#Живописцы России 18 в.
Живописцы России 18 в.
Тег

Живописцы России 18 в.

Живописцы России 18 в.
Найденo 17 статей
Григорий Мусикийский. Конклюзия на престолонаследие. Миниатюра. 1717
ЖивописцыЖивописцы
Мусикийский Григорий Семёнович
Мусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти). Работал в Москве в качестве живописца Оружейной палаты (1709), в Санкт-Петербурге (с 1711). Сохранилось 16 подписных произведений Мусикийского; около 10 миниатюр приписывается ему на основании стилистического анализа. Все портретные миниатюры Мусикийского (парные «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723; «Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге», 1724; оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург) соответствуют парадной иконографии жанра эпохи барокко. В мае 1735 г. Мусикийский привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.
Живописцы
Гроот Георг Кристоф
Гро́от Гео́рг Кри́стоф (1716–1749), немецкий и российский живописец, портретист, автор религиозных композиций. В 1738 г. работал в Дрездене; с 1739 г. – в Праге, Данциге, Ревеле. Приглашён в Санкт-Петербург (1741) в качестве придворного портретиста. Принимал участие в оформлении коронационных торжеств императрицы Елизаветы Петровны в Москве (1742). Исполнял парадные портреты в стиле рококо, соединяющие изящество аксессуаров с индивидуализированной характеристикой: «Портрет великого князя Петра Фёдоровича на коне» (около 1742), «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» (1743), парные портреты графини В. А. Шереметевой (урождённая княжна Черкасская, дочь князя А. М. Черкасского) (1746, все – Третьяковская галерея, Москва) и графа П. Б. Шереметева (1747, Музей-усадьба «Кусково», Москва) и др. Писал также картины на мифологические и библейские сюжеты, иконы. С 1743 г. хранитель дворцовых картинных галерей.
Георг Кристоф Гроот. Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743
Живописцы
Гроот Иоганн Фридрих
Гро́от Иога́нн Фри́дрих (1717–1800), немецкий и российский живописец-анималист, педагог. Академик (1765), советник (1766), почётный вольный общник (1774) Императорской Академии художеств. Преимущественно работал в Санкт-Петербурге. Приехал в Россию в 1747 г. по рекомендации своего брата, Г. К. Гроота. В 1748 г. принят на придворную службу; исполнил серии картин, изображающих битую и живую дичь, в том числе для охотничьего домика Монбижу (1749–1762) в Царском Селе. Живопись Гроота, отмеченная тщательной детализацией и иллюзорностью, стояла у истоков анималистического жанра в русском искусстве. Преподавал в Академии художеств (1763–1775); среди учеников – М. М. Иванов.
Иоганн Гроот. Битая дичь. 1743
Живописцы
Иванов Михаил Матвеевич
Ивано́в Михаи́л Матве́евич (1748–1823), российский акварелист и живописец. Академик Императорской Академии художеств (1785). Один из основоположников русской пейзажной живописи, представитель классицизма. Автор документально точных и эпически величавых видов Украины, Крыма, Кавказа, русских городов, батальных сцен («Штурм Очакова», 1788–1791; «Штурм Измаила», 1791; все – Русский музей, Санкт-Петербург). Брат скульптора Архипа Матвеевича Иванова (около 1749 – 1821).
Михаил Иванов. Российская эскадра под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом 8 сентября 1798 года. 1799
Живописцы
Боровиковский Владимир Лукич
Боровико́вский Влади́мир Луки́ч (1757–1825), российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. До 1788 г. в Миргороде, писал образы для местных церквей и портреты под влиянием украинского барокко. С 1788 г. в Санкт-Петербурге. В портретах до 1810 г. придерживался традиций сентиментализма («Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; М. И. Лопухиной, из рода Лопухиных, 1797), с 1810-х гг. испытал влияние ампира (портрет князя А. А. Долгорукого, 1811). Автор миниатюрных портретов (барона А. И. Васильева, около 1800; все – Третьяковская галерея, Москва). Писал иконы, в том числе для Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810). Среди учеников – А. Г. Венецианов.
Иван Бугаевский-Благодарный. Портрет Боровиковского. 1825
Живописцы
Вишняков Иван Яковлевич
Вишняко́в Ива́н Я́ковлевич (1699–1761), российский живописец, надворный советник (1752). Глава «живописной команды» Канцелярии от строений (1739–1761), где под его началом работали А. П. Антропов, И. И. Фирсов и др. Основная сфера деятельности: оформление монументальными росписями императорских резиденций и церквей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, починка и роспись триумфальных ворот, написание иконостасов (всё не сохранилось). Работал как портретист (портреты Елизаветы Петровны, 1743, Третьяковская галерея, Москва; Сары Фермор, 1749–1750?; Вильгельма Георга Фермора, вторая половина 1750-х гг.; оба – Русский музей, Санкт-Петербург, и др.).
