Бразилия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Брази́лии, художественная культура Бразилии.
Архитектура 17–18 вв.
В начале колониального периода живопись, скульптура и зодчество Бразилии сочетали в себе мотивы Возрождения (преимущественно его португальского варианта) и маньеризма; барокко распространилось к концу 17 в. Строились крепости и города; богатым декором покрывались фасады церквей; в их интерьерах позолоченные деревянная резьба и лепнина сочетались с росписями и алтарями-ретабло (монастырская церковь Сан-Франсиску в Салвадоре, 1686–1723, инженер М. Куаресма; «Золотая капелла» францисканского монастыря Санту-Антониу в Ресифи, 1696–1724; монастырская церковь Сан-Бенту в Рио-де-Жанейро, 1633–1798, архитектор Б. ди Сан-Бенту Коррея ди Соза и др.). Также для декора использовались португальские изразцы-азулежу (застройка исторического центра Сан-Луиса, включена в список Всемирного наследия), порой составлявшие серии из сюжетов жития святого (например, в церкви Сан-Франсиску в Олинде, 18 в.). В иезуитских миссиях сооружались крупные церкви в стиле барокко (в миссии Сан-Мигел-дас-Мисойнс, середина 18 в.; включена в список Всемирного наследия), при этом индейское население училось приёмам строительства и художественным ремёслам. В 18 в. с началом золотодобычи активно развивался штат Минас-Жерайс, где к середине столетия сложился локальный вариант барокко («барокко минейро»), отличающийся от прибрежных городов большей самобытностью; среди крупнейших мастеров – архитектор М. Ф. Лисбоа и его сын, архитектор и скульптор Алейжадинью (А. Ф. Лисбоа); ключевые памятники, исторический центр г. Ору-Прету и церковь Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньясе (1757–1777; скульптор Алейжадинью), включены в список Всемирного наследия.
Изобразительное искусство 16–18 вв.
Изобразительное искусство Бразилии в 16–17 вв. преимущественно связано с деятельностью религиозных орденов. Живописцами, скульпторами, резчиками по дереву были иезуиты Белкиор Паулу, Ж. ди Алмейда (алтарные картины в церкви Сан-Франсиску-Шавьер в Белене, 1668), выходец из Тироля И. К. Траэр, Ф. Кардин, бенедектинцы А. ди Жезус, Д. да Консейсан, Р. ду Пилар. Среди художников нередко были и выходцы из местного населения и среды африканских рабов. В числе последних – мастера 18 в. Алейжадинью, В. да Фонсека-и-Силва, Ф. дас Шагас, Ж. Т. ди Жезус, предположительно также М. да Коста Атаиди. Местных жителей и их быт, ландшафты, флору и фауну Бразилии запечатлели в середине 17 в. члены свиты Иоганна Морица, графа (с 1664 принца) Нассау-Зигенского, – голландские живописцы Ф. Пост, А. Экхаут, немецкий рисовальщик Ц. Вагенер. Во 2-й половине 18 в. художественное производство сосредоточилось в трёх центрах: Рио-де-Жанейро (скульптор В. да Фонсека-и-Силва), Минас-Жерайс [живописцы А. Родригиш Белу и М. да Коста Атаиди (плафон в церкви Сан-Франсиску-ди-Асис в Ору-Прету, 1801–1812); архитектор и скульптор Алейжадинью) и Баия. Крупный живописец Ж. ди Деус Сепулведа, однако, работал в Ресифи (иллюзионистическая роспись плафона собора Сан-Педру-дус-Клеригус, 1764–1768; ему также приписывается батальная роспись плафона «Битва у холмов Гуарарапис» в церкви Носа-Сеньора-да-Консейсан-дус-Милитарис, начало 1780-х гг.).
Архитектура конца 18 – начала 20 вв.
