«Атака титанов» (манга)
«Ата́ка тита́нов» («Атака на титанов»; 進撃の巨人), японская манга в жанре постапокалипсиса. Автор и иллюстратор – Исаяма Хадзимэ. Выходила в ежемесячном журнале Bessatsu Shonen Magazine (別冊少年マガジン) издательства «Коданся» (講談社) и насчитывала 34 тома. Официальный русскоязычный перевод публиковался издательством «Азбука» (в 17 книгах) под названием «Атака на титанов» вслед за англоязычным названием «Attack on Titan». События манги разворачиваются в вымышленном мире, где люди противостоят титанам – огромным антропоморфным существам, представляющим смертельную угрозу для всего человечества. На волне популярности манги в 2013 г. был запущен одноимённый многосерийный аниме-сериал.
Герои манги живут в условиях социального, этнического и классового неравенства, а страны продолжают воевать, используя силу титанов в своих интересах. По мере того как читатель вместе с главными героями узнаёт больше о мире манги «Атака титанов» и происхождении самих гигантов, он всё глубже погружается в вопрос о том, может ли человеческая цивилизация отказаться от вражды и насилия. В манге и её экранизации поднимаются проблемы равенства людей: среди героев – членов разных боевых отрядов – присутствуют солдаты как мужского, так и женского пола, разного цвета кожи, этнических и гендерных характеристик.
История создания и параллели
Первые идеи манги Исаяма Хадзимэ предложил журналу Weekly Shonen Jump (週刊少年ジャンプ) в 2006 г., но получил отказ. Позднее ваншот был принят издательством «Коданся». Как отмечал позднее автор, нарисованная им пилотная история была его первым опытом создания манги и на тот момент он ещё не в полной мере владел пером. Хотя Исаяма считал свои ранние рисунки дилетантскими, именно наброски 2006 г. послужили основой произведения.
В ваншоте описывался мир, в котором для защиты окружающей среды в рамках проекта уничтожения человечества были созданы огромные человекоподобные монстры, превосходившие людей в ловкости и силе. В гигантов был заложен запрет на причинение вреда растениям, что позволило уцелеть жителям города, изолированного высокой растительной оградой. В центре сюжета – солдат Муракамэ, который своим примером в борьбе с появившимися в городе гигантами показывает, что человечество не может быть уничтожено, пока остаются люди, чистые сердцем и помыслами.
Ваншот был положительно принят аудиторией журнала и при дальнейшей публикации претерпел значительные изменения как в технике рисовки, так и в сюжете. Все сюжетные линии были тщательно продуманы Исаямой Хадзимэ задолго до публикации манги, что закрепило за ним репутацию весьма искусного автора: самые непримечательные элементы повествования позднее обретают свою значимость и предстают перед читателем в ином свете по принципу «чеховского ружья». Стоит отметить, что оригинальное название манги – «Shingeki no Kyojin» – отсылает скорее не к обрушившимся на людей гигантам и не к битве человечества против титанов, но к конкретному персонажу манги – Атакующему Титану, одному из 9 ключевых разумных титанов.
После выхода аниме-адаптации предпринималось множество попыток найти в «Атаке титанов» отголоски более ранних японских и мировых произведений. Критики подчёркивали, что Исаяме Хадзимэ удалось удачно использовать моду на зомби-апокалипсис. При таком взгляде неразумные титаны предстают гигантскими неуправляемыми зомби, движимыми желанием поглотить человека. Поскольку в визуальных образах манги и аниме особое внимание уделяется неприятным физиологическим деталям, например непропорциональным телам гигантов, франшизу Исаямы иногда причисляют к боди-хоррору. Также исследователи культуры прослеживают параллели манги «Атака титанов» с жанрами кайдзю и меха, которые построены вокруг образов колоссальных монстров, уничтожающих людей, их жилища и оружие. Однако сам автор отрицал связь с упомянутыми традициями. По его признанию, наибольшее влияние при создании «Атаки титанов» на него оказала видеоигра «Muv-Luv Alternative» (2006) в жанре визуальной новеллы и манга «Проект АРМС [РУКИ]» (アームズ, 1997–2002), написанная Нанацуки Кёити и проиллюстрированная Минагавой Рёдзи.
Сюжет и структура
Действие манги разворачивается на о. Парадиз, на котором, по мнению его жителей, остались последние выжившие люди на планете. От плотоядных гигантов жителей на протяжении 100 лет отделяли три 50-метровые стены – «Роза», «Мария» и «Сина». Несмотря на то что жителям острова не угрожали внешние силы, на нём самом было немало проблем. Зажиточные граждане с более высоким социальным статусом жили в центральном районе за третьей стеной («Сина»), ближе к королевскому дворцу, и не считали жителей других районов равными себе. Когда внешняя стена «Мария» была повреждена внезапным нападением Колоссального и Бронированного титанов, остальные титаны смогли проникнуть в город. Стражники и военные не сумели противостоять титанам, и множество мирных жителей погибло. Чрезвычайная ситуация лишь обострила социальные противоречия внутри Парадиза: уцелевшие после нападения беженцы становятся незваными гостями района за второй стеной («Роза»). Жители сталкиваются с голодом, дискриминацией и безразличием властей. Панели, изображающие суматоху, наглядно показывают, что в ситуации опасности сограждане не обращают внимания друг на друга, заботясь лишь о собственном выживании. Проблемы взаимоотношений граждан и властей, а также человечества в целом сохраняют своё значение на протяжении большей части сюжета манги.
