Валь Жан Андре
Валь Андре́ Жан (Jean André Wahl) (25.5.1888, Марсель – 19.06.1974, Париж), французский философ, близкий к экзистенциалистам, интерпретатор и популяризатор У. Джеймса, С. Кьеркегора, Ф. Гёльдерлина и М. Хайдеггера, первый представитель французского неогегельянства, инициатор и вдохновитель многих образовательных и исследовательских начинаний, поэт.
Биографические сведения
Родился в Марселе, в семье ассимилированных французских евреев. Отец – Эдмон Валь, был преподавателем английского языка. Для получения сыном образования и обустройства его дальнейшей академической карьеры семья Валь переехала в Париж, в этом им помог С. Малларме, нашедший Э. Валю работу в парижском лицее Жансон-де-Сайи (Lycée Janson de Sailly). В тот же лицей поступил Ж. Валь, он продемонстрировал высокие результаты в учебе – в 1905 г. занял 1-е место на национальном конкурсе по философии (аналог школьных олимпиад). В 1906 г. Ж. Валь поступил на 2-й выпускной курс (khâgne) подготовительных классов в Большие школы при лицее Людовика Великого [Lycée Louis-le-Grand, (1906–1907), откуда поступил в самую престижную из них – Высшую нормальную школу (Эколь нормаль, École normale supérieure (1907–1910)].
В 1920 г. в Сорбонне под руководством А. Бергсона защитил 2 диссертации по темам: англо-американские философы-плюралисты и идея мгновения у Декарта. С 1920 г. преподавал в университетах Безансона, Нанси и Лиона. В 1936 г. получил место преподавателя в Университете Парижа. В эти годы Валь развивает в Сорбонне и за её пределами экзистенциальную и иррационалистическую альтернативу ориентированной на научную рациональность философии Л. Брюнcвика (родного дяди) – второго по значимости французского философа-идеалиста 1-й половины 20 в. Участие в работе Коллежа социологии, публикации в журнале «Ацефал» Ж. Батая и другие инициативы Валя способствовали диалогу университета с салонными интеллектуалами. Помимо занятий философией Валь писал стихи. При жизни Валя вышло три сборника его стихов: «Connaître sans connaître» (1938), «Poèmes de circonstances 1939–1941» (1944), «Poèmes» (1945). С этим связано его философское обращение к поэзии, в частности к творчеству немецкого поэта Гёльдерлина и хайдеггеровской интерпретации поэзии.
В 1940 г., с началом немецкой оккупации Франции, Валь отстранён от преподавания в Сорбонне, но продолжал вести семинары по Хайдеггеру и Гёльдерлину на дому, одновременно работая библиотекарем Фонда Бергсона. В 1941 г. Валь был арестован гестапо и помещён сначала в тюрьму Ла-Санте (La Santé), а затем – в концентрационный лагерь Дранси (Drancy) (см.: Жан Андре Валь в годы немецкой оккупации). В 1942 г. ему удалось бежать из концлагеря и через Марсель и Касабланку перебраться в США, где он принял участие в образовательной и культурной миссии «Свободной Франции».
В 1945 г. Валь, вернувшись на родину, возобновил преподавание в Сорбонне. Тогда же он женится на своей бывшей студентке, Марсель Сикар, у них родились три дочери (сын умер в младенчестве). В 1950 г. Валь получил высокую награду Французской республики – звание Высшего офицера (Grand Officier) ордена Почётного легиона, однако, по замечанию биографов, он принял награду скромно, а выше оценил вручение Гран-при Парижской литературной премии в 1971 г.
В 1967 г. Валь в связи с выходом на пенсию покинул Сорбонну. До последнего дня философ, несмотря на артроз и катаракту, которые его фактически обездвижили и ослепили, продолжал надиктовывать новые произведения своей супруге. Скончался Валь в возрасте 86 лет.
Научная карьера и достижения
Валь построил образцовую для Франции академическую карьеру: после успехов в лицее (победы в конкурсе школьных работ по философии), обучения на подготовительных курсах и учёбы в Эколь нормаль он занял 1-е место в 1910 г. (за ним 2-м был его друг – Г. Марсель) и выиграл государственный конкурс на замещение преподавательских должностей – агрегасьон по философии (l’agrégation de philosophie). В 1911–1914 гг. Валь – стипендиат Фонда Тьера, цель которого – помощь молодым исследователям в первые годы научной карьеры до получения постоянной университетской ставки; в это же время Валь занимался со старшеклассниками в Сен-Кантене, Нанте, Туре и Ле-Мане. Под руководством Бергсона в Сорбонне первым среди французских коллег Валь написал специальное и подробное исследование об англо-американском плюрализме, прежде всего о Джеймсе, по которому в 1920 г. защитил основную (Thèse principale) докторскую (docteur ès lettres) диссертацию: «Философы-плюралисты Англии и США» («Les philosophes pluralistes d'Angleterre et d'Amérique»). Одновременно там же он защитил 2-ю, дополнительную диссертацию (Thèse complémentaire) «О роли идеи мгновения в философии Декарта» («Du rôle de l'idée de l'instant dans la philosophie de Descartes»).