К концу 18 в. в архитектуре Бразилии проявился классицизм (парк Пасею-Публику в Рио-де-Жанейро, 1779–1783, план и оформление – В. да Фонсека-и-Силва), его распространению в зодчестве и изобразительном искусстве способствовало прибытие в страну по приглашению принца-регента (будущего португальского короля Жуана VI) Французской художественной миссии (1816) и основание в Рио-де-Жанейро Императорской академии художеств (1826) с французскими преподавателями-классицистами, в том числе архитектором О. Гранжаном де Монтиньи [здание Праса-ду-Комерсиу (биржа и торговая палата) в Рио-де-Жайнеро, 1820; с 1824 вместило таможню; ныне культурный центр «Французско-бразильский дом»]. В русле этого стиля также работали французские мастера П. Ж. Пезера, Л. Л. Вотье (здание театра «Санта-Изабел» в Ресифи, 1841–1850), Ю. Ф. Кёллер из Германии (план г. Петрополис, 1840-е гг.), уроженец Бразилии Ж. М. Ж. Ребелу (дворец Итамарати в Рио-де-Жанейро, 1851–1854). С середины 19 в. строились здания в русле историзма и эклектики (дворец Катети в стиле неоренессанса, архитектор К. Ф. Г. Венельдт), загородные имения подражали своими формами поздним колониальным усадьбам-фазендам. Реализованы масштабные градостроительные проекты: парадные проспекты Паулиста (1891) в Сан-Паулу, Риу-Бранку в Рио-де-Жанейро (1903–1906). В начале 20 в. приобрёл популярность «неоколониальный стиль», где образцом вновь стали фазенды колониального периода.
Изобразительное искусство 19 в.
Для изобразительного искусства Бразилии в начале 19 в. стал определяющим переход от традиционной схемы художественного образования (ученичества в мастерской крупного живописца или скульптора) к регулярному преподаванию в Императорской академии художеств с опорой на современные – классицистические – французские образцы. Зарубежные художники также запечатлели природу Бразилии, её жителей и их быт (преподаватели Академии художеств Ж.-Б. Дебре и пейзажист Н.-А. Тоне, немецкий художник И. М. Ругендас). Во 2-й половине 19 в. в русле академизма, а также под влиянием позднего романтизма работали живописцы П. Америку ди Фигейреду-и-Мелу и В. Мейрелис, скульпторы Ф. М. Шавис Пиньейру и Р. Бернарделли; по примеру прибывшего в Бразилию немецкого пейзажиста Г. Гримма к пленэризму обратились Ж. Б. Кастаньету и А. Паррейрас. Национальные темы и сюжеты в то же время разрабатывали П. Америку ди Фигейреду-и-Мелу, В. Мейрелис, Ж. Феррас ди Алмейда Жуниор, Р. Амоэдо. Бытовые сцены в манере, близкой к наивному искусству, запечатлевал М. Дутра.
Архитектура 20–21 вв.
В архитектуре ар деко использовались мотивы керамики археологической культуры Маражоара на о. Маражо, и эти тенденции получили название «ар деко Маражоара» (многоквартирные дома Itaoca, 1928, и Itahy, 1932, в Рио-де-Жанейро). Над интерьерами и предметами декоративно-прикладного искусства в этом духе работал уроженец Страсбура A. Херборт, культура Маражоара также повлияла на художника В. ду Регу Монтейру.
Поворот к модернизму в бразильской архитектуре произошёл в конце 1920-х гг., когда по проекту выпускника Одесского университета Г. Варшавчика в Сан-Паулу начали строиться особняки в русле современного движения. Частных заказов на подобную архитектуру в тот момент не было, поэтому первый дом Варшавчик построил для своей семьи в 1928 г. на улице Санта-Крус; дизайн для его сада, одного из первых модернистских произведений ландшафтной архитектуры в стране, создан женой архитектора – М. Клабин Варшавчик. Второй дом (на улице Итаполис) был построен для сдачи в аренду и открыт для публики в марте – апреле 1930 г., когда там была организована выставка художницы Т. ду Амарал, скульптора В. Брешерета и др. Их произведения демонстрировались в контексте современной архитектуры и оформления интерьера этого дома (все предметы обстановки были созданы специально для него). Также в 1930 г. по проекту Варшавчика построен особняк Л. да Силва Праду на улице Баия; в том же году архитектор открыл совместно с архитектором Л. Костой мастерскую в Рио-де-Жанейро и в 1931 г. реализовал первый модернистский дом в этом городе, в районе Копакабана.
