Адо Пьер
Адо́ Пьер (Pierre Hadot) (21.2.1922, Париж – 25.4.2010, Орсэ, Эсон , Франция), французский историк античной философии, философ и переводчик на французский язык трудов Эпиктета, Марка Аврелия, Плотина, Амвросия Медиоланского и Мария Викторина. Его основным вкладом в изучение античной философии как явления было осмысление философствования как «духовного упражнения». В область интересов П. Адо входило изучение античных философских жанров, особенностей развития отдельных философских традиций, влияние философии на политическую жизнь общества и взаимоотношение античной философии с окружающими её социальными и культурными реалиями.
Биография
П. Адо родился во французской католической семье с немецкими корнями. Получив начальное религиозное образование в Реймсе и окончив Малую и Большую семинарии, он поступил в Парижский католический институт. В Париже Адо одновременно обучался в Сорбонне, в том числе у историка философии и специалиста в области истории эстетики Р. Байера и исследователя Плотина Э. Брейе, а также посещал лекции философа-экзистенциалиста Ж. Валя, неогегельянца Ж. Ипполита, П. Рикёра, М. Мерло-Понти, Л. Лавеля, историка А.-И. Марру и писателя А. Камю. В 1949 г. он защитил две выпускные дипломные работы. Одну в Парижском католическом институте под названием «Понятие Бога у Мария Викторина» под руководством аббата Рене Кадью, а вторую в Сорбонне на эту же тему под руководством Р. Байера. Впоследствии он дополнил своё гуманитарное образование, посещая занятия в качестве вольного слушателя в Школе хартий и Практической школе высших исследований.
После выпуска он c 1949 г. участвовал в проекте создания «Глоссария латинской философской лексики», которым руководил Байер, а в 1952 г. прошёл агрегацию библиотекаря. В 1949−1964 гг. работал в Национальном центре научных исследований (CNRS), готовя докторскую диссертацию, а в 1964−1985 гг. – в Практической школе высших исследований на кафедре латинской патристики, которой затем дал название кафедры «Теологических и мистических учений эллинистической Греции и поздней Античности» (Théologies et mystiques de la Grèce hellénistique et de la fin de l’Antiquité). Исследовательскую задачу последней он видел в изучении античной философии как духовного, социального и социологического феномена.
В 1982 г. Адо благодаря поддержке М. Фуко был избран профессором Коллеж де Франс, где преподавал с 1982 по 1990 гг., а в 1991 г. стал почётным профессором. Здесь же он с 1982 по 1991 гг. руководил кафедрой «История эллинистической и римской мысли» (Chaire d'Histoire de la pensée hellénistique et romaine). В 1990 г. Адо также написал предисловие к первому тому «Словаря античных философов», фундаментальному французскому научному проекту.
Около 20 лет Адо посвятил переводу и исследованию христианских произведений Мария Викторина, к которым относятся «Богословские трактаты о Троице», опубликованные впоследствии вместе с комментарием и критическим аппаратом в серии «Христианские источники» (Sources chrétiennes). Его соавтором в подготовке этого издания стал отец Поль Анри. Данная работа, выполненная под руководством А.-Ш. Пюэша, была представлена в Практическую школу высших исследований, а в 1968 г. Адо защитил в Сорбонне докторскую диссертацию под названием «Порфирий и Викторин». Кроме того, Адо участвовал в подготовке издания перевода «Апологии Давида» Амвросия Медиоланского, а также работал над «Размышлениями» Марка Аврелия, к которым подготовил обстоятельное введение в виде отдельной монографии. В 1972 г. он подготовил несколько докладов на тему влияния неоплатонизма на западную философию природы для кружка «Эранос». Позже, в 1980−1990-х гг. он опубликовал переводы трёх трактатов неоплатоника Плотина.
Адо является обладателем ряда премий, среди которых можно упомянуть: премии Сентур (Prix Saintour) и Деруссо (Prix Desrousseaux), присуждённые в 1969 г. за докторскую диссертацию; премию Даньян-Буверэ (Prix Dagnan-Bouveret), данную в 1990 г. за работу «Духовные упражнения и античная философия»; премию Французской академии наук, присуждённую в 1992 г. за перевод произведений Плотина, и Большую премию по философии от 1999 г. Кроме того, Адо в 1972 г. стал членом-корреспондентом, а с 1979 г. членом комиссии по филологии и философии Академии наук и литературы (Akademie der Wissenschaften und der Literatur) в Майнце; в 2000 г. он также стал членом-корреспондентом Академии наук (Akademie der Wissenschaften) в Мюнхене. Кроме того, в 1979 г. он получил серебряную медаль Национального центра научных исследований и в 1985 г. был удостоен звания почётного профессора университета Невшателя (Université de Neuchâtel) в Швейцарии, а в 2002 г. – университета Лаваля (Université Laval) в Канаде.
С 1944 по 1952 гг. Адо носил сан католического священника. После снятия сана, к чему его в том числе побудило несогласие с энцикликой папы Пия XII «Humani Generis» (1950), был дважды женат. Вторая жена – историк античной философии Ильзетраут Адо, в соавторстве с которой он написал работу о истолковании «Руководства» Эпиктета неоплатоником Симпликием.
Адо был членом Французской демократической конфедерации труда (Confédération française démocratique du travail).
