Копленд Аарон
Ко́пленд Ааро́н (Аарон Копланд, Aaron Copland) (14.11.1900, округ Бруклин, Нью-Йорк – 2.12.1990, Норт-Тарритаун, штат Нью-Йорк, ныне Слипи-Холлоу), американский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель.
Родился в семье иммигрантов из литовских земель. Отец Харрис Моррис Копленд (1864–1945).
В 1921 г. учился у П. Видаля (композиция) и А. Вольфа (дирижирование) в Американской консерватории в Фонтенбло (под Парижем), в 1921–1924 гг. – в Париже у Н. Буланже (композиция) и Р. Виньеса (фортепиано).
Пропагандировал современную американскую музыку в США и странах Латинской Америки, с этой целью в 1928–1931 гг. организовал совместно с Р. Сешнсом серию концертов «Копленд – Сешнс консертс» (Copland – Sessions Concerts), в 1932–1933 гг. руководил фестивалями американской музыки в Яддо (колония художников в г. Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк), в 1927–1937 гг. читал лекции в Новой школе социальных исследований в Гарвардском и Принстонском университетах.
Инициатор создания Союза американских композиторов (1937; в 1939–1945 президент). Один из основателей Американского музыкального центра (1939), руководитель классов композиции и заместитель директора Беркширского музыкального центра в Танглвуде. Среди учеников: П. Боулс, А. Хинастера, Э. Раутаваара, Н. Рорем, Я. Новак, Э. Кригер. Гастролировал как дирижёр, в том числе в СССР (1960).
Один из основоположников и главных представителей композиторской школы США. Испытал влияние французской музыки 1920-х гг., неоклассицизма И. Ф. Стравинского (Первая симфония, 1928), джаза и др. Работал в современных техниках композиции – додекафонии (Cоната для фортепиано, 1941; Соната для скрипки и фортепиано, 1943; «Коннотации» для оркестра, 1962) и микрохроматики (в фортепианном трио «Витебск», 1928). В некоторых сочинениях Копленда ярко выражен национальный колорит: элементы латиноамериканского фольклора – в «Салоне Мексико» для оркестра (1936), влияние ковбойских песен и новоанглийских духовных гимнов – в балете «Парень Билли» (1938, Чикаго, балетмейстер Ю. Лоринг).
Особой известностью пользуются балеты Копленда: «Родео, или Флирт на сожжённом ранчо» (1942, Нью-Йорк, балетмейстер А. де Милль), «Весна в Аппалачских горах» (1944, Вашингтон, балетмейстер М. Грэхем), «Танцующие панели» (1963, Мюнхен, балетмейстер X. Розен, премьерой дирижировал автор).
Среди других сочинений: «Портрет Линкольна» для чтеца и оркестра (1942), симфонии (в том числе Вторая, «Короткая», 1933; Третья, 1946), Концерт для кларнета с оркестром (1948), 12 романсов на слова Э. Дикинсон (1950).
Музыка Копленда к фильмам оказала большое влияние на развитие американской киномузыки. За музыку к фильму «Наследница» режиссёра У. Уайлера (1949) Копленд получил премию «Оскар» (1950).
Среди исполнителей его сочинений: дирижёры С. А. Кусевицкий, Л. Бернстайн, кларнетист Б. Гудмен (премьера Концерта для кларнета, 1950, Нью-Йорк), органистка и пианистка Н. Буланже (премьера Симфонии для органа с оркестром, 11.1.1925, Нью-Йорк).