Варфоломей I
Варфоломе́й I (Βαρθολομαίος Α'; в миру Димитриос Архондонис, Δημήτριος Αρχοντώνης) (род. 29.2.1940, деревня Айи-Теодори, о. Имврос, ныне деревня Зейтинли, о. Гёкчеада, Турция), предстоятель Константинопольской православной церкви. Полный титул – «Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх».
Родился в той же деревне, что и будущий архиепископ Америки Иаков (Димитриос Кукузис) (1911–2005).
В 1964 г. из-за обострения кипрского конфликта и расторжения договора о дружбе между Турцией и Грецией греческое население на Имвросе подверглось репрессиям: в частности, было запрещено преподавание греческого языка, закрыты греческие школы, собственность отчуждалась для организованной на острове тюрьмы под открытым небом, была экспроприирована плодородная земля, осквернены многие церкви. Греческое население острова стремительно сокращалось (с 5487 человек в 1960 г. до 472 человек в 1985). Родная деревня будущего патриарха в 1970 г. переименована в Зейтинли-кёю (деревню Оливковых деревьев), а остров стал называться Гёкчеада и был заселён турками.
Важную роль в судьбе Димитриоса Архондониса сыграл митрополит Мелитон (Хадзис), который в 1950 г. был избран митрополитом Имврским и Тенедским и стал его духовником и наставником. С 1966 г. митрополит Мелитон занял Халкидонскую кафедру, первую по чести в Константинопольской церкви после патриаршего престола. Будучи активным участником всеправославных предсоборных совещаний и экуменического движения, митрополит Мелитон имел определяющее влияние на взгляды и ценности будущего патриарха. Он также оказывал поддержку молодым православным с о. Имврос, предлагая им стипендии на учёбу, и Димитриос стал одним из стипендиатов Хадзиса.
После окончания начальной школы в родной деревне, по стипендии митрополита Мелитона уехал учиться в Стамбул, в лицей имени Зографоса, а позже вернулся на Имврос, чтобы продолжить учёбу в основанной митрополитом в 1952 г. школе в деревне Панайа. Позже по рекомендации митрополита Мелитона 3 года обучался в училище на о. Халки, где завершил своё среднее образование в 1957 г. В 1957–1961 гг. там же, на Халки, изучал богословие в Патриаршей богословской школе.
Рукоположен в сан диакона 13 августа 1961 г. митрополитом Мелитоном в кафедральном соборе Имвроса в деревне Панайа. При рукоположении получил имя Варфоломей в честь известного афонского монаха 19 в., происходившего с этого острова, редактора литургических текстов. Свой день ангела празднует в день памяти апостола Варфоломея – 11(24) июня.
После окончания Халкинской семинарии в 1961–1963 гг. проходил службу в турецкой армии в Демиртепе, на континенте, недалеко от Галлипольского п-ова. Уволен в запас в офицерском звании.
В 1963–1966 гг. по стипендии Вселенского патриарха Афинагора продолжил учёбу в Папском Восточном институте Григорианского университета в Риме (Италия), где завершил докторскую диссертацию на тему «Кодификация святых канонов и канонических постановлений в Православной Церкви». Во время обучения в Риме стал одним из первых православных наблюдателей на Втором Ватиканском соборе, проходившем в то время. Благодаря этому участию проникся соборными идеями, что позднее повлияло на его стремление провести Святой и Великий Собор Православной Церкви.
Обучаясь в Григорианском университете, проживал в общежитии Папской французской семинарии, где на волонтёрских основаниях помогал конгрегации Малых сестёр Иисуса. Здесь он встретился с видными католическими богословами – кардиналом Августином Беа, Ж. Даниелу, И. Конгаром, П. Дюпре, А. де Любаком, Э. Ланном, К. Дюмоном, а также лично познакомился с папой Павлом VI.
В 1966–1967 гг., получив для обучения специальную стипендию патриарха Афинагора, учился в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария) – богословском учебном заведении, аффилированном со Всемирным советом церквей (ВСЦ). В то время его возглавлял прогрессивный греческий православный богослов Н. Ниссиотис, профессор философии и психологии религии. Под его руководством познакомился с современной философией экзистенциализма и персонализма, а также с пневматологическим подходом к богословию (пониманием богословия в свете тайны Святого Духа).
В 1967–1968 гг. изучал протестантизм и немецкий язык в Мюнхенском университете имени Людвига Максимилиана (Германия), познакомился с трудами католических богословов К. Ранера и Й. Ратцингера (будущего папы Бенедикта XVI).