Историко-философские взгляды и интересы
Как историка философии Адо особенно интересовали способы выражения мистического и философского опыта и их место в античной культуре. В поиске связующей нити, которая смогла бы объединить отдельные философские школы и показать их общую сущность и целостность, Адо развил понятие «духовного упражнения». «Духовное упражнение» соотносится с практическим воплощением в жизненном опыте философских принципов отдельной философской традиции и имеет экзистенциальное измерение. При этом, отталкиваясь от стоической традиции, где логика, этика и физика представляются, с одной стороны, как части философии, а с другой – как добродетели, Адо выделяет теоретический и практический аспекты акта философствования – философскую речь, поддающуюся словесному осмыслению, и философский образ жизни, познающийся только опытным путём. Без сочетания этих двух аспектов полноценное философствование невозможно. Вместе с тем «духовное упражнение», по определению Адо, может быть как физиологического, так и дискурсивного или интуитивного характера: если к первому виду относятся, например, режим сна или питания, то ко второму – беседа и медитация, а к третьему – созерцание. В то же время Адо допускает, что дискурсивное упражнение может иметь практический аспект в той мере, в которой оно побуждает человека к действию. Среди таких «духовных упражнений» П. Адо особенно выделяет чтение, которое вовлекает процесс мышления и воображение, одновременно являясь практическим действием. Понятие «духовного упражнения» сообщает античному философскому дискурсу психагогическую функцию и представляет выбор образа жизни, который Адо сопоставляет с религиозным обращением. Цель философствования, согласно Адо, заключается в самопознании и самосовершенствовании, по отношению к которым философское образование является лишь вспомогательной ступенью. Таким образом, занятие философией приобретает субъективный характер в той мере, в какой оно воплощается в опыте каждого отдельного философствующего, а не в познании окружающей его реальности.
В основе акта философствования лежит решение вести философский образ жизни в рамках определённой философской традиции, где тесно переплетаются критическое отношение к прочим экзистенциальным позициям, концепция определённого образа жизни и мировоззрения, а также сознательное решение жить по-философски. Осмысление этого решения будет иметь формирующее значение в развитии философской традиции и способе её преподавания. Согласно Адо, первичным в философии является то, что он называет «жизненным выбором», а не философский дискурс сам по себе. Взаимоотношение последнего с философским образом жизни Адо предлагает рассмотреть в трёх аспектах: во-первых, он призван дать рациональное теоретическое обоснование «жизненному выбору», а также показать все его последствия; во-вторых, он воздействует на философствующего и призывает его к исполнению своего «жизненного выбора»; в-третьих, он сам по себе является формой исполнения «жизненного выбора» в виде размышления про себя или диалога с другим человеком, как, например, в случае сократических диалогов. В образе Сократа, идеале античного мудреца, не оставившего после себя текстов, Адо усматривал идеал такого философского образа жизни и учения, осуществляемого на практике. При этом, по мнению Адо, философский акт не может быть изолирован, но обязательно осуществляется в рамках определённой традиции или школы.
В христианстве Адо также усматривал «духовные упражнения» в той мере, в какой он полагал, что начиная со 2 в. и на протяжении всей поздней Античности христианство из апологетических соображений стремилось представить себя как философскую школу. В «Духовных упражнениях» Игнатия Лойолы Адо также видел прямое заимствование античной философской традиции. Он показал, что явление христианской рецепции античной философии стало возможно в силу многозначности, которой обладает в греческом языке и в философском инструментарии, в частности, слово «логос» (λόγος), отождествлённое христианами с Христом. Такую ассимиляцию христианскими авторами 4−5 вв. греческого философского наследия Адо характеризует как «философию платонического ряда, но соединённую с очистительными обрядами» (Адо. 2010. С. 70).
В сферу интересов П. Адо также входили концепции современной философии, которые отчасти оказали влияние на формирование его интерпретации античной философии и разработку понятия «духовного упражнения». Среди таких течений современной философии можно выделить неотомизм Ж. Маритена и Э. Жильсона, феноменологию М. Мерло-Понти, христианский экзистенциализм Г. Марселя, философский кружок которого он посещал в студенческие годы, а также творчество Н. А. Бердяева. Адо видел некоторую преемственность между экзистенциализмом, который он усматривал в античной философской культуре, и экзистенциализмом современной философии. Вместе с тем он эти две традиции различает на том основании, что экзистенциализм в них определяется по-разному. Подлинный экзистенциализм, образующий единое целое с бытием философа, свойствен преимущественно античной философии, в то время как современный экзистенциализм представляет, согласно Адо, скорее философствование об экзистенции. В определённом отношении Адо усматривал проявление традиции духовных упражнений в отдельных текстах М. Мерло-Понти и Л. Лавеля.
Начиная с 1959 г. Адо стал также интересоваться «Логико-философским трактатом» Л. Витгенштейна, который отчасти стал известен во Франции именно благодаря ему. Адо читал лекции, а также написал несколько статей на тему философии языка и соотношения языка и логики, согласно Витгенштейну. Адо предпринял перевод на французский язык «Логико-философского трактата», который его интересовал прежде всего размышлениями о мистическом. Его подход к прочтению Витгенштейна оказал влияние на таких философов языка и исследователей Витгенштейна, как Стэнли Кэвелл и Кора Даймонд.
Античные религии также являлись областью, которая входила в круг интересов П. Адо, о чём может свидетельствовать его работа «Покрывало Исиды. Эссе об истории идеи природы» (Le Voile d’Isis. 2004). Этот текст посвящён, с одной стороны, толкованию сентенции Гераклита «природа любит скрываться» (Гераклит. DK. Фрагм. B123), а с другой – древнему изображению обнажённой богини Исиды, закутанной в покрывало. Задача данного эссе заключалась в том, чтобы раскрыть представление о тайне и образе природы, которая словно носит покрывало. Адо в этой сентенции усматривает аллегорию взаимодействия природы и человеческой мысли, которая стремится раскрыть тайну природы через науку и поэзию.
Память
В июне 2012 г. улица в Лимуре, на которой П. Адо провёл последние годы жизни, была переименована в честь него (rue Pierre Hadot). Также имя Пьера Адо носит улица в Реймсе.