который объединял демократов, усмотревших в действиях Ж. Варгаса попытку установить диктаторский режим, и консерваторов, стремившихся взять реванш. Варгас разгромил «конституционалистов» и, чтобы исключить возможность возобновления активных действий оппозиции, привлёк некоторых из них к управлению государством. Тем же способом он решил проблему радикального крыла «Либерального альянса» – тенентистов, произведя, как говорили тогда в политических кругах, «лейтенантов в полковники».
В 1934 г. в Бразилии было созвано Учредительное собрание, принявшее новую конституцию; в том же году Ж. Варгас был избран президентом и начал проводить политику ускоренной индустриализации, целью которой являлась коренная перестройка социально-экономических основ государства. Он умело использовал ситуацию с нехваткой ликвидных средств, приведшую к сокращению импорта, для стимулирования капиталовложений в развитие отечественного промышленного производства. Уже в первые годы своего правления Варгас издал ряд протекционистских декретов, уравнял женщин в правах с мужчинами, ввёл 8-часовой рабочий день для трудящихся промышленных предприятий. Им была начата кампания фактически принудительной синдикализации, в ходе которой рабочие были объединены в профсоюзы, предприниматели – в синдикаты, а трудовые конфликты стали улаживаться через эти институты под контролем и при участии правительственных чиновников. Чтобы производители аграрной продукции (а она давала главную часть национального дохода) не перешли в активную оппозицию, Варгас отказался от какого-либо вмешательства в социально-экономические отношения в сельском хозяйстве, в котором по-прежнему безраздельно господствовали латифундисты.
В 1930-х гг. Бразилия, как и многие государства, пережила период политической поляризации и радикализации общества. Резко активизировалось левое движение, ядром которого была коммунистическая партия (КП), быстро укреплявшая свои позиции, после того как её возглавил Л. К. Престес. На другом полюсе бразильского общества набирало силу фашистское движение («интегралисты»), у которого были влиятельные покровители в правительственных кругах. Ж. Варгас считал и тех и других своими политическими конкурентами и серьёзной помехой на пути осуществления намеченных планов. В 1935 г. он разгромил левых, объединившихся в Национально-освободительный альянс, а в 1937 г. – «интегралистов», попытавшихся захватить власть. В ноябре 1937 г. Варгас распустил Национальный конгресс, запретил все политические партии и объявил о создании «Нового государства» (Estado Novo), конституция которого заимствовала главные положения основных законов салазаровской Португалии, фашистской Италии и режима «санации» в Польше. «Новое государство» строилось на принципах корпоративизма, все его силы направлялись на создание национальной промышленности. Вслед за крупнейшей промышленной компанией Lloyd Brasileiro, национализированной ещё в 1936 г., в 1938 г. в государственную собственность перешла нефтяная промышленность; в 1940 г. был принят 5-летний план общественных работ и укрепления национальной обороны; в 1941 г. началось строительство самого крупного в Латинской Америке металлургического комбината Volta Redonda (вступил в строй в 1946); в 1942 г. создана ведущая государственная промышленная корпорация Vale do Rio Doce.
На международной арене Ж. Варгас маневрировал между старым партнёром – США и новым партнёром – Германией, с которой активно развивал экономические связи (в 1938 она вышла на 1-е место в списке стран, из которых Бразилия импортировала товары). Целью этих манёвров являлось получение выгодных кредитов и обеспечение дополнительных товарных поставок в Бразилию. Но так не могло продолжаться бесконечно долго. В итоге Варгас предпочёл союз с США, роль которых во внешней торговле Бразилии в последующие годы резко возросла (в 1938–1946 доля США в бразильском импорте увеличилась с 24 до 58 %, в экспорте – с 34 до 42 %). 22 августа 1942 г. Бразилия объявила войну державам «оси», конфисковала собственность их компаний и направила свои войска (пехотную дивизию и авиаотряд) сражаться в Европу. 2 апреля 1945 г. Бразилия установила дипломатические отношения с СССР.