С 1968 г. начал работать в Патриаршей богословской школе на о. Халки помощником декана, где трудился до её закрытия турецкими властями в 1971 г. В то время там учился будущий близкий друг, сотрудник и богословский консультант Варфоломея I, К. Деликостандис, ставший впоследствии профессором богословия. Деликостандис также был уроженцем о. Имврос.
19 октября 1969 г. рукоположен в пресвитерский сан митрополитом Мелитоном в Свято-Троицкой часовне в семинарии на о. Халки, назначен архимандритом Патриаршего двора. После кончины патриарха Афинагора и избрания на патриарший престол Димитрия (Пападопулоса) в 1972 г. архимандрит Варфоломей был назначен директором Личного патриаршего бюро и занимал этот пост вплоть до кончины патриарха в 1991 г. Он сопровождал патриарха Димитрия во многих поездках с визитами в поместные православные церкви, а также во время экуменических и межрелигиозных визитов и мероприятий высшего уровня.
В 1973 г. избран и возведён в сан митрополита Филадельфийского, с 1974 г. стал постоянным членом Священного синода. В 1990 г. занял кафедру митрополита Халкидонского, став преемником митрополита Мелитона, скончавшегося в 1989 г., и старейшим по должности митрополитом Священного синода Константинопольской церкви.
22 октября 1991 г. митрополит Варфоломей единогласно избран 270-м архиепископом Константинополя – Нового Рима и Вселенским Патриархом, интронизация состоялась 2 ноября 1991 г. В своей речи на интронизации в качестве патриарха Варфоломей I наметил следующую программу своего служения в этом качестве: внимательность в вопросах богословия и богослужения, стремление к общеправославному единству и сотрудничеству, укрепление экуменического диалога с другими христианскими конфессиями, интенсификация межрелигиозного диалога и религиозной толерантности, забота об охране окружающей среды и противодействие изменению климата.
1 сентября 1992 г. созвал первый cинаксис иерархов Вселенского патриархата. Такие синаксисы в Константинополе стали созываться в ту же дату каждые 2 года. В 1994 г. возродил издание официального журнала Вселенского патриархата Orthodoxia.
Межправославные отношения
Патриарх Варфоломей I рассматривает темы первенства и соборности в Церкви как 2 основных принципа в межправославных отношениях и основу православного единства поместных церквей. Эти принципы, с его точки зрения, не противоречат друг другу, поскольку соборность может реализовываться только через первенство (принадлежащее Вселенскому патриархату), которое описывается традиционной формулой «первый среди равных».
Деятельность патриарха Варфоломея I на общеправославной сцене, с одной стороны, характеризуется стремлением к интенсификации межправославного общения. С другой стороны, ряд решений Вселенского патриархата в период его патриаршества привёл к конфликтам, связанным в первую очередь с порядком предоставления церковной автономии и автокефалии и вопросами канонической территории. Патриарх Варфоломей I следует в этом вопросе 28-му правилу Халкидонского собора, устанавливающему первенство кафедры епископа Константинополя, оспариваемое Московским патриархатом.
Синаксисы предстоятелей поместных церквей
Патриарху Варфоломею I принадлежит создание нового формата межправославного взаимодействия – синаксисов предстоятелей поместных православных церквей. Первая Священная ассамблея предстоятелей православных церквей (cинаксис) состоялась в Стамбуле 31 марта 1992 г. По результатам синаксиса принято совместное заявление, в котором определены основные проблемы и направления деятельности православных церквей в современном мире. В числе прочих вопросов обозначены: единство Православной церкви; жизнь Церкви в условиях духовного вакуума в современном обществе, возникшего в результате технического прогресса; защита окружающей среды. Синаксисы проходили в 1995 г. на о. Патмос; в 2000 г. первая сессия состоялась в Иерусалиме и Вифлееме, вторая – в Стамбуле и Никее; в 2008 г. – в Стамбуле; в 2014 г. – в Стамбуле и в 2016 г. – в Шамбези (пригороде Женевы). 4-й, 5-й и 6-й синаксисы были посвящены подготовке к Святому и Великому Собору. Созываемые Вселенским патриархом синаксисы были достаточно эффективным средством принятия общих решений и разрешения возникающих проблем вплоть до 2016 г., когда межправославные отношения оказались в кризисе.
Межправославные конфликты
Первый серьёзный конфликт в патриаршество Варфоломея I, приведший к разрыву евхаристического общения между Константинополем и Москвой, произошёл в 1996 г. Он был связан с изданием Константинополем «Деяния», восстанавливающего в Эстонии действие томоса 1923 г., по которому была основана Эстонская апостольская православная церковь (в юрисдикции Константинопольской церкви). С точки зрения Московского патриархата, это действие было не чем иным как созданием параллельных церковных структур на канонической территории Русской православной церкви в Эстонии. В результате переговоров евхаристическое общение было возобновлено, а сосуществование двух параллельных юрисдикций признано Константинополем и Москвой.
