#Живописцы России 18 в.Живописцы России 18 в.Исследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЖивописцы России 18 в.Живописцы России 18 в.Найденo 17 статейЖивописцыЖивописцы Мусикийский Григорий СемёновичМусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти). Работал в Москве в качестве живописца Оружейной палаты (1709), в Санкт-Петербурге (с 1711). Сохранилось 16 подписных произведений Мусикийского; около 10 миниатюр приписывается ему на основании стилистического анализа. Все портретные миниатюры Мусикийского (парные «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723; «Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге», 1724; оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург) соответствуют парадной иконографии жанра эпохи барокко. В мае 1735 г. Мусикийский привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.Живописцы Гроот Георг КристофГро́от Гео́рг Кри́стоф (1716–1749), немецкий и российский живописец, портретист, автор религиозных композиций. В 1738 г. работал в Дрездене; с 1739 г. – в Праге, Данциге, Ревеле. Приглашён в Санкт-Петербург (1741) в качестве придворного портретиста. Принимал участие в оформлении коронационных торжеств императрицы Елизаветы Петровны в Москве (1742). Исполнял парадные портреты в стиле рококо, соединяющие изящество аксессуаров с индивидуализированной характеристикой: «Портрет великого князя Петра Фёдоровича на коне» (около 1742), «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» (1743), парные портреты графини В. А. Шереметевой (урождённая княжна Черкасская, дочь князя А. М. Черкасского) (1746, все – Третьяковская галерея, Москва) и графа П. Б. Шереметева (1747, Музей-усадьба «Кусково», Москва) и др. Писал также картины на мифологические и библейские сюжеты, иконы. С 1743 г. хранитель дворцовых картинных галерей.Живописцы Гроот Иоганн ФридрихГро́от Иога́нн Фри́дрих (1717–1800), немецкий и российский живописец-анималист, педагог. Академик (1765), советник (1766), почётный вольный общник (1774) Императорской Академии художеств. Преимущественно работал в Санкт-Петербурге. Приехал в Россию в 1747 г. по рекомендации своего брата, Г. К. Гроота. В 1748 г. принят на придворную службу; исполнил серии картин, изображающих битую и живую дичь, в том числе для охотничьего домика Монбижу (1749–1762) в Царском Селе. Живопись Гроота, отмеченная тщательной детализацией и иллюзорностью, стояла у истоков анималистического жанра в русском искусстве. Преподавал в Академии художеств (1763–1775); среди учеников – М. М. Иванов.Живописцы Иванов Михаил МатвеевичИвано́в Михаи́л Матве́евич (1748–1823), российский акварелист и живописец. Академик Императорской Академии художеств (1785). Один из основоположников русской пейзажной живописи, представитель классицизма. Автор документально точных и эпически величавых видов Украины, Крыма, Кавказа, русских городов, батальных сцен («Штурм Очакова», 1788–1791; «Штурм Измаила», 1791; все – Русский музей, Санкт-Петербург). Брат скульптора Архипа Матвеевича Иванова (около 1749 – 1821).Живописцы Боровиковский Владимир ЛукичБоровико́вский Влади́мир Луки́ч (1757–1825), российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. До 1788 г. в Миргороде, писал образы для местных церквей и портреты под влиянием украинского барокко. С 1788 г. в Санкт-Петербурге. В портретах до 1810 г. придерживался традиций сентиментализма («Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; М. И. Лопухиной, из рода Лопухиных, 1797), с 1810-х гг. испытал влияние ампира (портрет князя А. А. Долгорукого, 1811). Автор миниатюрных портретов (барона А. И. Васильева, около 1800; все – Третьяковская галерея, Москва). Писал иконы, в том числе для Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810). Среди учеников – А. Г. Венецианов.Живописцы Вишняков Иван ЯковлевичВишняко́в Ива́н Я́ковлевич (1699–1761), российский живописец, надворный советник (1752). Глава «живописной команды» Канцелярии от строений (1739–1761), где под его началом работали А. П. Антропов, И. И. Фирсов и др. Основная сфера деятельности: оформление монументальными росписями императорских резиденций и церквей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, починка и роспись триумфальных ворот, написание иконостасов (всё не сохранилось). Работал как портретист (портреты Елизаветы Петровны, 1743, Третьяковская галерея, Москва; Сары Фермор, 1749–1750?; Вильгельма Георга Фермора, вторая половина 1750-х гг.; оба – Русский музей, Санкт-Петербург, и др.).