Кайдзю
Ка́йдзю (япон. 怪獣, буквально – странный зверь), поджанр научно-фантастического японского кино и телевизионных фильмов о выдуманных монстрах. Центральным персонажем поджанра выступает существо, которое может быть как гигантским монстром, или дай-кадзю (大怪獣), так и гуманоидом, или кайдзином (怪人). Во многом формированию поджанра способствовал зрительский успех картины «Годзилла» и её франшизация.
Классическим представителем жанра кайдзю помимо франшизы «Годзилла» в Японии является франшиза о гигантской летающей черепахе «Гамера» (ガメラ, 1965–2006) от студии Daiei, появившаяся на волне успеха фильма «Годзилла», а также франшиза «Ультрамен» (ウルトラシリーズ; с 1966), также относящаяся к жанру токусацу (фильмам о супергероях).
По некоторым оценкам, поджанр кайдзю находится на пересечении научной фантастики и фэнтези (Barr. 2016. Р. 11). Исследователями считается, что образы гигантских монстров тесно связаны с японским фольклором и изображением сверхъестественных существ, известных как ёкай (妖怪 ), а также с традиционным театром кукол бунраку, поскольку каноны жанра сложились в 1950–1960-х гг., когда монстров изображали переодетые актёры (Barr. 2016. Р. 26). По оценкам историков, фильмы поджанра предназначены главным образом для мужской аудитории и часто построены на эксплуатации чувства ностальгии, связанного с детскими воспоминаниями (Barr. 2016. Р. 175).
В самой Японии монстр Годзилла, как провозвестник поджанра, изначально воспринимался не как зверь или индивидуализированный антагонист общества, но как олицетворение стихийных сил природы и представлялся скорее разгневанным богом, а не животным (Kalat. 2017). Персонажи кайдзю могут символизировать критику милитаризма и колониализма или размышление о непредсказуемости результатов научных экспериментов (Barr. 2016. Р. 1). Однако в целом поджанр кайдзю исследователи чаще всего связывают с озабоченностью вопросами экологии, а появление гигантских монстров объясняют местью человеку со стороны безличных природных сил (Rhoads. 2018). С этой безличностью связана и предполагаемая гендерная принадлежность монстров: в оригинальном фильме Годзилла определяется как бесполое существо (Tsutsui. 2004. Р. 12).
Отдельным направлением дискуссий о кайдзю выступает политический контекст оригинального фильма «Годзилла», сюжет которого часто сводят к коллективной травме послевоенной Японии, нанесённой японскому обществу американскими бомбардировками (Ryfle. 2017. Р. 96). Однако, как отмечают историки, настроение, сюжет и послание различных фильмов франшизы и поджанра кайдзю в целом менялись вместе с самоощущением японцев и формированием общества потребления. Так, фильмы кайдзю проделали путь от алармистского и антивоенного манифеста к инфантильной истории о нападении гигантских монстров (Igarashi. 2000. Р. 121).