Ключевые черты бразильской архитектуры середины – 2-й половины 20 в. проявились уже в здании Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937–1943), построенном при участии Ле Корбюзье архитекторами Л. Костой, О. Нимейером, А. Э. Рейди и другими, определившими на ближайшие десятилетия архитектурное развитие страны: связь постройки с озеленением и благоустройством (ландшафтный архитектор Р. Бурле Маркс), продуманное включение в проект монументального искусства (здание оформляли художник К. Портинари, скульптор Б. Джорджи), учёт местного климата (солнцезащитные профили на северном фасаде, и др.), пластичность форм. Ключевыми для раннего бразильского модернизма постройками также стали комплекс квартир и офисов «Эстер» в Сан-Паулу (1938, архитекторы А. Витал Бразил, А. Маринью), штаб-квартира Ассоциации бразильской прессы в Рио-де-Жанейро (1939, архитекторы братья Марселу, Милтон и Маурисиу Роберту) и первая крупная самостоятельная работа Нимейера – развлекательный комплекс в Пампулье близ Белу-Оризонти (1942–1943; ландшафтный дизайн Бурле Маркса, панно из азулежус Портинари; включён в список Всемирного наследия). Международное внимание бразильский тропический модернизм привлёк благодаря национальному павильону этой страны на Всемирной выставке 1939–1940 гг. в Нью-Йорке (архитекторы Л. Коста и О. Нимейер).
В 1956–1960 гг. была в основном построена новая столица – Бразилиа, ставшая образцом градостроительства модернизма (генплан – Л. Коста, архитектор ключевых сооружений – О. Нимейер, ландшафтный дизайн – Р. Бурле Маркс; включена в список Всемирного наследия).
Ведущим бразильским архитектором середины – 2-й половины 20 в. был Нимейер; кроме него к архитектурной школе Рио-де-Жанейро принадлежали А. Э. Рейди, К. Портинью, Э. Э. Миндлин, Э. Ушоа, братья Роберту, Ж. Филгейрас Лима и др. В Сан-Паулу работали А. Витал Бразил, Р. Леви, О. А. Братке, З. Лотуфу, Э. Книзи ди Мелу, И. ди Кастру Мелу, Ф. Салданья. Свои экспериментальные проекты реализовывала Л. Бо Барди; вокруг Ж. Б. Вилановы Артигаса там сложилась собственная архитектурная школа, близкая брутализму (П. Мендис да Роша, Ж. Гедис, Ф. Пентеаду, П. П. ди Мелу Сарайва, Р. Отакэ и др.). В начале 21 в. работают архитекторы И. Вайнфельд, М. Коган, архитектурные бюро MMBB и SPBR.
Изобразительное искусство 20–21 вв.
В начале 20 в. под влиянием импрессионизма создавали произведения живописцы Э. Висконти и Б. ди Алмейда, неоклассицизма – скульптор В. Брешерет. В 1920-е гг. распространился модернизм, определяющим событием для этого стала «Неделя современного искусства» в Сан-Паулу (1922). Его представители – работавшие под влиянием экспрессионизма, кубизма и т. д. А. Малфатти, В. ду Регу Монтейру, Э. Ди Кавалканти, И. Нери, Т. ду Амарал, С. Диас и Л. Сегал. Художник и архитектор Ф. ди Карвалью создавал графические и живописные работы в русле экспрессионизма, был близок акционизму. В сфере монументальной живописи в 1930-е гг. работали К. Портинари, Р. Бурле Маркс, А. Волпи. Под влиянием кубизма находились М. Дакоста и К. Склиар, пейзажи плотными, корпусными красками писал Ж. Пансети, близок к примитивизму был А. да Вейга Гиньяр, к абстракционизму – А. Волпи. В русле сюрреализма работала скульптор М. Мартинс, абстракционизма – Б. Джорджи. Однако самыми известными произведениями середины 20 в. стали более натуроподобные статуя Христа-Искупителя на холме Корковаду (1931, скульптор П. Ландовски, инженер Э. да Силва Коста) и Мемориал павшим во Второй мировой войне (1960, архитекторы М. Кондер Нету и Э. Маринью, скульпторы А. Сескьяти и Ж. Катели Филью, художник А. Медейрус) в Рио-де-Жанейро, памятник бандейрантам в парке «Ибирапуэра» в Сан-Паулу (1936–1954, скульптор В. Брешерет).