Иван Вишняков. Портрет Сары Фермор. 1749 (1750?)
Живописцы
Щедрин Семён Фёдорович
Щедри́н Семён Фёдорович (1745–1804), российский живописец и педагог. Коллежский советник (1802), академик (1779) Императорской Академии художеств. Брат Ф. Ф. Щедрина. Дядя С. Ф. Щедрина. Руководил пейзажным (1776–1804) и ландшафтно-гравировальным (1799–1804) классами, советник (1785–1798) и один из адъюнкт-ректоров (1798–1804) Академии. Живописец пейзажей при Кабинете Её (Его) Императорского Величества (1776–1804). Внёс значительный вклад в становление пейзажного жанра в России; создал его композиционную систему в русле классицизма. Запечатлел виды и дворцово-парковые ансамбли загородных императорских и великокняжеских резиденций – Павловска, Петергофа, Гатчины и Царского Села. Среди наиболее значимых работ – «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796, ныне в Третьяковской галерее, Москва) и серия живописных панно для Инженерного замка (1799–1801).
Семён Щедрин. Пейзаж в окрестностях Петербурга. 1780-е гг.
Живописцы
Федоров Леонтий
Фе́доров Лео́нтий (работал 1720–1740), российский живописец. Предположительно из крепостных крестьян. Работал в Оружейной канцелярии, послан ею вместе с А. И. Захаровым и В. А. Ерошевским в Петергоф для участия в росписи дворца Монплезир (1720–1721). После закрытия этой канцелярии служил в живописной команде Канцелярии от строений. Совместно с Ерошевским писал иконостас для церкви и плафон для зала Летнего дворца (1725), по поручению канцелярии – картину «Изведение из темницы апостола Петра» для Петропавловского собора (1728, не сохранилась). В июле 1730 г. приписан к команде Андрея Матвеева, где работал над батальными картинами для т. н. Летнего дома («Сал для славных торжествований», 1730), а потом над оформлением Адмиралтейских триумфальных ворот (1731) и иконами для церкви Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ныне на Моховой улице) в Санкт-Петербурге (архитектор М. Г. Земцов). Сохранились свидетельства, что в 1740 г. работал под руководством Л. Каравака.
Искусство
Живописцы
Шибанов Михаил
Шиба́нов Михаи́л (дата рождения неизвестна – ум. не ранее 1789), российский живописец. Происхождение и подробности жизненного пути художника достоверно неизвестны. В 1770-е гг. создал портреты сыновей и жены адмирала Г. А. Спиридова, а также его племянников Нестеровых. Сохранившиеся жанровые картины («Крестьянский обед», 1774; «Празднество свадебного договора», 1777; обе – Третьяковская галерея, Москва) отличает убедительная передача крестьянского жизненного уклада. В 1780-е гг. вольный живописец князя Г. А. Потёмкина-Таврического, по его заказу создал иконостас для Свято-Екатерининского собора в Херсоне (1783–1786). Написал портреты императрицы Екатерины II в дорожном костюме и её фаворита графа А. М. Дмитриева-Мамонова (из рода Дмитриевых-Мамоновых; оба портрета – 1787, Русский музей, Санкт-Петербург).
Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777
Живописцы
Ерошевский Василий Антонович
Ероше́вский Васи́лий Анто́нович (около 1679 – 1741), российский живописец. С начала 1700-х г. числился живописцем Оружейной канцелярии. В этом качестве был послан в Петергоф, где принимал участие в оформлении дворца Монплезир (1718–1722). В начале 1720-х гг. причислен к штату Канцелярии от строений. В 1725 г. вместе с Л. Федоровым создал росписи плафона в зале Летнего дворца и написал иконостас. По заданию канцелярии для купола Петропавловского собора выполнил композицию «Обращение Павла» (1728, не сохранилась). Под руководством Андрея Матвеева участвовал в создании батальных картин для т. н. Летнего дома («Салы для славных торжествований», 1730); в составе той же команды украшал Адмиралтейские триумфальные ворота (1731–1732). Вместе с Андреем Матвеевым незадолго до смерти старшего мастера писал иконы для церкви Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (ныне на Моховой улице) в Санкт-Петербурге (архитектор М. Г. Земцов). Работал над созданием плафонов в новостроящийся третий Зимний дворец («3имний дом» Анны Ивановны,1734–1736, с перерывами до 1740, в том числе в 1739 под руководством Б. Тарсия). В этот период жалование Ерошевского составляло 120 руб. в год. После смерти Матвеева в апреле 1739 г. кандидатура Ерошевского рассматривалась на пост главы живописной команды Канцелярии от строений, однако выбор пал на М. А. Захарова.
Искусство
1
2