#Живопись в России 18 в.
Живопись в России 18 в.
Тег

Живопись в России 18 в.

Живопись в России 18 в.
Найденo 6 статей
Иван Бугаевский-Благодарный. Портрет Боровиковского. 1825
ЖивописцыЖивописцы
Боровиковский Владимир Лукич
Боровико́вский Влади́мир Луки́ч (1757–1825), российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. До 1788 г. в Миргороде, писал образы для местных церквей и портреты под влиянием украинского барокко. С 1788 г. в Санкт-Петербурге. В портретах до 1810 г. придерживался традиций сентиментализма («Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; М. И. Лопухиной, из рода Лопухиных, 1797), с 1810-х гг. испытал влияние ампира (портрет князя А. А. Долгорукого, 1811). Автор миниатюрных портретов (барона А. И. Васильева, около 1800; все – Третьяковская галерея, Москва). Писал иконы, в том числе для Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810). Среди учеников – А. Г. Венецианов.
Музеи, галереи
Музей «Садовое кольцо»
Музе́й «Садо́вое кольцо́», структурное подразделение Музея Москвы в Мещанском районе. Основан в 1970 г. как Музей трудовой и боевой славы Дзержинского района, с 1998 г. современное название и смена экспозиции на историко-краеведческую, посвящённую Мещанскому району. В основной экспозиции – история территории современного Мещанского района с древнейших времён до конца 19 в. (включает коллекцию археологических предметов, женских украшений славянских племён, печные изразцы 17 в., глиняные трубки и детские игрушки, фотографии, письма, газеты, журналы и финансовые документы москвичей 19 в.), реконструкция интерьера традиционного московского дома 19 в., стенды с информацией об истории России и Мещанского района 20 в., парфюмерные и аптечные пузырьки, фарфоровая посуда, денежные купюры, фотографии старой Москвы начала 20 в., предметы дореволюционных одежды и быта, документы и стенды, посвящённые послевоенной реконструкции Мещанского района, проведению Олимпиады 1980 г., перестройке и достижениям постсоветского периода. С 2014 г. в музее работает постоянная выставка «Сухарева башня», посвящённая утраченному в советский период памятнику архитектуры конца 17 – начала 18 вв.
Искусство
Живописцы
Шибанов Михаил
Шиба́нов Михаи́л (дата рождения неизвестна – ум. не ранее 1789), российский живописец. Происхождение и подробности жизненного пути художника достоверно неизвестны. В 1770-е гг. создал портреты сыновей и жены адмирала Г. А. Спиридова, а также его племянников Нестеровых. Сохранившиеся жанровые картины («Крестьянский обед», 1774; «Празднество свадебного договора», 1777; обе – Третьяковская галерея, Москва) отличает убедительная передача крестьянского жизненного уклада. В 1780-е гг. вольный живописец князя Г. А. Потёмкина-Таврического, по его заказу создал иконостас для Свято-Екатерининского собора в Херсоне (1783–1786). Написал портреты императрицы Екатерины II в дорожном костюме и её фаворита графа А. М. Дмитриева-Мамонова (из рода Дмитриевых-Мамоновых; оба портрета – 1787, Русский музей, Санкт-Петербург).
Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777
Термины
Подволочная картина
Подволо́чная карти́на (от «подволок» – плафон, потолок), в русском светском искусстве 16–18 вв. живописный плафон, потолочная роспись. Получила широкое распространение в интерьерах царских и боярских палат, где в 16–17 вв. отдавали предпочтение орнаментальным росписям, сюжетам из притч и астрологической символике (изображения солнца, планет, карты звёздного неба) или украшали потолки узорным («травчатым») письмом; в 18 в. обрела популярность аллегорическая и мифологическая тематика. Встречается в описаниях историка И. Е. Забелина: «Подволоки деревянных хором, украшаемые живописью, составлялись обыкновенно из нескольких штук, или клееных щитов, прикрепляемых к потолку комнаты... Иногда подволочные штуки были собственно картины, писанные на полотне» (Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. 1. Ч. 1. М., 1918. С. 189).
Искусство
Страны мира. Искусство и архитектура
Россия. Искусство и культура. Искусство. 18 в.
Иску́сство Росси́и 18 ве́ка, период развития искусства России. Петровские реформы предопределили превалирующую роль светской культуры над религиозной и взаимосвязи с западноевропейскими традициями, наиболее ярко проявившиеся в облике Санкт-Петербурга и Москвы. Значительна роль иностранных мастеров (россика; например, памятник Петру I в Санкт-Петербурге). Образование Академии художеств (1757). В архитектуре – размах дворцового и усадебного строительства (Царское Село, Зимний дворец, Архангельское).  Среди архитекторов – Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Ч. Камерон, Н. А. Львов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Ф. Кокоринов, Дж. Кваренги, И. Е. Старов. В изобразительном искусстве доминирует портретный жанр (И. Я. Вишняков, И. Н. Никитин, Андрей Матвеев, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, в скульптуре – Ф. И. Шубин), появляется историческая живопись (А. П. Лосенко), бытовая картина, пейзаж (Ф. Я. Алексеев, Семён Ф. Щедрин). Российская скульптурная школа – Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос. За пределами столиц воплощено более 400 градостроительных проектов (Тверь, Симбирск, ныне Ульяновск и др.). Сохраняет средневековые традиции деревянное зодчество Севера – Карелии. Проявления примитива (пермская деревянная скульптура, провинциальный портрет).
Дмитрий Левицкий. Портрет А. Ф. Кокоринова. 1769
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Россика
Ро́ссика, собирательное наименование творчества иностранных живописцев, скульпторов, архитекторов, графиков в России 18–19 вв. Термин вошёл в активный обиход в российском искусствознании в начале 20 в., главным образом, в отношении итальянских, французских, английских, немецких, австрийских, датских портретистов. В Западной Европе и Северной Америке этот термин обозначает комплекс литературных, изобразительных, музыкальных, видео- и других материалов (в том числе эмигрантских) о России.
Искусство