Во время и после Второй мировой войны в Бразилию прибыли видные европейские художники-авангардисты (М. Э. Виейра да Силва, А. Сенеш, С. Флексор и др.), открылись первые музеи современного искусства, была основана художественная биеннале в Сан-Паулу (1951), что способствовало развитию абстракционизма. Его пионерами были С. Диас и А. Бандейра, в русле абстрактного экспрессионизма работали Манабу Мабэ, Отакэ Томиэ, И. Камаргу, И. Мохай, Ф. Крайцберг (также фотограф, график, скульптор), геометрического абстракционизма – А. Палатник, А. Мавиньер, И. Серпа, В. Кордейру, Ж. ди Баррос. Во 2-й половине 1950-х гг. Кордейру, Л. Шару, Э. Фьяминги развивали геометрическую абстрактную живопись в рамках «конкретного искусства»; представители «неоконкретного искусства» соединяли конструктивизм и дадаизм, привнося туда субъективные элементы (Л. Кларк, Э. Ойтисика, А. Карван, Л. Папи, А. ди Кастру и др.). Работала М. Шендель. Под влиянием политических перемен начала 1960-х гг. художники обратились к фигуративному искусству в духе поп-арта (Кордейру, Серпа, Г. Родригис, А. Э. Амарал, А. Диас). Как иллюстратор и монументалист получил известность Карибе.
В 1967 г. Э. Ойтисика создал инсталляцию «Тропикалия», давшую название особому культурно-политическому движению, ярче всего проявившему себя в музыке. Появились новые формы взаимодействия искусства и публики; художники работали с темами телесности, сенсорики, вовлекая зрителя в процесс создания произведения искусства, делая его соавтором. «Паранголе» и «Пенетравейс» Ойтисики построены на принципах хеппенинга и акционизма, Л. Кларк создавала интерактивные инсталляции, занималась перформативными телесными практиками с привлечением зрителей в качестве участников.
Проводившиеся в 1971 г. «Воскресенья творчества» в Музее современного искусства Рио-де-Жанейро собирали тысячи человек; художественная активность распространилась за пределами традиционных центров – Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу; народным искусством вдохновлялись керамист Ф. Бренанд, живописцы Джанира и М. Ауксилиадора да Силва (представители наивного искусства), А. Мая и др. В 1970-е гг. развивалось концептуальное искусство (С. Мейрелис, А. Барриу, Антонио Мануэль и др.). В 1980-е гг. получили известность абстракционисты Б. Мильязис, Д. Сенизи, Ж. Гинли, Л. Катунда, М. Надор, концептуалист Леонилсон, скульптор и живописец С. Романьолу и др., объединение неоэкспрессионистов «Каза 7» (Сан-Паулу); художники работали в рамках движения панка, создавали граффити. К концу 1980-х гг. к геометрическому абстракционизму в живописи и к созданию трёхмерных объектов обратились А. М. Таварис, И. ду Эспириту Санту, Ж. Лейрнер.
В начале 21 в. Э. Нету создаёт инсталляции, А. Варежан использует образы колониальной эпохи для размышлений об отношениях Бразилии и других стран в художественной сфере, работает концептуалист Ж. Дамасену, средства фотографии используют П. Тропи, Р. Кости, Р. Ренно, К. Бирренбах, М. Рестифф, скульптуры создают Ф. Райс и Г. Резенде, крупноформатные рисунки и живопись – С. Синту; образы истории искусства часто использует В. Мунис. К. Закканьини, Р. Нойеншвандер, Марепи, Л. Лима работают в разных художественных жанрах.
Среди фотографов – П. Верже, С. Салгаду.
Декоративно-прикладное искусство, дизайн
Бразильский дизайн мебели отличает широкое использование разных сортов дерева, плетёных поверхностей, простых, но часто массивных форм, а также предметов из ткани и металлических профилей. В середине 20 в. мебель и другие предметы быта проектировали архитекторы О. Нимейер, П. Мендис да Роша, Л. Бо Барди, дизайнеры Ж. Тенрейру, Ж. Занини Калдас, С. Родригис. В начале 21 в. в этой сфере работали У. Франса, братья Ф. и У. Кампана, К. Мотта, З. ди Занини, Э. Кармона, Л. Мартинс и Ж. ди Оливейра (студия Ovo), Ж. Алмейда, Р. Калишту, Ф. Мендис.