Во время первого нападения гигантов главный герой манги, десятилетний Эрен Йегер, теряет свою мать: титан пожирает женщину прямо на глазах у детей – Эрена и его приёмной сестры Микасы Аккерман. Мальчик испытывает сложный комплекс чувств: скорбь по матери и ненависть по отношению к себе – за то, что не сумел её спасти, к стражникам – за их трусость, к титанам – за то, что в одночасье лишили его всего. Юный Йегер поклялся стереть гигантов с лица земли, ради чего несколько лет упорно тренировался в кадетском училище. Первые части манги повествуют о процессе обучения кадетов и об их взаимоотношениях. Далее Эрен с друзьями поступают на службу в разведкорпус – подразделение наиболее подготовленных к сражению с титанами бойцов. Наконец, им удаётся достичь своей цели и выйти за пределы стен, однако на пути к этому герои многое узнаю́т о происхождении титанов и об истории их мира, что опровергает их прежние представления. Следующие сюжетные арки повествуют о разногласиях между Эреном и другими героями манги по поводу правильного способа достижения мира.
Символ выхода за пределы стен
Стена выступает важным художественным символом для Исаямы Хадзимэ. По его собственному признанию, он вырос в городе, окружённом горной грядой, которая и вдохновила его на образ изолированной от остального мира местности. Желание героев побывать за стенами символизирует их стремление обрести свободу и преодолеть свои страхи. Друг Эрена Армин Арлерт в детстве много читал и рассказывал друзьям о мире за стенами, с тех пор выход за их пределы ассоциируется у главных героев с мечтой увидеть бескрайнее море. Особое значение к этом контексте приобретает образ птицы: маленький Армин часто обращал внимание на птиц, размышляя о том, что они парят выше стен и могут улететь куда пожелают. Вместе с тем в японской культуре птица служит дурным предзнаменованием.
В тяжёлой борьбе с титанами человечеству приходится уходить всё дальше за пределы стен. Когда же территории отвоёваны, герои уходят далеко за внешние стены и наконец достигают моря. Тем самым они исполняют свою детскую мечту и делают шаг навстречу новым целям. Выход к морю служит символом расширения их мира, ведь герои изменили свои представления о смысле борьбы и о том, являются ли титаны их подлинными врагами.
Влияние
Манга «Атака титанов» очень быстро стала бестселлером в Японии и США. Манга увеличила популярность и прибыль издательства Kodansha. К 2019 г. по всему миру было продано более 100 млн экз. в печатном и электронном виде. Популярность манги привела к появлению 11 томов спин-офф манги «Атака титанов: Средняя школа» (進撃! 巨人中学校 Shingeki! Kyojin Chūgakkō, 2012–2016) авторства Накагавы Саки. В 2015 г. по мотивам оригинальной манги вышел одноимённый художественный фильм из двух частей, который не снискал успеха. Сценарий значительно отходил от сюжета манги, диалоги персонажей, по мнению критиков, были нелепыми, а сцены сражений не отличались высоким уровнем спецэффектов. Также по франшизе вышло несколько видеоигр как в жанре визуальной новеллы, так и в жанре экшен.
Хотя критика высоко оценила персонажей, сюжет и её идейную основу манги, стиль её рисовки удовлетворил не всех. Негативные отзывы в основном получило именно художественное оформление манги. Исследователи отмечали, что манга ставит масштабные философские вопросы. После того как аниме-экранизация принесла ей широкую популярность, зрители с большим интересом отнеслись к попыткам проанализировать произведение через призму философии, чтобы найти в ней ответы на многочисленные этические вопросы.
Аниме-сериал «Атака титанов»
Основной и наиболее известной экранизацией манги стал многосерийный аниме-сериал «Атака титанов» [進撃の巨人 (Shingeki no Kyojin), с 2013], к 2023 г. насчитывающий 4 сезона. Художественный язык режиссёра сериала Араки Тэцуро позволил убедительно отразить хрупкость человеческой жизни и в то же время показать динамичные экшен-сцены. Критики высоко оценили визуальный стиль аниме, а также отметили его глубокий психологизм.
После выхода 3-го сезона некоторые критики указывали на сбивчивость повествования. Четвёртый сезон, экранизированный студией MAPPA, вызвал негативные отзывы фанатов о качестве анимации. Аниме «Атака титанов» было охарактеризовано как «самое востребованное аниме-телешоу» и «главный сериал мира» в 2021–2022 гг.