Пано
Па́но (исп. pano), группа индейских народов на западе Южной Америки. Живут на западе Бразилии (запад и юг штата Амазонас и запад штата Акри), востоке Перу (восток региона Лорето, регион Укаяли, север региона Мадре-де-Дьос) и севере Боливии (север департамента Бени). Делятся на северную, северо-центральную, южно-центральную, юго-восточную, западную и южную группы.
Северные пано проживают в бассейне среднего течения реки Жавари и реки Куруса. К ним относятся:
майоруна (майо-писабо, самоназвание – мацес) – 1,4 тыс. человек в Перу (2017, перепись) и 1,7 тыс. человек в Бразилии (2016, оценка);
корубо – 127 человек в Бразилии (2020, оценка);
матис (мушабо, дешан, микитбо) – 0,5 тыс. человек в Бразилии (2014, оценка);
писабо (писауа, писагуа) в междуречье Рио-Бланко и Тапиче – 0,6 тыс. человек в Перу (2006, оценка).
Северо-центральные, южно-центральные и юго-восточные пано обитают на плоскогорье Ла-Монтанья и его восточных отрогах.
К северо-центральным пано относятся:
чама – шипибо (сипипо, шетебо, чипео, чипио, калисека) и конибо (куниба, кониво, куниво, курибео) – около 34,2 тыс. человек в Перу (2017, перепись); исчезнувший народ сенси – в среднем течении реки Укаяли;
капанауа – 0,3 тыс. человек (2017, перепись); ишконауа (исконауа, исконава, искобакебу) – 25 человек (2017, перепись) и исчезнувший народ ремо – в бассейне реки Тапиче в Перу;
марубо – 2,1 тыс. человек (2014, оценка) – в верховьях рек Жавари, Куруса и Ипишуна в Бразилии.
К южно-центральным пано принадлежат:
яванауа – 0,9 тыс. человек в Бразилии (2014, оценка), 0,4 тыс. человек в Перу (1993, оценка), 0,2 тыс. человек в Боливии (2012, перепись); нукуини – 0,7 тыс. человек в Бразилии (2014, оценка), исчезнувшие народы тушинауа и шипинауа – в верховьях реки Журуа;
поянауа – 0,8 тыс. человек (2014, оценка) – в верховьях реки Моа в Бразилии;
яминауа (жаминауа, яманауа, юминауа) – 1,5 тыс. человек в Бразилии (2014, оценка), 0,6 тыс. человек в Перу (2017, перепись), 0,2 тыс. человек в Боливии (2012, перепись); амауака (амагуако, амеуаке, ипитинери, саяко) – 0,5 тыс. человек в Перу (2017, перепись), 0,2 тыс. человек в Бразилии; шаранауа (шаванауа, шавадава, маринауа, шаранауа) – 0,6 тыс. человек в Перу (2017, перепись); йора (юра, йоранауа, пано национального парка Ману, паркенауа) – 0,4 тыс. человек в Перу – в верховьях рек Укаяли, Журуа, Пурус и Пьедрас, на реках Мапуа и Мишагуа.
В группу юго-восточных пано входят:
кашинауа (кашйянауа, самоназвание хуни куин – «настоящие люди») – 2,5 тыс. человек в Перу (2007, оценка), 10,9 тыс. человек в Бразилии (2014, оценка) – на реках Пурус и Куранха;
катукина (каманауа, ваниннауа) – 1,2 тыс. человек в Бразилии (2014, оценка);
нукини – 0,7 тыс. человек (2014, оценка), пуйянауа (поианауа) – 0,8 тыс. человек (2014, оценка) – в верховьях реки Журуа.
Западные пано живут на реке Агуайтия в восточных отрогах Восточной Кордильеры в Перу: кашибо (какибо, касибо, качибо, каиво, самоназвание уни – «люди») – свыше 5 тыс. человек, и катаибо (какатаибо, какатаиу, нока) – 1,6 тыс. человек (2017, перепись).
Восточные пано [кашарари – 0,5 тыс. человек (2014, оценка)] – проживают на реке Абунан на юге штата Амазонас в Бразилии.
Южные пано [чакобо – 0,8 тыс. человек (2012, перепись), пакаура – 0,2 тыс. человек (2012, перепись), исчезнувшие шинабо] живут на правобережье нижнего течения реки Бени в Боливии.
Общая численность свыше 70 тыс. человек. Говорят на языках паноанской семьи пано-таканских языков. Ряд языков в Перу и Боливии являются официальными. Письменность на основе латинской графики. Распространены также испанский и португальский языки. Католики.
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов к востоку от Анд. Чама испытали культурное влияние жителей андского региона, вели постоянные войны с тупи-кокама. К приходу испанцев занимались подсечно-огневым и интенсивным (в затопляемой пойме Укаяли) земледелием, делали полихромную расписную керамику с геометрическим орнаментом, близким к орнаменту полихромной традиции Амазонии (конец 1-го – начало 2-го тыс. н. э.). Главные поселения насчитывали по 1000 и более жителей. В 17–19 вв. их численность сильно упала из-за эпидемий, с середины 20 в. вытесняются испано- и кечуаязычным населением. Сохраняется полихромная керамическая традиция.
Остальные народы пано, жившие в верховьях рек и на водоразделах, занимались подсечно-огневым земледелием, охотой с луком и стрелометательной трубкой, рыболовством и собирательством, примитивным ткачеством из дикого хлопка, изготавливали грубую неорнаментированную керамику. Некоторые группы (пакауара, карипуна и др.) изготавливали лодки из коры или долблёнки, практиковали геофагию (карипуна). Для всех пано характерны разведение только сладкого маниока, эндоканнибализм (поедание с кукурузной кашей пережжённых костей, до 17 в. – также мяса умерших сородичей), татуировка и раскраска лица и тела, изготовление ритуальных костюмов из перьев, отсутствие характерных для многих индейцев Амазонии мужских ритуалов; у некоторых народов существовало погребение в домах в больших сосудах; чакобо хоронили умерших в хижинах, которые затем покидались и сжигались.
До 20 в. у чама практиковались чернение зубов, деформация черепа, инициации девочек (включая обрезание), сопровождавшиеся ритуальной борьбой мужчин. У кашибо существовал каннибализм. Шаманы использовали в ритуалах табак, галлюциногенные напитки из Banisteriopsis caapi (аяуаска) и бругмансии. Был распространён обычай кувады.
Для мифологии характерны сюжеты о Большом речном змее как хозяине земных и речных животных, об огромном змее – радуге, научившем женщин наносить орнамент на керамику, о небесном ягуаре, о краже животными огня и культурных растений у жадного Инки. Музыкальные инструменты – флейты Пана, барабаны.
Общественные организации пано – Союз индейских общин долины Жавари (майоруна, корубо), Федерация туземных общин Пуруса (амауака, кашинауа, шаранауа, яминауа), Федерация туземных общин Укаяли, Федерация туземных общин нижней Укаяли (чама) и др.