#Живописцы России 18 в.
Живописцы России 18 в.
Тег

Живописцы России 18 в.

Живописцы России 18 в.
Найденo 20 статей
Давид Людерс. Портрет Григория Николаевича Теплова. 1757–1759
Государственные деятелиГосударственные деятели
Теплов Григорий Николаевич
Тепло́в Григо́рий Никола́евич (вероятно, 1714 или 1713 – 1779), российский государственный деятель, организатор науки и коллекционер, тайный советник (1767), почётный член Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1765) и Королевской академии изящных искусств Сан-Карлос в Валенсии (1776). Служил (с 1740) в Петербургской академии наук [адъюнкт натуральной истории (1742–1743, 1745–1746), асессор Канцелярии (1746–1751), член академического собрания (с 1747)]. Составил первый утверждённый регламент Академии наук (1747). Автор первого российского обобщающего труда по истории философии – «Знания, касающиеся вообще до философии…» (кн. 1, 1751). Состоял при президенте Петербургской академии наук и малороссийском гетмане графе К. Г. Разумовском (1751 – 1758/1759), затем при императрице Екатерине II для ведения её собственных дел (1762–1779), в 1763–1768 гг. также принимал подаваемые ей прошения. Фактически руководил Комиссией о церковных имениях, которой была подготовлена секуляризация 1764 г. Сенатор (1768–1779). Автор нескольких натюрмортов, написанных в духе обманки. Один из создателей жанра «российской песни».
Произведения живописи
Портрет Г. А. Потёмкина-Таврического и гравюра с «оригинала» 1789: что копировал М. Г. Бирюков и гравировал Дж. Уокер?
Портрет Г. А. Потёмкина-Таврического и гравюра с «оригинала» 1789: что копировал М. Г. Бирюков и гравировал Дж. Уокер? В письме барону Ф. М. фон Гримму от 5(16) апреля 1784 г. императрица Екатерина II упомянула о нежелании своего тайного супруга, генерал-фельдмаршала князя Священной Римской империи Г. А. Потёмкина (с 1787 – Г. А. Потёмкин-Таврический), позировать художникам (здесь и ниже перевод наш. – М. З.):
Портрет Григория Потёмкина. Иллюстрация из книги: Врангель Н. Н. Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Академии художеств
Живописцы
Щукин Степан Семёнович
Щу́кин Степа́н Семёнович (1762/1763 – 1828), российский живописец, портретист, иконописец, педагог; советник Императорской Академии художеств (ИАХ; 1802). Ученик Д. Г. Левицкого. Писал точные по рисунку портреты с гармоничным колоритом и правдивыми образами (императора Павла I, 1797; А. Д. Захарова, не ранее 1804). В 1804–1810 гг. выполнил серию икон для Казанского собора в Санкт-Петербурге. С 1788 г. возглавлял портретный класс ИАХ.
Искусство
Живописцы
Мусикийский Григорий Семёнович
Мусики́йский Григо́рий Семёнович (1670 или 1671 – после 1739), российский живописец. Основоположник русской портретной миниатюры на эмали (финифти). Работал в Москве в качестве живописца Оружейной палаты (1709), в Санкт-Петербурге (с 1711). Сохранилось 16 подписных произведений Мусикийского; около 10 миниатюр приписывается ему на основании стилистического анализа. Все портретные миниатюры Мусикийского (парные «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге», 1723; «Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге», 1724; оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург) соответствуют парадной иконографии жанра эпохи барокко. В мае 1735 г. Мусикийский привлекался к созданию панно и плафона Сенатского (Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий – исключительный пример работы мастера в качестве живописца-декоратора.
Григорий Мусикийский. Конклюзия на престолонаследие. Миниатюра. 1717
Живописцы
Гроот Георг Кристоф
Гро́от Гео́рг Кри́стоф (1716–1749), немецкий и российский живописец, портретист, автор религиозных композиций. В 1738 г. работал в Дрездене; с 1739 г. – в Праге, Данциге, Ревеле. Приглашён в Санкт-Петербург (1741) в качестве придворного портретиста. Принимал участие в оформлении коронационных торжеств императрицы Елизаветы Петровны в Москве (1742). Исполнял парадные портреты в стиле рококо, соединяющие изящество аксессуаров с индивидуализированной характеристикой: «Портрет великого князя Петра Фёдоровича на коне» (около 1742), «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» (1743), парные портреты графини В. А. Шереметевой (урождённая княжна Черкасская, дочь князя А. М. Черкасского) (1746, все – Третьяковская галерея, Москва) и графа П. Б. Шереметева (1747, Музей-усадьба «Кусково», Москва) и др. Писал также картины на мифологические и библейские сюжеты, иконы. С 1743 г. хранитель дворцовых картинных галерей.