Конфликтный момент возник также и вокруг Православной церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧЗС), которая получила автокефалию от Московского патриархата в 1951 г., не признанную Константинополем. В 1998 г. Константинопольский патриархат издал «Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной церкви в Чешских землях и Словакии», который предоставил этой поместной церкви автокефалию. Из-за того что в 2011 г. в данной поместной церкви состоялось празднование 60-летия дарования автокефалии, т. е. отсчёт вёлся от томоса Московского патриархата, в 2012 г. патриарх Варфоломей I направил митрополиту Христофору, предстоятелю ПЦЧЗС, протест по поводу произошедшего празднования. Ситуация была урегулирована только в январе 2016 г. перед проведением синаксиса предстоятелей православных церквей, когда Варфоломей I признал архиепископа Прешовского Ростислава (Гонта) предстоятелем в соответствии с соглашением, достигнутым двумя сторонами. Новое соглашение предписывало инкорпорацию томоса 1998 г. в устав ПЦЧЗС.
На протяжении 1990–2010 гг. ряд украинских православных групп, не признанных каноническими православными церквами, обращался к Вселенскому патриархату с просьбой о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви. Однако Константинополь уклонялся от контактов с данными общинами, ведя переговоры преимущественно с Украинской православной церковью (в юрисдикции Московского патриархата). В 2018 г. процесс взаимодействия с Константинополем по этому вопросу активизировался при посредничестве президента Украины П. А. Порошенко. В результате 11 октября 2018 г. Священный синод Вселенского патриархата под председательством патриарха Варфоломея I объявил об отмене решения о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату, а также восстановил в иерархическом и священническом звании и вернул в общение с Православной церковью предстоятелей неканонических православных церквей [Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)], а также их последователей. 15 декабря 2018 г. Вселенским патриархом был созван Объединительный собор православных церквей на Украине, перед которым УПЦ КП и УАПЦ самораспустились как церковные структуры, а их бывшие священнослужители приняли участие в соборе в качестве делегатов. На соборе была основана новая религиозная структура – Православная церковь Украины (ПЦУ), чей устав был написан в Константинопольском патриархате, а также избран её предстоятель – митрополит Епифаний (Думенко), которому 6 января 2019 г. вручили подписанный накануне томос об автокефалии ПЦУ. ПЦУ была включена в диптихи Константинопольского патриархата в качестве 15-й автокефальной православной церкви. Это привело к одностороннему разрыву евхаристического общения со стороны не признавшего ПЦУ Московского патриархата с Константинопольским и нарастанию напряжения между церквами.
Святой и Великий Собор (Крит, 2016)
Попытки Вселенского патриархата по проведению Всеправославного собора осуществлялись на протяжении более чем столетия, однако только Варфоломею I удалось довести эту инициативу до реального проведения Святого и Великого Собора в 2016 г. В 1970–1980-х гг. Варфоломей I лично участвовал во многих всеправославных предсоборных встречах. Сначала он выступал как член делегации Вселенского патриархата, а с 1990-х гг. стал главой этих делегаций, в полномочия которого входил созыв всеправославных встреч.
Синаксис предстоятелей 2008 г. принял решение о подготовке к созыву Святого и Великого Собора, а cинаксис 2014 г. определил 10 тем, по которым должны быть доработаны документы, что происходило на протяжении 2014–2016 гг. 27 января 2016 г. на cинаксисе предстоятелей православных поместных церквей было принято окончательное решение о проведении Святого и Великого Собора Православной Церкви, определена дата, место и повестка для проведения собора.
Собор проходил 19–26 июня на Крите. Участие в нём приняли только 10 из 14 поместных православных церквей. Антиохийская, Русская, Грузинская и Болгарская православные церкви в последний момент от участия отказались. Собор прошёл под председательством патриарха Варфоломея I и открылся его вступительной речью, в которой были отмечены программные приоритеты и темы деятельности собора. На соборе был принят ряд документов, касающихся миссии Церкви в современном мире, организации церковных структур в диаспоре, брака и препятствий к нему, практики поста, отношений с другим христианским миром, а также способа предоставления автономии. Церкви, не принявшие участие в соборе, оспаривают его каноничность и его решения.
