#Искусство и архитектура России 18 в.Искусство и архитектура России 18 в.Исследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство и архитектура России 18 в.Искусство и архитектура России 18 в.Найденo 26 статейПроизведения градостроительстваПроизведения градостроительства Марсово поле (Санкт-Петербург)Ма́рсово по́ле, площадь в Санкт-Петербурге. Современное название закрепилось за площадью в 1-й четверти 19 в., после установки здесь памятника А. В. Суворову в образе бога войны Марса (1799–1801, скульптор М. И. Козловский; в 1818 перенесён ближе к набережной Невы) и победы в Отечественной войне 1812 г. Архитектурное обрамление Марсова поля в основном сформировалось в конце 18 – 1-й трети 19 вв., важную роль в нём играет здание казарм лейб-гвардии Павловского полка (1817–1819, архитектор В. П. Стасов). После 1917 г. площадь приобрела современный вид: установлен памятник «Борцам революции» (1917–1919, архитектор Л. В. Руднев), создан регулярный партерный сад (1920–1923, архитектор И. А. Фомин, ландшафтный архитектор Р. Ф. Катцер). В 1957 г. здесь сооружён первый в СССР Вечный огонь.Графики Чемесов Евграф ПетровичЧе́месов Евгра́ф Петро́вич (1737–1765), российский гравёр, педагог. Академик Императорской Академии художеств (1762). Произведения Чемесова – портреты Петра I (1759, с оригинала Ж.-М. Натье), И. И. Шувалова (1760, с оригинала П. Ротари), А. С. Строганова (1761, по рисунку Г. Ф. Шмидта), императрицы Елизаветы Петровны (1761, по оригиналам Л. Токке и Ротари), друга художника – актёра Ф. Г. Волкова (1764, с оригинала А. П. Лосенко), автопортрет (1764–1765, с оригинала Ж. Л. де Велли) – отличает виртуозное владение различными техническими приёмами (офорт, сухая игла, резцовая гравюра), стремление передать психологическое содержание образа. Руководитель гравировального класса при Академии художеств (1762–1765).Архитекторы, градостроители Земцов Михаил ГригорьевичЗемцо́в Михаи́л Григо́рьевич (1686 или 1688 – 1743), российский архитектор, график, теоретик архитектуры. Представитель стиля барокко. Участвовал в создании Летнего сада в Санкт-Петербурге, дворцовых комплексов – Петергофа и Кадриорга.Живописцы Боровиковский Владимир ЛукичБоровико́вский Влади́мир Луки́ч (1757–1825), российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. До 1788 г. в Миргороде, писал образы для местных церквей и портреты под влиянием украинского барокко. С 1788 г. в Санкт-Петербурге. В портретах до 1810 г. придерживался традиций сентиментализма («Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; М. И. Лопухиной, из рода Лопухиных, 1797), с 1810-х гг. испытал влияние ампира (портрет князя А. А. Долгорукого, 1811). Автор миниатюрных портретов (барона А. И. Васильева, около 1800; все – Третьяковская галерея, Москва). Писал иконы, в том числе для Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810). Среди учеников – А. Г. Венецианов.Архитекторы, градостроители Неелов Пётр ВасильевичНее́лов Пётр Васи́льевич (1751–1846), российский архитектор и график, статский советник (1826). Сын В. И. Неелова. Брат И. В. Неелова. Ученик Ж.-Б. М. Валлена-Деламота; изучал садово-парковое искусство в Великобритании (1771–1775). Состоял (с перерывами) на службе в Конторе строений Царского Села как ученик (1762–1767) и помощник (1770–1778) своего отца. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку (1778–1783) и Санкт-Петербургском драгунском полку (1786–1790). Архитектор Канцелярии строений г. Николаев (1790 – 1793/1794). Архитектор Царскосельской конторы (1794 – 1801/1802), член (1802–1817) и архитектор (1817–1830) Царскосельского дворцового правления.Жилые сооружения Зимний дворец в Санкт-ПетербургеЗи́мний дворе́ц в Санкт-Петербу́рге, памятник архитектуры барокко в России. Построен Б. Ф. Растрелли в 1754–1762 гг. Был резиденцией российских императоров, в июле – октябре 1917 г. – Временного правительства. Здание решено в виде мощного каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание его архитектуры подчеркивает пышная отделка фасадов и интерьеров. В 1922 г. бóльшая часть Зимнего дворца передана Эрмитажу (целиком передан в 1945). Включён в список Всемирного наследия в составе исторического центра Санкт-Петербурга.Архитекторы, градостроители Неелов Илья ВасильевичНее́лов Илья́ Васи́льевич (1748–1793), российский архитектор, представитель классицизма, мастер ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, живописец. Сын Василия Неелова и старший брат Петра Неелова. Архитектор Конторы строения Царского Села, где построил Крестовый мост в стиле шинуазри (1776–1779), павильоны Верхняя ванна и Нижняя ванна (1777–1779), Великокняжеский флигель Большого (Екатерининского) дворца (1788–1792; перестроен в 1811 для нужд Императорского Царскосельского лицея), Баболовский дворец в стиле неоготики (1783–1785).Графики Щирский ИванЩи́рский Ива́н (в монашестве Иннокентий) (около 1650 – после 1714), мастер резцовой гравюры. Прежде чем стать монахом Киево-Печерской лавры (1697), работал в Вильно (ныне Вильнюс; до 1682), Чернигове (с 1683), Киеве (1687), Москве (1688–1689), Любече (с 1690). Сохранилось 28 гравюр на аллегорическую и религиозную тематику [аллегорическая гравюра к сочинению Лазаря (Барановича) «Благодать и истина» с изображениями в том числе царевича Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны, 1683], интерес к передаче пространства и объёмности формы в которых демонстрирует переход от средневекового искусства к искусству Нового времени.Жилые сооружения Кикины палатыКи́кины пала́ты, памятник архитектуры в Санкт-Петербурге, образец российского дворцового строительства начала 18 в. Возведён в 1714 – 1720-х гг. по заказу адмиралтейств-советника А. В. Кикина в стиле петровского барокко. В 1718–1727 гг. в здании палат размещалась коллекция Кунсткамеры. Неоднократно подвергался перестройкам в 18–19 вв. Отреставрирован в 1952–1956 гг. под руководством И. Н. Бенуа.Скульпторы Шубин Федот ИвановичШу́бин Федо́т Ива́нович (1740–1805), крупнейший российский скульптор 18 в. Педагог, академик (1774), профессор (1794) Императорской Академии художеств, коллежский советник (1803). Представитель классицизма. Прославился преимущественно как мастер портретного бюста. Многократно создавал портреты Екатерины II. Самобытный и тонкий портретист, мастерски владевший пластическими особенностями мрамора и бронзы, стремился с точностью передать индивидуальные особенности внешности и раскрыть многогранность душевного мира моделей: портреты графа А. Г. Орлова-Чесменского (1770-е гг., Русский музей, Санкт-Петербург), графини М. Р. Паниной (середина 1770-х гг., Русский музей и Третьяковская галерея, Москва; оба – мрамор), императора Павла I (варианты из бронзы, мрамора, гипса, 1800; Третьяковская галерея) и др. Работал как монументалист и декоратор (статуя Пандоры для Большого каскада в Петергофе, золочёная бронза, 1801). По заказу Г. А. Потёмкина-Таврического исполнил статую «Екатерина II – законодательница» для Таврического дворца (1789, Русский музей). Преподавал в скульптурном классе Императорской Академии художеств (с 1803). 123