В годы Второй мировой войны 1939–1945 гг. под влиянием антифашистской борьбы в Бразилии усилились демократические настроения. Ж. Варгас не мог их игнорировать. Он начал подготавливать реформу политической системы и восстановление демократической формы правления. Им были созданы Бразильская социал-демократическая партия (СДП; состояла из представителей различных социальных групп, связавших свою политическую судьбу с диктатором Варгасом) и Бразильская рабочая партия (опиралась на профсоюзы). На политической сцене Бразилии появился также пёстрый по своему составу Национально-демократический союз (НДС), в котором сплотились правые и центристские элементы, находившиеся в оппозиции Варгасу. Быстро возрождалась КП, лидер которой Л. К. Престес был выпущен из тюрьмы. Многие крупные деятели культуры, такие как писатель Ж. Амаду, архитектор О. Нимейер, примкнули к коммунистам. В 1945 г. Бразилия присоединилась к Декларации Объединённых Наций.
Правые элементы в армейских кругах с тревогой наблюдали за изменениями в общественно-политической жизни страны и колебаниями самого Ж. Варгаса, готового к контактам даже с коммунистами. 29 октября 1945 г. они совершили государственный переворот и отстранили его от власти. На президентских выборах 2 декабря 1945 г. победил баллотировавшийся от социал-демократов генерал Э. Г. Дутра, занимавший при Варгасе должность военного министра. 18 сентября 1946 г. была принята новая конституция.
«Холодная война» оказала серьёзное влияние на внутреннюю политику правительства Бразилии. В 1947 г. Бразильская КП и руководимые ею профсоюзы были запрещены, а депутаты-коммунисты изгнаны из конгресса. 2 сентября 1947 г. в Рио-де-Жанейро латиноамериканскими странами и США был подписан договор «О взаимной помощи», в подготовке которого Бразилия приняла активное участие. 20 октября 1947 г. Бразилия разорвала дипломатические отношения с СССР (восстановлены 23 ноября 1961).
В экономической сфере правительство Э. Г. Дутры продолжило курс на индустриализацию. Бразильское государство активно участвовало в реализации экономических проектов, что обеспечило высокие темпы роста промышленности, значительно опережавшие темпы роста сельского хозяйства. За 1940-е гг. число промышленных предприятий в Бразилии удвоилось. Страна стала аграрно-индустриальной.
Правительству Э. Г. Дутры не удалось поднять уровень жизни населения, а восстановленная им система полицейской «опеки» вызывала недовольство бразильцев. Этой ситуацией воспользовался Ж. Варгас, возглавивший либеральную оппозицию. На выборах 1950 г. он одержал триумфальную победу. Вернувшись к власти, Варгас с удвоенной энергией взялся за проведение реформ. Были приняты меры по ограничению деятельности иностранных монополий, захвативших в первые послевоенные годы сильные позиции в бразильской экономике, установлена государственная монополия на добычу нефти, значительно увеличены годовые объёмы её добычи (с 79 тыс. баррелей в 1945 до 25 млн баррелей в 1959), создана государственная нефтяная компания Petrobras. В 1950-х гг. возникли новые отрасли бразильской промышленности – автомобилестроение, нефтехимия. Значительное внимание президент уделил социальным вопросам: повышению минимальной заработной платы, развитию трудового законодательства, которое было частично распространено также на лиц наёмного труда в аграрном секторе. Прекращено использование полицейских мер для подавления забастовочного движения. Хозяев и рабочих стали побуждать к поиску компромисса (если требовалось – при участии представителей власти).
В сфере внешней политики Ж. Варгас проводил курс на сотрудничество с США и в 1952 г. заключил с ними военное соглашение. Внутренняя политика Варгаса вызвала резкое недовольство правых сил, которые организовали против него новый заговор. В августе 1954 г. перед угрозой насильственного отстранения от власти 70-летний Варгас написал политическое завещание и покончил с собой.