Экуменические отношения
Во время своей учёбы в Риме, Мюнхене и Боссе Варфоломей I познакомился с жизнью и деятельностью католической и протестантских церквей и Всемирного совета церквей. Он сопровождал митрополита Мелитона и патриарха Димитрия на многих экуменических мероприятиях. Стоял у истоков богословских диалогов с Англиканским содружеством в 1973 г., Римско-католической церковью в 1980 г., с древневосточными (нехалкидонскими) церквами в 1985 г.
Отношения с Римско-католической церковью
Варфоломей I не был официальным представителем своей Церкви на 2-м Ватиканском соборе, но, находясь в то время в Риме, посещал открытые сессии собора и встречался за кулисами собора с его участниками. Он находился в Риме, когда отношения между церковным Римом и Константинополем вышли на новый уровень в связи со встречей патриарха Афинагора с папой Павлом VI в Иерусалиме, которая состоялась 5 января 1964 г. Будучи диаконом, Варфоломей участвовал в церемонии снятия взаимных анафем в Риме в качестве члена делегации Вселенского патриархата 7 декабря 1965 г.
Варфоломей I встречался с папами Павлом VI, Иоанном Павлом II, Бенедиктом XVI, Франциском, с тремя последними – уже будучи Вселенским патриархом. 27–30 июня 1995 г. Варфоломей I совершил поездку к папе Иоанну Павлу II в Рим. Во время встречи была подписана совместная декларация двух предстоятелей о перспективных задачах двустороннего диалога Церквей Константинополя и Рима. Варфоломей I стал первым православным патриархом, участвовавшим в инаугурации папы Римского – Франциска (19 марта 2013). Он совершил вместе с папой Франциском паломничество в Иерусалим в мае 2014 г. – на 50-летие исторической встречи их предшественников. В 2016 г. они встретились вновь, на о. Лесбос, чтобы привлечь внимание к гуманитарному кризису беженцев. Всего за время своего патриаршества Варфоломей I посетил Ватикан более 10 раз.
Помимо церковно-дипломатических инициатив, Варфоломей I уделял большое внимание двустороннему православно-католическому богословскому диалогу. Он участвовал в его развитии с момента его начала в 1980 г., привлекая к участию лучших богословов Вселенского патриархата. В 1991 г. в богословском диалоге наметился кризис, связанный с возрождением Грекокатолической церкви в Восточной Европе. Смешанная богословская комиссия, собравшись в июне 1993 г. в Баламандском университете (Ливан), выпустила документ «Униатство как метод единения в прошлом и нынешний поиск полного общения», который был неоднозначно воспринят как в православном, так и в католическом мире. В 1995 г. Варфоломей I подписал общую декларацию с папой Иоанном Павлом II о важности сохранения и развития такого диалога, однако тема униатства оставалась разделяющей. Новую попытку восстановить богословский диалог Варфоломей I предпринял в 2005 г. с избранием новым папой Бенедикта XVI. Он пригласил последнего с визитом в Фанар (район в Стамбуле, где находится резиденция Вселенского патриарха). Этот визит состоялся в ноябре 2006 г. Работа диалога восстановилась со встречи Смешанной комиссии в Белграде в 2006 г. В 2007 г. на заседании в Равенне в отсутствие Русской православной церкви был принят документ «Экклезиологические и канонические последствия таинственной природы Церкви: церковное единство, соборность и авторитет», который Московский патриархат не принял. В документе по-новому были поставлены вопросы о первенстве Рима и первенстве в Православной церкви.
Всемирный совет церквей и другие экуменические организации
С 1975 г. Варфоломей I стал членом Комиссии Всемирного совета церквей «Вера и церковное устройство» как представитель Вселенского патриархата. 8 лет он был вице-президентом этой организации. Участвовал в подготовке документа «Крещение, евхаристия, служение», принятом в Лиме (Перу) в 1982 г. Варфоломей I предложил комиссии сконцентрироваться на изучении апостольской веры и сделать центром богословской рефлексии роль Никео-Константинопольского символа веры в христианской Церкви. До своего избрания на патриарший престол он участвовал во всех этапах подготовки исследовательского проекта «К общему выражению апостольской веры сегодня».
Также участвовал в генеральных ассамблеях ВСЦ в Уппсале (1968), Ванкувере (1983) и Канберре (1991), на последней избран членом Центрального комитета ВСЦ. Выступал на Генеральной ассамблее Конференции европейских церквей в Тронхейме (2003) и на 3-й Европейской экуменической ассамблее в Сибиу (2007).
