Цивилизация
Цивилиза́ция (от лат. civilis – гражданский, государственный), исторически наиболее развитая форма социального общежития. Понятие возникло в эпоху Просвещения и связывалось главным образом с представлением о постепенном накоплении знаний, приводящем к торжеству разума. Его первое печатное употребление обычно приписывают В. де Мирабо, который в своём философском трактате «Друг человечества» (1756) увидел смысл цивилизации в создании основ и форм добродетели. А. Фергюсон отмечал этапы развития человечества, на пути к цивилизации прошедшего стадии «дикости» и «варварства». И. Гердер связал понятие цивилизации с развитием культуры и утверждал, что цивилизация возникла раньше на Востоке, а не на Западе. Н. де Кондорсе, выделявший в истории человечества десять этапов, девятым этапом считал современное общество, а последним – грядущее «царство разума» («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794). Особняком в ряду просветителей стоял Ж.-Ж. Руссо, который полагал, что цивилизация оторвала человека от природы и привела к утверждению в нём собственнических качеств. Представление о стадиальном характере развития цивилизации опиралось на хронологический принцип: древность, Средневековье, современность. Основоположники марксизма связывали это с последовательной сменой общественно-экономических формаций, зависевших от уровня развития производительных сил.
С середины 19 в. слово «цивилизация» всё чаще стало употребляться во множественном числе, когда во главу угла ставились различные признаки: природно-географические, этнические, конфессиональные, культурно-антропологические. Понятие цивилизации стало также связываться с историей отдельных стран и народов (французская, британская и т. д. цивилизации). Н. Я. Данилевский выделил славянскую цивилизацию как отдельный культурно-исторический тип. Близкие идеи развивали в своих работах К. Н. Леонтьев и затем теоретики евразийства (Н. С. Трубецкой). Наиболее глубоко исследовал и классифицировал «локальные цивилизации» А. Тойнби, утверждавший, что в своём развитии они проходят независимо друг от друга одни и те же фазы: генезис, рост, надлом и разложение. Сходное представление о судьбах цивилизаций отличает и концепцию Л. Н. Гумилёва; согласно ей, основой цивилизации является вышедший из состояния субэтноса (субцивилизации) этнос, который в дальнейшем при благоприятных условиях может стать суперэтносом (и, соответственно, основой суперцивилизации).
По-разному решалась проблема соотношения цивилизации и культуры: от отождествления этих понятий (Э. Тайлор и др.) до их противопоставления или установления между ними сложной связи (так, О. Шпенглер полагал, что культура в своём развитии перестаёт быть «становящейся» и превращается в «ставшую» и таким образом входит в губительную для неё фазу цивилизации).
Теория цивилизации активно используется в социологии и политических науках – в частности, в исторической социологии Н. Элиаса (понятие «процесса цивилизации»), в концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. В обществоведческой и публицистической литературе 2-й половины 20 – начала 21 вв. термин «цивилизация» нередко употребляется для обозначения тех или иных ключевых особенностей современной эпохи (цифровая, атомная, техногенно-потребительская, мужская и т. д. цивилизации).