#Искусство и архитектура России 18 в.Искусство и архитектура России 18 в.Исследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство и архитектура России 18 в.Искусство и архитектура России 18 в.Найденo 30 статейФормы образованияФормы образования Пенсионерская поездка Ф. Ф. ЩедринаПенсионерская поездка Ф. Ф. Щедрина. Скульптор Ф. Ф. Щедрин в 1772 г. окончил курс Императорской Академии художеств (ИАХ), получив большую золотую медаль за барельеф «Изяслава Мстиславича хотели убить любимые его воины не знавши» (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, Санкт-Петербург). Медаль давала ему право пенсионерской поездки для продолжения обучения за границей, куда скульптор отправился осенью 1773 г. Основными направлениями таких поездок русских художников в 18 в. были Париж и Рим, однако ИАХ в 1770-х гг. искала новые художественные центры для обучения своих лучших учеников. Так, среди коллег Щедрина исторический живописец И. А. Акимов был направлен Академией в Болонью, гравёр Г. И. Скородумов – в Лондон, архитектор М. Ф. Исаев – в Геную. Среди «первопроходцев» оказался и сам Щедрин, направленный во Флоренцию.Формы образования Пенсионерская поездка А. П. ЛосенкоПенсионерская поездка А. П. Лосенко. Живописец А. П. Лосенко поступил в Императорскую Академию художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге в 1759 г. и менее чем через год отправился вместе с архитектором В. И. Баженовым в организованную И. И. Шуваловым пенсионерскую поездку для совершенствования художественного мастерства за рубежом.Живописцы Мусикийский Григорий СемёновичМусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти). Работал в Москве в качестве живописца Оружейной палаты (1709), в Санкт-Петербурге (с 1711). Сохранилось 16 подписных произведений Мусикийского; около 10 миниатюр приписывается ему на основании стилистического анализа. Все портретные миниатюры Мусикийского (парные «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723; «Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге», 1724; оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург) соответствуют парадной иконографии жанра эпохи барокко. В мае 1735 г. Мусикийский привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.Формы образования Заграничная поездка М. И. ПучиноваЗаграничная поездка М. И. Пучинова. Будучи крепостным художником семьи баронов Строгановых, М. И. Пучинов в 1752 г. был отправлен в заграничное путешествие в качестве сопровождающего с молодым А. С. Строгановым, сыном главы семейства. Маршрут сообразно схеме гран-тура 18 в. пролегал по крупнейшим городам Европы, где молодой дворянин мог учиться и знакомиться с достопримечательностями культуры и искусства. Вместе со Строгановым Пучинов посетил Берлин, Ганновер, Франкфурт-на-Майне, Страсбург (ныне Страсбур), Женеву и в конце 1754 г. оказался в Италии. В Неаполе путешественники осмотрели раскопки Геркуланума и поднялись на Везувий, где Пучинов выполнил рисунок вулкана, который А. С. Строганов отправил вместе с письмом своему отцу (Письма барона А. С. Строганова отцу из-за границы, 1752–1756 гг. 2005. С. 11–63).Произведения градостроительства Марсово поле (Санкт-Петербург)Ма́рсово по́ле, площадь в Санкт-Петербурге. Современное название закрепилось за площадью в 1-й четверти 19 в., после установки здесь памятника А. В. Суворову в образе бога войны Марса (1799–1801, скульптор М. И. Козловский; в 1818 перенесён ближе к набережной Невы) и победы в Отечественной войне 1812 г. Архитектурное обрамление Марсова поля в основном сформировалось в конце 18 – 1-й трети 19 вв., важную роль в нём играет здание казарм лейб-гвардии Павловского полка (1817–1819, архитектор В. П. Стасов). После 1917 г. площадь приобрела современный вид: установлен памятник «Борцам революции» (1917–1919, архитектор Л. В. Руднев), создан регулярный партерный сад (1920–1923, архитектор И. А. Фомин, ландшафтный архитектор Р. Ф. Катцер). В 1957 г. здесь сооружён первый в СССР Вечный огонь.Графики Чемесов Евграф ПетровичЧе́месов Евгра́ф Петро́вич (1737–1765), российский гравёр, педагог. Академик Императорской Академии художеств (1762). Произведения Чемесова – портреты Петра I (1759, с оригинала Ж.-М. Натье), И. И. Шувалова (1760, с оригинала П. Ротари), А. С. Строганова (1761, по рисунку Г. Ф. Шмидта), императрицы Елизаветы Петровны (1761, по оригиналам Л. Токке и Ротари), друга художника – актёра Ф. Г. Волкова (1764, с оригинала А. П. Лосенко), автопортрет (1764–1765, с оригинала Ж. Л. де Велли) – отличает виртуозное владение различными техническими приёмами (офорт, сухая игла, резцовая гравюра), стремление передать психологическое содержание образа. Руководитель гравировального класса при Академии художеств (1762–1765).Архитекторы, градостроители Земцов Михаил ГригорьевичЗемцо́в Михаи́л Григо́рьевич (1686 или 1688 – 1743), российский архитектор, график, теоретик архитектуры. Представитель стиля барокко. Участвовал в создании Летнего сада в Санкт-Петербурге, дворцовых комплексов – Петергофа и Кадриорга.Живописцы Боровиковский Владимир ЛукичБоровико́вский Влади́мир Луки́ч (1757–1825), российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. До 1788 г. в Миргороде, писал образы для местных церквей и портреты под влиянием украинского барокко. С 1788 г. в Санкт-Петербурге. В портретах до 1810 г. придерживался традиций сентиментализма («Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; М. И. Лопухиной, из рода Лопухиных, 1797), с 1810-х гг. испытал влияние ампира (портрет князя А. А. Долгорукого, 1811). Автор миниатюрных портретов (барона А. И. Васильева, около 1800; все – Третьяковская галерея, Москва). Писал иконы, в том числе для Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810). Среди учеников – А. Г. Венецианов.Архитекторы, градостроители Неелов Пётр ВасильевичНее́лов Пётр Васи́льевич (1751–1846), российский архитектор и график, статский советник (1826). Сын В. И. Неелова. Брат И. В. Неелова. Ученик Ж.-Б. М. Валлена-Деламота; изучал садово-парковое искусство в Великобритании (1771–1775). Состоял (с перерывами) на службе в Конторе строений Царского Села как ученик (1762–1767) и помощник (1770–1778) своего отца. Служил в лейб-гвардии Преображенском полку (1778–1783) и Санкт-Петербургском драгунском полку (1786–1790). Архитектор Канцелярии строений г. Николаев (1790 – 1793/1794). Архитектор Царскосельской конторы (1794 – 1801/1802), член (1802–1817) и архитектор (1817–1830) Царскосельского дворцового правления.Жилые сооружения Зимний дворец в Санкт-ПетербургеЗи́мний дворе́ц в Санкт-Петербу́рге, памятник архитектуры барокко в России. Построен Б. Ф. Растрелли в 1754–1762 гг. Был резиденцией российских императоров, в июле – октябре 1917 г. – Временного правительства. Здание решено в виде мощного каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание его архитектуры подчеркивает пышная отделка фасадов и интерьеров. В 1922 г. бóльшая часть Зимнего дворца передана Эрмитажу (целиком передан в 1945). Включён в список Всемирного наследия в составе исторического центра Санкт-Петербурга. 123