Межрелигиозный диалог
Варфоломей I стоял у истоков диалога Православной церкви с иудаизмом в 1977 г. и исламом в 1986 г. Участвовал в подготовке и проведении международных конференций «Мир и толерантность» в 1994 и 2005 гг. В результате первой принята Босфорская декларация, осуждающая насилие во имя религии. Был инициатором Брюссельской декларации, принятой международной конференцией по мирному сосуществованию в 2001 г., осуждавшей религиозный экстремизм как результат ложного и искажённого понимания религии. Участвовал в подготовке на сессии христианско-мусульманского диалога Бахрейнской декларации в 2002 г., центральным утверждением которой стало признание основных ценностей свободы совести, религиозной толерантности и деятельного сострадания как разделяемых и христианством, и исламом. Ещё одной декларацией, отражающей подход патриарха Варфоломея I к межрелигиозному диалогу, стала Амарусийская декларация, принятая в Афинах в 2004 г. В ней утверждается, что каждая религия по-своему делает акцент на ценностях свободы, братства и солидарности ради мирного сосуществования всех людей и народов.
Несмотря на то что деятельность Варфоломея I по межрелигиозному диалогу встречает сопротивление и негативную оценку в православных кругах, он продолжает выступать с инициативами, организовывать многочисленные межрелигиозные встречи и участвовать в них. Во время его патриаршества состоялся ряд официальных диалогов между православием и иудаизмом, а также между православием и исламом.
Экологическая деятельность
В 1989 г. при участии Варфоломея I патриарх Димитрий установил на начало церковного года (индикта) – 1 сентября – день молитвы о Божьем творении. Через месяц после своего избрания на патриарший трон в 1991 г. Варфоломей I созвал экологическую конференцию на Крите с участием принца британского Филиппа, герцога Эдинбургского, который впоследствии активно участвовал во многих экологических инициативах патриарха. Также на первом cинаксисе предстоятелей православных церквей дату 1 сентября по его предложению одобрили на всеправославном уровне в качестве специального дня, посвящённого Божьему творению. В 1994–1998 гг. провёл 5 семинаров в богословской школе на о. Халки по разным аспектам экологической повестки, целью которых было повышение осведомлённости по данной проблематике в православном контексте. В 1994 г. Эгейским университетом впервые награждён почётной докторской степенью за экологическую деятельность, в будущем получил за неё целый ряд титулов и наград. В 1996 г. благодаря его активной деятельности по защите окружающей среды мировые СМИ стали именовать Варфоломея I «зелёным патриархом». В 2008 г. за свою экологическую деятельность и «защиту экологизма как духовной ответственности» патриарха Варфоломея I назвали одним из ста наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time.
В 1994 г. Варфоломей I создал Научный и религиозный комитет, который провёл 8 симпозиумов на разные темы с участием мировых политических лидеров и представителей международных организаций (1995, 1997, 1999, 2002, 2003, 2006, 2007, 2009). В развитие этой деятельности в 2012 г. он предложил инициативу проведения саммитов на о. Халки, на которых выступал с приветственными словами (2012, 2015, 2019, 2021).
Ключевыми богословскими понятиями в экологически ориентированном богословии Варфоломея I являются кеносис (κένωσις), служение (διακονία), свидетельство (μαρτυρία), благодарение (ευχαριστία), а также сообщество (κοινωνία). Он считает заботу об окружающей среде прежде всего духовным вопросом, а затем уже политическим или технологическим. В богословии Варфоломея I творение Божие иконично, т. е. является иконой Творца, а человек рассматривается как «священник» творения. Экологическая проблематика рассматривается им в контексте социальной проблематики – вопросов войны и мира, социальной справедливости, прав человека, бедности. Поэтому к его подходу применим термин «экологическая справедливость».
Академическая деятельность
Академическая специализация Варфоломея I – каноническое право. Его докторская диссертация «Кодификация святых канонов и канонических постановлений в Православной Церкви» («Περὶ τὴν κωδικοποίησιν τῶν ἱερῶν κανόνων καὶ τῶν κανονικῶν Διατάξεων ἐν τῇ Ὀρθοδόξῳ Ἐκκλησίᾳ») опубликована в 1970 г. Патриаршим институтом патристических исследований в Салониках (Греция). Он стал членом-основателем Общества канонического права Восточных церквей (Вена), несколько раз избирался его вице-президентом. До избрания патриархом был автором многих публикаций по теологическим и экклезиологическим вопросам в журналах Stachys (Стамбул), Gregory Palamas (Салоники), Episkepsis (Женева), преимущественно по вопросам канонического права и духовности, отношениям с Римско-католической церковью, экуменическим движениям, созыву Святого и Великого Собора и проблеме православной диаспоры.