На президентских выборах в октябре 1955 г. победил Ж. Кубичек (вступил в должность в январе 1956), не принадлежавший к числу соратников Варгаса, но являвшийся сторонником курса на индустриализацию. При нём началось строительство новой столицы государства – г. Бразилиа. Избранный президентом в октябре 1960 г. Ж. Куадрус (НДС) продолжил линию своего предшественника, но занял в международных делах более независимую позицию, что не устроило США и связанных с ними бразильских промышленников и финансистов. После визита в Бразилию министра базовой промышленности Кубы Че Гевары, которого Куадрус наградил высшей бразильской наградой – орденом Южного Креста, правые предприняли яростную атаку на правительство и 25 августа 1961 г. добились отставки президента. Но их не устраивал на высшем государственном посту и вице-президент-трабальист Ж. Гуларт. Поэтому правые добились замены президентской системы правления на парламентскую, рассчитывая, что реальные рычаги власти окажутся в руках премьер-министра, которого они выдвинут из своей среды.
Однако премьером был избран Т. Невис, сотрудничавший ещё с Ж. Варгасом. Гуларт и Невис пришли к власти в момент, когда Бразилия испытывала серьёзные экономические трудности. Её внешняя задолженность в 1961 г. превысила 2,4 млрд долл. Быстро набирали силу инфляционные процессы. Справиться с возникшими проблемами новым руководителям не удалось. Противоречия в бразильском обществе нарастали. Страну захлестнула митинговая стихия. В этих условиях в высших военных кругах созрел заговор. 31 марта 1964 г. власть в Бразилии захватила хунта.
Режим военной диктатуры (1964–1985)
Пришедшие к власти военные запретили политические партии, распустили конгресс; начались аресты левых и демократов. Гонения на свободомыслящих профессоров привели к отъезду многих из них за границу. Активисты левых и демократических партий подвергались преследованиям полицейскими органами, их также терроризировали законспирированные военизированные организации.
В решении экономических вопросов хунте удалось добиться успехов. Она использовала дирижистские методы экономической политики, привлекла иностранные капиталы, содействовала внедрению новых технологий и более эффективных методов управления и организации труда. Это позволило добиться высоких темпов роста бразильской экономики (до 10 % в год). Однако в социальной сфере ситуация не улучшалась. Хотя военным удалось затормозить рост стоимости жизни, положение широких слоёв населения Бразилии оставалось тяжёлым. Многие семьи, особенно многодетные, хронически недоедали.
Военное правительство установило тесные контакты с диктаторскими режимами Уругвая и Чили. Президенты-генералы в целом поддерживали внешнеполитический курс США, однако в ряде случаев (например, в вопросе о бывших португальских колониях в Африке) проводили независимую линию. Роль Бразилии на международной арене значительно возросла.
К концу 1970-х гг. в бразильском обществе всё явственнее стало проявляться стремление к восстановлению демократических институтов. Произошли изменения и в сознании правящей элиты. Генералы сочли, что угроза со стороны коммунистов и других левых устранена и к власти могут быть допущены гражданские силы. В Бразилии были разрешены политические партии, на 1982 г. назначены прямые выборы губернаторов штатов и мэров городов. Эти выборы принесли успех оппозиции, прежде всего трабальистам, победившим в Рио-де-Жанейро и штате Риу-Гранди-ду-Сул.
Восстановление демократии
Первые свободные выборы президента Бразилии состоялись в 1985 г. На них победил ветеран бразильской политики Т. Невис, придерживавшийся центристских позиций. Официальная передача власти ему военными должна была состояться в марте 1985 г. Незадолго до приведения к присяге Невис был госпитализирован (скончался 21 апреля), а полномочия президента принял на себя Ж. Сарней, политик, представлявший правоцентристскую Партию Бразильское демократическое движение (ПБДД).
В стремлении сдержать инфляцию правительство Сарнея в 1986 г. провело денежную реформу. Однако это не решило проблему, и в 1989 г. национальная валюта подверглась новой девальвации. В 1990 г. темпы инфляции достигли 1800 %. Сарней пытался провести аграрную реформу, но из-за яростного сопротивления латифундистов, объединившихся в Сельский демократический союз, который развязал на местах террор против крестьянских лидеров, реформа была сорвана. Попытка решить проблему наделения крестьян землёй путём раздачи участков в сельве под скотоводческие хозяйства также успеха не имела.
