Киреевский Иван Васильевич
Кире́евский Ива́н Васи́льевич [22.3(3.4).1806, Москва – 11(23).6.1856, Санкт-Петербург; похоронен в Оптиной пустыни], русский философ, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства. Дворянин. Брат П. В. Киреевского. В 1822–1824 гг. брал частные уроки у профессоров Московского университета. В 1824–1828 гг. на службе в Московском архиве Коллегии иностранных дел, где вместе с А. И. Кошелёвым организовал общество любомудров. В «Обозрении русской словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития русской литературы начала 19 в. и выделил реалистические тенденции последнего, «пушкинского», периода. В 1830 г. в Берлинском и Мюнхенском университетах слушал лекции Ф. Шлейермахера, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга. В 1832 г. предпринял издание журнала «наук и словесности» «Европеец» (переиздание – 1989), привлёк к нему лучшие литературные силы (в том числе А. С. Пушкина). Журнал был запрещён после выхода второго номера, в частности за статью Киреевского «Девятнадцатый век», в которой император Николай I усмотрел пропаганду конституции. В 1834 г. женился на Н. П. Арбеневой, под влиянием которой произошло его обращение к православию. Подолгу живя в родовом имении в селе Долбино Лихвинского уезда Калужской губернии, Киреевский сблизился со старцами Оптиной пустыни, участвовал в издании житий Отцов Церкви. Основные опубликованные сочинения: «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (в «Московском сборнике», 1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, Киреевский противопоставил ей традиции Платона и восточнохристианского «умозрения» (восточной патристики), из которых, по Киреевскому, и должна исходить самобытная русская философия. Предпосылка её – духовно-нравственная цельность личности, находящая своё выражение в религиозной вере, а основная задача – мысленное развитие «отношения веры к современной образованности» (Киреевский И. В. Критика и эстетика. Москва, 1979. С. 322). В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил Киреевский видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлечённого мышления в рационалистической философии Нового времени. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться, по Киреевскому, переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждал Киреевский, и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он усматривал в характере древнерусской общественной жизни и быта.