Живописцы Щедрин Семён ФёдоровичЩедри́н Семён Фёдорович (1745–1804), российский живописец и педагог. Коллежский советник (1802), академик (1779) Императорской Академии художеств. Брат Ф. Ф. Щедрина. Дядя С. Ф. Щедрина. Руководил пейзажным (1776–1804) и ландшафтно-гравировальным (1799–1804) классами, советник (1785–1798) и один из адъюнкт-ректоров (1798–1804) Академии. Живописец пейзажей при Кабинете Её (Его) Императорского Величества (1776–1804). Внёс значительный вклад в становление пейзажного жанра в России; создал его композиционную систему в русле классицизма. Запечатлел виды и дворцово-парковые ансамбли загородных императорских и великокняжеских резиденций – Павловска, Петергофа, Гатчины и Царского Села. Среди наиболее значимых работ – «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796, ныне в Третьяковской галерее, Москва) и серия живописных панно для Инженерного замка (1799–1801).Живописцы Федоров ЛеонтийФе́доров Лео́нтий (работал 1720–1740), российский живописец. Предположительно из крепостных крестьян. Работал в Оружейной канцелярии, послан ею вместе с А. И. Захаровым и В. А. Ерошевским в Петергоф для участия в росписи дворца Монплезир (1720–1721). После закрытия этой канцелярии служил в живописной команде Канцелярии от строений. Совместно с Ерошевским писал иконостас для церкви и плафон для зала Летнего дворца (1725), по поручению канцелярии – картину «Изведение из темницы апостола Петра» для Петропавловского собора (1728, не сохранилась). В июле 1730 г. приписан к команде Андрея Матвеева, где работал над батальными картинами для т. н. Летнего дома («Сал для славных торжествований», 1730), а потом над оформлением Адмиралтейских триумфальных ворот (1731) и иконами для церкви Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ныне на Моховой улице) в Санкт-Петербурге (архитектор М. Г. Земцов). Сохранились свидетельства, что в 1740 г. работал под руководством Л. Каравака.Живописцы Шибанов МихаилШиба́нов Михаи́л (дата рождения неизвестна – ум. не ранее 1789), российский живописец. Происхождение и подробности жизненного пути художника достоверно неизвестны. В 1770-е гг. создал портреты сыновей и жены адмирала Г. А. Спиридова, а также его племянников Нестеровых. Сохранившиеся жанровые картины («Крестьянский обед», 1774; «Празднество свадебного договора», 1777; обе – Третьяковская галерея, Москва) отличает убедительная передача крестьянского жизненного уклада. В 1780-е гг. вольный живописец князя Г. А. Потёмкина-Таврического, по его заказу создал иконостас для Свято-Екатерининского собора в Херсоне (1783–1786). Написал портреты императрицы Екатерины II в дорожном костюме и её фаворита графа А. М. Дмитриева-Мамонова (из рода Дмитриевых-Мамоновых; оба портрета – 1787, Русский музей, Санкт-Петербург).Живописцы Ерошевский Василий АнтоновичЕроше́вский Васи́лий Анто́нович (около 1679 – 1741), российский живописец. С начала 1700-х г. числился живописцем Оружейной канцелярии. В этом качестве был послан в Петергоф, где принимал участие в оформлении дворца Монплезир (1718–1722). В начале 1720-х гг. причислен к штату Канцелярии от строений. В 1725 г. вместе с Л. Федоровым создал росписи плафона в зале Летнего дворца и написал иконостас. По заданию канцелярии для купола Петропавловского собора выполнил композицию «Обращение Павла» (1728, не сохранилась). Под руководством Андрея Матвеева участвовал в создании батальных картин для т. н. Летнего дома («Салы для славных торжествований», 1730); в составе той же команды украшал Адмиралтейские триумфальные ворота (1731–1732). Вместе с Андреем Матвеевым незадолго до смерти старшего мастера писал иконы для церкви Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ныне на Моховой улице) в Санкт-Петербурге (архитектор М. Г. Земцов). Работал над созданием плафонов в новостроящийся третий Зимний дворец («3имний дом» Анны Ивановны,1734–1736, с перерывами до 1740, в том числе в 1739 под руководством Б. Тарсия). В этот период жалование Ерошевского составляло 120 руб. в год. После смерти Матвеева в апреле 1739 г. кандидатура Ерошевского рассматривалась на пост главы живописной команды Канцелярии от строений, однако выбор пал на М. А. Захарова. 12