На выборах 1989 г. победил Ф. Коллор, бывший губернатор штата Алагоас, возглавивший правоцентристский блок. В 1991 г. он заключил соглашение с Аргентиной, Уругваем и Парагваем (вступило в силу в 1995) о создании Южноамериканского общего рынка. Но спад в бразильской экономике продолжался и при Коллоре. В 1990 г. национальный доход Бразилии сократился на 4,6 %. Сторонник либеральных рыночных концепций, Коллор снизил таможенные тарифы на импорт компьютеров из США, что нанесло удар по поднимавшейся национальной компьютерной промышленности. Негативно встретила бразильская общественность решение правительства о приватизации крупного металлургического комбината Usiminas. Бразилию потрясали коррупционные скандалы, в которые оказались замешанными не только лица из ближайшего окружения президента, но и он сам. Власть теряла остатки авторитета. По всей стране проходили манифестации, в которых участвовали миллионы бразильцев. Наиболее активно выступали студенты. В сентябре 1992 г. Коллор был отрешён от власти Палатой депутатов; обязанности президента стал исполнять вице-президент И. Франку. К этому времени экономика страны задыхалась от гиперинфляции, внешний долг достиг почти 125 млрд долл.
Правые партии утратили доверие избирателей, и на президентских выборах 1994 г. борьба за президентское кресло развернулась между Ф. Э. Кардозу (левоцентристская СДП) и профсоюзным лидером Л. Лулой да Силвой (обычно его называют Лула), представлявшим Партию трудящихся (ПТ). Победил Кардозу, но, не имея достаточной поддержки в конгрессе, он пошёл на политическое соглашение с ПБДД. В результате был избран центристский курс с явным креном в сторону экономического либерализма. Поначалу казалось, что Кардозу удаётся выправить положение в экономике (в 1997 Бразилия по размеру ВВП – 808 млрд долл. – вошла в число десяти ведущих стран мира), но в 1998 г. Бразилию вновь поразил экономический кризис. Началось «бегство» капиталов, усилилась зависимость от МВФ. Тем не менее на выборах 1998 г. Кардозу вновь одержал победу. В период его второго президентства положение в стране существенно не изменилось, и на выборах 2002 г. избиратели отдали предпочтение Луле да Силве. Имевший репутацию радикала, Лула да Силва на президентском посту стал проводить, однако, весьма умеренную политику. Его правительство разработало комплекс социальных программ, направленных на поддержку беднейших слоёв населения, установило жёсткий контроль над финансовой сферой, приняло антиинфляционные меры. При нём получили дополнительный импульс российско-бразильские отношения, что подтвердил визит бразильского президента в Россию в октябре 2005 г. В то же время при Луле да Силве Бразилию потрясла череда политических и коррупционных скандалов, в том числе в высших эшелонах власти.
1 января 2011 г. пост президента страны впервые в истории страны заняла женщина, Д. Русеф, баллотировавшаяся от правящей ПТ и с 2005 г. занимавшая пост главы администрации Лулы да Силвы. Русеф в целом продолжила курс своего предшественника. Во внутренней политике её главными целями стали реализация социальных программ («Семейная копилка», «Бразилия без нищеты», «Наука без границ»). Во внешнеполитической сфере Русеф традиционно стремилась к усилению международного авторитета Бразилии, укреплению её лидирующих позиций в интеграционном процессе в Южной Америке. В качестве одного из приоритетных направлений развития Бразилия стала рассматривать сотрудничество в рамках группы БРИКС. В июне–июле 2013 г. власти Бразилии столкнулись с протестными выступлениями населения, обеспокоенного ростом коррупции, всевластием полиции и спецслужб, ростом цен и тарифов (в частности, повышением на 20 % цен на проезд в общественном транспорте). Оппозиция упрекала правительство в больших тратах правительства на проведение Кубка конфедераций, чемпионата мира по футболу 2014 г. и Олимпийских игр 2016 г.