Георг Кристоф Гроот. Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743
Живописцы
Гроот Иоганн Фридрих
Гро́от Иога́нн Фри́дрих (1717–1800), немецкий и российский живописец-анималист, педагог. Академик (1765), советник (1766), почётный вольный общник (1774) Императорской Академии художеств. Преимущественно работал в Санкт-Петербурге. Приехал в Россию в 1747 г. по рекомендации своего брата, Г. К. Гроота. В 1748 г. принят на придворную службу; исполнил серии картин, изображающих битую и живую дичь, в том числе для охотничьего домика Монбижу (1749–1762) в Царском Селе. Живопись Гроота, отмеченная тщательной детализацией и иллюзорностью, стояла у истоков анималистического жанра в русском искусстве. Преподавал в Академии художеств (1763–1775); среди учеников – М. М. Иванов.
Иоганн Гроот. Битая дичь. 1743
Живописцы
Иванов Михаил Матвеевич
Ивано́в Михаи́л Матве́евич (1748–1823), российский акварелист и живописец. Академик Императорской Академии художеств (1785). Один из основоположников русской пейзажной живописи, представитель классицизма. Автор документально точных и эпически величавых видов Украины, Крыма, Кавказа, русских городов, батальных сцен («Штурм Очакова», 1788–1791; «Штурм Измаила», 1791; все – Русский музей, Санкт-Петербург). Брат скульптора Архипа Матвеевича Иванова (около 1749 – 1821).
Михаил Иванов. Российская эскадра под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом 8 сентября 1798 года. 1799
Живописцы
Боровиковский Владимир Лукич
Боровико́вский Влади́мир Луки́ч (1757–1825), российский живописец. Академик (1795), советник (с 1802) Императорской Академии художеств (ИАХ). Один из ведущих портретистов 2-й половины 18 в., миниатюрист, иконописец. До 1788 г. в Миргороде, писал образы для местных церквей и портреты под влиянием украинского барокко. С 1788 г. в Санкт-Петербурге. В портретах до 1810 г. придерживался традиций сентиментализма («Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; М. И. Лопухиной, из рода Лопухиных, 1797), с 1810-х гг. испытал влияние ампира (портрет князя А. А. Долгорукого, 1811). Автор миниатюрных портретов (барона А. И. Васильева, около 1800; все – Третьяковская галерея, Москва). Писал иконы, в том числе для Казанского собора в Санкт-Петербурге (1804–1810). Среди учеников – А. Г. Венецианов.
Иван Бугаевский-Благодарный. Портрет Боровиковского. 1825
Живописцы
Вишняков Иван Яковлевич
Вишняко́в Ива́н Я́ковлевич (1699–1761), российский живописец, надворный советник (1752). Глава «живописной команды» Канцелярии от строений (1739–1761), где под его началом работали А. П. Антропов, И. И. Фирсов и др. Основная сфера деятельности: оформление монументальными росписями императорских резиденций и церквей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, починка и роспись триумфальных ворот, написание иконостасов (всё не сохранилось). Работал как портретист (портреты Елизаветы Петровны, 1743, Третьяковская галерея, Москва; Сары Фермор, 1749–1750?; Вильгельма Георга Фермора, вторая половина 1750-х гг.; оба – Русский музей, Санкт-Петербург, и др.).
Иван Вишняков. Портрет Сары Фермор. 1749 (1750?)
Живописцы
Щедрин Семён Фёдорович
Щедри́н Семён Фёдорович (1745–1804), российский живописец и педагог. Коллежский советник (1802), академик (1779) Императорской Академии художеств. Брат Ф. Ф. Щедрина. Дядя С. Ф. Щедрина. Руководил пейзажным (1776–1804) и ландшафтно-гравировальным (1799–1804) классами, советник (1785–1798) и один из адъюнкт-ректоров (1798–1804) Академии. Живописец пейзажей при Кабинете Её (Его) Императорского Величества (1776–1804). Внёс значительный вклад в становление пейзажного жанра в России; создал его композиционную систему в русле классицизма. Запечатлел виды и дворцово-парковые ансамбли загородных императорских и великокняжеских резиденций – Павловска, Петергофа, Гатчины и Царского Села. Среди наиболее значимых работ – «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796, ныне в Третьяковской галерее, Москва) и серия живописных панно для Инженерного замка (1799–1801).
Семён Щедрин. Пейзаж в окрестностях Петербурга. 1780-е гг.
1
2