#Искусство и архитектура России 18 в.
Искусство и архитектура России 18 в.
Тег

Искусство и архитектура России 18 в.

Искусство и архитектура России 18 в.
Найденo 26 статей
Марсово поле, Санкт-Петербург
Произведения градостроительстваПроизведения градостроительства
Марсово поле (Санкт-Петербург)
Ма́рсово по́ле, площадь в Санкт-Петербурге. Современное название закрепилось за площадью в 1-й четверти 19 в., после установки здесь памятника А. В. Суворову в образе бога войны Марса (1799–1801, скульптор М. И. Козловский; в 1818 перенесён ближе к набережной Невы) и победы в Отечественной войне 1812 г. Архитектурное обрамление Марсова поля в основном сформировалось в конце 18 – 1-й трети 19 вв., важную роль в нём играет здание казарм лейб-гвардии Павловского полка (1817–1819, архитектор В. П. Стасов). После 1917 г. площадь приобрела современный вид: установлен памятник «Борцам революции» (1917–1919, архитектор Л. В. Руднев), создан регулярный партерный сад (1920–1923, архитектор И. А. Фомин, ландшафтный архитектор Р. Ф. Катцер). В 1957 г. здесь сооружён первый в СССР Вечный огонь.
Графики
Чемесов Евграф Петрович
Че́месов Евгра́ф Петро́вич (1737–1765), российский гравёр, педагог. Академик Императорской Академии художеств (1762). Произведения Чемесова – портреты Петра I (1759, с оригинала Ж.-М. Натье), И. И. Шувалова (1760, с оригинала П. Ротари), А. С. Строганова (1761, по рисунку Г. Ф. Шмидта), императрицы Елизаветы Петровны (1761, по оригиналам Л. Токке и Ротари), друга художника – актёра Ф. Г. Волкова (1764, с оригинала А. П. Лосенко), автопортрет (1764–1765, с оригинала Ж. Л. де Велли) – отличает виртуозное владение различными техническими приёмами (офорт, сухая игла, резцовая гравюра), стремление передать психологическое содержание образа. Руководитель гравировального класса при Академии художеств (1762–1765).
Евграф Чемесов. Автопортрет. 1761
Живописцы
Боровиковский Владимир Лукич
Боровико́вский Влади́мир Луки́ч (1757–1825), российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. До 1788 г. в Миргороде, писал образы для местных церквей и портреты под влиянием украинского барокко. С 1788 г. в Санкт-Петербурге. В портретах до 1810 г. придерживался традиций сентиментализма («Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; М. И. Лопухиной, из рода Лопухиных, 1797), с 1810-х гг. испытал влияние ампира (портрет князя А. А. Долгорукого, 1811). Автор миниатюрных портретов (барона А. И. Васильева, около 1800; все – Третьяковская галерея, Москва). Писал иконы, в том числе для Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810). Среди учеников – А. Г. Венецианов.
Иван Бугаевский-Благодарный. Портрет Боровиковского. 1825
Архитекторы, градостроители
Неелов Пётр Васильевич
Нее́лов Пётр Васи́льевич (1751–1846), российский архитектор и график, статский советник (1826). Сын В. И. Неелова. Брат И. В. Неелова. Ученик Ж.-Б. М. Валлена-Деламота; изучал садово-парковое искусство в Великобритании (1771–1775). Состоял (с перерывами) на службе в Конторе строений Царского Села как ученик (1762–1767) и помощник (1770–1778) своего отца. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку (1778–1783) и Санкт-Петербургском драгунском полку (1786–1790). Архитектор Канцелярии строений г. Николаев (1790 – 1793/1794). Архитектор Царскосельской конторы (1794 – 1801/1802), член (1802–1817) и архитектор (1817–1830) Царскосельского дворцового правления.
Алоизий Рокштуль. Портрет архитектора П. В. Неелова. 19 в.
Жилые сооружения
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Зи́мний дворе́ц в Санкт-Петербу́рге, памятник архитектуры барокко в России. Построен Б. Ф. Растрелли в 1754–1762 гг. Был резиденцией российских императоров, в июле – октябре 1917 г. – Временного правительства. Здание решено в виде мощного каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание его архитектуры подчеркивает пышная отделка фасадов и интерьеров. В 1922 г. бóльшая часть Зимнего дворца передана Эрмитажу (целиком передан в 1945). Включён в список Всемирного наследия в составе исторического центра Санкт-Петербурга.
Бартоломео Франческо Растрелли. Зимний дворец, Санкт-Петербург. 1754–1762
Архитекторы, градостроители
Неелов Илья Васильевич
Нее́лов Илья́ Васи́льевич (1748–1793), российский архитектор, представитель классицизма, мастер ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, живописец. Сын Василия Неелова и старший брат Петра Неелова. Архитектор Конторы строения Царского Села, где построил Крестовый мост в стиле шинуазри (1776–1779), павильоны Верхняя ванна и Нижняя ванна (1777–1779), Великокняжеский флигель Большого (Екатерининского) дворца (1788–1792; перестроен в 1811 для нужд Императорского Царскосельского лицея), Баболовский дворец в стиле неоготики (1783–1785).
Илья Неелов. Великокняжеский флигель Большого (Екатерининского) дворца, Царское Село (ныне Пушкин). 1789–1792
Графики
Щирский Иван
Щи́рский Ива́н (в монашестве Иннокентий) (около 1650 – после 1714), мастер резцовой гравюры. Прежде чем стать монахом Киево-Печерской лавры (1697), работал в Вильно (ныне Вильнюс; до 1682), Чернигове (с 1683), Киеве (1687), Москве (1688–1689), Любече (с 1690). Сохранилось 28 гравюр на аллегорическую и религиозную тематику [аллегорическая гравюра к сочинению Лазаря (Барановича) «Благодать и истина» с изображениями в том числе царевича Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны, 1683], интерес к передаче пространства и объёмности формы в которых демонстрирует переход от средневекового искусства к искусству Нового времени.
Иван Щирский. Репродукция гравюры, посвящённой ректору Киево-Могилянской академии Прокопию Котожикскому. 1884
Скульпторы
Шубин Федот Иванович
Шу́бин Федо́т Ива́нович (1740–1805), крупнейший российский скульптор 18 в. Педагог, академик (1774), профессор (1794) Императорской Академии художеств, коллежский советник (1803). Представитель классицизма. Прославился преимущественно как мастер портретного бюста. Многократно создавал портреты Екатерины II. Самобытный и тонкий портретист, мастерски владевший пластическими особенностями мрамора и бронзы, стремился с точностью передать индивидуальные особенности внешности и раскрыть многогранность душевного мира моделей: портреты графа А. Г. Орлова-Чесменского (1770-е гг., Русский музей, Санкт-Петербург), графини М. Р. Паниной (середина 1770-х гг., Русский музей и Третьяковская галерея, Москва; оба – мрамор), императора Павла I (варианты из бронзы, мрамора, гипса, 1800; Третьяковская галерея) и др. Работал как монументалист и декоратор (статуя Пандоры для Большого каскада в Петергофе, золочёная бронза, 1801). По заказу Г. А. Потёмкина-Таврического исполнил статую «Екатерина II – законодательница» для Таврического дворца (1789, Русский музей). Преподавал в скульптурном классе Императорской Академии художеств (с 1803).
Федот Шубин. Автопортрет. 1794(?)
1
2
3