В октябре 2014 г. Русеф с небольшим перевесом победила во 2-м туре президентских выборов. Весной 2015 г. началась новая волна протестного движения. Недовольство населения вызвано ухудшением экономической ситуации в Бразилии (в 2014 рост экономики составил 0,1 %, уровень инфляции превысил 8 %), новыми коррупционными скандалами, растущими ценами и безработицей, девальвацией национальной валюты.
В сентябре 2015 г. Русеф была обвинена оппозицией в нарушении налогового законодательства и финансовых махинациях в ходе избирательной кампании 2014 г. В декабре 2015 г. по требованию оппозиции парламент начал процедуру импичмента против Русеф. 16 марта 2016 г. Русеф назначила Лулу да Силву главой своей администрации. Это решение вызвало новый виток протестных выступлений, участники которых обвинили Русеф в попытке защитить экс-президента от уголовной ответственности (эта должность предполагает уголовную неприкосновенность). 17 апреля 2016 г. более 2/3 голосов нижней палаты Национального конгресса Бразилии (парламента) проголосовали за импичмент Русеф, 12 мая импичмент поддержало большинство сенаторов. Русеф отстранена от должности на 180 дней (за это время Федеральный сенат должен был решить вопрос об окончательном устранении президента от власти), обязанности главы государства исполнял представитель ПБДД, вице-президент М. Темер, сформировавший новое правительство (в печати прошла информация, что переход Темера в ряды противников Русеф объясняется его негласным сотрудничеством со спецслужбами иностранных государств). Русеф отвергала все обвинения в свой адрес и называла импичмент государственным переворотом, призванным положить конец широким программам социальных реформ. Ряд латиноамериканских стран выразили недовольство в связи с отстранением от власти Русеф: своих послов из Бразилии отозвали Сальвадор, Венесуэла и Эквадор.
Бразилия после 2015 г.
Внутриполитическое развитие
31 августа 2016 г. Федеральный сенат страны признал президента Д. Русеф виновной в нарушении налогового законодательства и финансовых махинациях и отстранил её от должности. Президентом Бразилии стал М. Темер; согласно конституции страны, как вице-президент он должен был завершить срок полномочий Русеф. Импичмент Русеф совпал с острым кризисом бразильской экономики 2014–2017 гг. Падение цен на экспортные биржевые товары Бразилии в течение всего 2014 г. привело к снижению темпов прироста реального ВВП, росту уровня безработицы и дефициту бюджета. Темер продолжил политику жёсткой экономии, принимал меры, нацеленные на устранение бюджетного дефицита, уменьшение инфляции и привлечение иностранных инвестиций. Государственные расходы были заморожены (за исключением индексации на инфляцию) на 20 лет, принято новое трудовое законодательство (расширены права работодателей, а профсоюзов – ограничены), реструктуризованы пенсии. Во время и после окончания президентского срока Темер был фигурантом нескольких уголовных дел, в президентских выборах 2018 г. не участвовал.
На выборах главы государства в 1-м туре голосования (7 октября) 1-е место занял Ж. Болсонару, набрав 46,0 % голосов, во 2-м туре (28 октября) Болсонару победил с 55,1 % голосов избирателей. Одним из его первых шагов на посту президента стало проведение пенсионной реформы, направленной на повышение пенсионного возраста (для мужчин с 60 до 65 лет, а для женщин с 55 до 62 лет) и введение прогрессивной шкалы пенсионных отчислений. Правительство Болсонару запустило программу приватизации, что также было вынужденной мерой по сокращению дефицита государственного бюджета. В 2019 г. упрощены правила приобретения и ношения огнестрельного оружия. Широкий общественный резонанс вызвала инициатива президента по вырубке тропических лесов в Амазонии. За период 2019–2022 гг. были сведены леса на площади, превышающей 45 тыс. км2, что пагубно отразилось на жизни коренного населения.
В период пандемии коронавируса COVID-19 Бразилия стала одним из мировых лидеров по числу заболеваний и смертности. Президент Ж. Болсонару неоднократно преуменьшал серьёзность болезни, высмеивал ношение масок, блокировал попытки ограничения работы предприятий, выступал против программы вакцинации и т. п.
На очередных выборах главы государства в октябре 2022 г. победу с небольшим перевесом над действующим президентом одержал Л. Лула да Силва (получил 48,4 % в 1-м туре, и 50,9 % – во 2-м). 1 января 2023 г. Лула да Силва в 3-й раз вступил в должность Президента Бразилии. Первые решения правительства Лулы да Силвы свидетельствуют о значительном изменении внутриполитического курса страны. Лула да Силва ужесточил правила ношения огнестрельного оружия, усилил меры борьбы с незаконной вырубкой лесов, свернул начатую Ж. Болсонару программу масштабной приватизации государственных предприятий.
Внешнеполитический курс
Во внешней политике в период президентства М. Темера и Ж. Болсонару обозначилась тенденция на укрепление взаимоотношений с США, усиление торгово-экономического взаимодействия между странами. В апреле 2019 г. правительство Болсонару объявило о выходе Бразилии из Союза южноамериканских наций (УНАСУР). В январе 2020 г. страна приостановила участие в деятельности Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК). Руководство Бразилии неоднократно выступало с критикой левых правительств латиноамериканских стран (Венесуэла, Никарагуа, Аргентина).
Одновременно Бразилия демонстрирует приверженность укреплению межгосударственного объединения БРИКС; в 2019 г. страна председательствовала в организации, 13–14 ноября 2019 г. в Бразилии состоялся 11-й саммит БРИКС, на котором была принята декларация, подводящая итоги бразильского председательства и определяющая дальнейшие пути сотрудничества. На региональном уровне Бразилия выступает за укрепление объединения МЕРКОСУР и его внешних связей. С приходом к власти левого правительства Л. Лулы да Силвы было объявлено о восстановлении членства Бразилии в СЕЛАК.
Российско-бразильские отношения
Дипломатические отношения между Россией (Российской империей) и Бразилией установлены 3 октября 1828 г. Впоследствии они дважды прерывались: в 1917 г. после Октябрьской революции (восстановлены в 1945) и в 1947 г. из-за установления в Бразилии военной диктатуры (восстановлены в 1961). Бразилия одной из первых (26 декабря 1991) признала Российскую Федерацию как независимое государство.
Российско-бразильские отношения характеризуются позитивной динамикой политических контактов на высшем и высоком уровнях. Политический диалог с начала 21 в. развивается в формате стратегического партнёрства; в 2000 г. подписан двусторонний договор о партнёрских отношениях, в 2010 г. – План действий стратегического партнёрства. Официальные визиты президента России В. В. Путина в Бразилию состоялись в ноябре 2004 г., июле 2014 г., ноябре 2019 г. В ноябре 2008 и в апреле 2010 гг. в качестве действующего президента Бразилию посещал Д. А. Медведев.
Бразильские лидеры посещали РФ с официальными визитами в январе 2002 г. (Ф. Э. Кардозу), в октябре 2005 и мае 2010 гг. (Л. Лула да Силва), декабре 2012 г. (Д. Русеф), июне 2017 г. (М. Темер), феврале 2022 г. (Ж. Болсонару). Действует Российско-Бразильская комиссия высокого уровня по сотрудничеству под руководством Председателя Правительства РФ и вице-президента Бразилии. Осуществляется плодотворное взаимодействие на площадках многосторонних форумов, главным образом БРИКС и «Группы двадцати».
Бразилия не присоединилась к антироссийским санкциям, введённым с началом Специальной военной операции на Украине. Вместе с тем 2 марта 2022 г. на 11-й чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН Бразилия проголосовала за принятие резолюции «Агрессия против Украины», требовавшей от России вывести её войска с территории Украины.