Университетскую карьеру Валь начал в Университете Безансона (1920–1927), продолжил в Нанси (1927–1929) и Лионе (1929–1936). В 1936 г. он получил должность преподавателя в Университете Парижа, Сорбонне, которую занимал до 1967 г. (кроме 1940–1945 – годы вынужденной эмиграции в США). Ещё до войны Валь, как и многие современники, увлёкся философией Хайдеггера и стал, наряду с Ж. Бофре, одним из самых авторитетных французских популяризаторов и интерпретаторов его философии в середине 20 в. Во многом именно дискуссиям об идеях Хайдеггера были посвящены домашние семинары Валя, после войны послужившие базой для создания Философского коллежа.
Все военные годы философ продолжал писать статьи, книги и поэмы, преподавал везде, где находил заинтересованных слушателей, – на домашнем семинаре, в концлагере, старых и новых колледжах США. Вместе с коллегами в Нью-Йорке он в 1942 г. основал «университет в изгнании» – Свободную школу высших исследований (École libre des hautes études) и участвовал в других образовательных инициативах.
После войны Валь, сохраняя должность приглашённого профессора (visiting professor) Чикагского университета, Калифорнийского университета в Беркли, в Смит-колледже и в Тунисе, вернулся в Париж и возобновил преподавание в Сорбонне. Как продолжение своих домашних семинаров 1930-х – начала 1940-гг. по Хайдеггеру, Валь создал в конце 1946 г. дискуссионную площадку, независимую от Сорбонны, Коллеж де Франс, Высших школ и Академии, – Философский коллеж (Collège Philosophique), своего рода клуб, собирающийся три раза в неделю для обсуждения самых неожиданных и противоречивых новейших философских концепций. Научный авторитет, личная репутация, открытость новому и организаторский талант помогли Валю привлечь к работе сначала кружка, а затем и коллежа А. Койре, Э. Левинаса, Ж.-П. Сартра, Г. Л. Ван Бреду, В. Янкелевича, А. Филоненко, В. Н. Лосского, П. Рикёра, Ж. Делёза, П. Адо и многих других. В том же году Валь создал журнал «Девкалион» (Deucalion), призванный давать слово приверженцам всех доктрин и направлений мысли без исключения, журнал просуществовал до 1957 г. Участвует в работе других объединений, таких как «Французское общество ницшеанских исследований» (Société française d'études nietzschéennes). До конца жизни председательствовал во «Французском философском обществе» (Société Française de Philosophie). Росту разнообразия способствовал созданный в 1950 г. научный журнал «Метафизическое и моральное обозрение» (Revue de métaphysique et de morale), которым Валь руководил до своей смерти.
На протяжении всей карьеры Валь демонстрировал богатство своих интересов, публикуя исследования и читая оригинальные университетские курсы, посвящённые творчеству Джеймса, Дж. Сантаяны, Р. Декарта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Ясперса, Ф. Ницше, Платона, А. Уайтхеда, Кьеркегора, Хайдеггера, Гёльдерлина, Н. Гартмана, Э. Гуссерля, Дому Дешана, неизменно сохраняя симпатии к экзистенциализму. Именно Валю современные исследователи приписывают заслугу демаргинализации экзистенциализма посредством конференций и семинаров. Также Валя как вдохновителя дискуссий считают отчасти ответственным за размежевание между Ж. Дерридой и М. Фуко, т. к. 4 марта 1963 г. именно на конференции его Философского коллежа Деррида прочёл полемический доклад о Cogito и истории безумия, в котором критиковал доводы вышедшей двумя годами ранее книги «История безумия в классическую эпоху». Также Валь настоял на публикации доклада без изменений как статьи в руководимом им журнале «Метафизическое и моральное обозрение». Фуко резко воспринял критику, дискуссия получила продолжение в работах Фуко «Слова и вещи» (1966) и «Археология знания» (1969). После смерти Валя его идея открытой новым идеям дискуссионной площадки нашла продолжение в новом «Коллеже философии» (Collège de philosophie). Общее мнение о Вале как одном из двигателей философской жизни высказал А. Спайер, сооснователь журнала «Философские исследования» (Recherches philosophiques): «Весьма даровитый лозоходец, всегда ищущий подземные воды» (Spaier A. Compte rendu de Jean Wahl. Vers le Concret, Etudes d’histoire de la philosophie. Paris: Vrin, 1932. 269 p. // Recherches philosophiques. 1932–1933. 2. P. 468).
Научная значимость Валя не ограничивается популяризацией философии Кьеркегора, Хайдеггера, Гегеля или экзистенциализма. Он первым предложил оригинальное и вдохновившее многих исследование философии Гегеля, преодолевшее текстоцентричное гегелеведение и создавшее новое философское течение – французское неогегельянство. Под влиянием методологических и историко-философских идей В. Дильтея и Бергсона Валь пересмотрел всё наследие Гегеля и ввёл новое понятие, призванное быть ключом к пониманию гегелевской мысли: «несчастье сознания» (le malheur de la conscience). Если в работе Гегеля «Феноменология духа» есть понятие «несчастное сознание» (Unglückliche Bewußtsein), означающее преходящее формообразование или гештальт духа, характеризуемый переживанием оторванности индивидуального сознания от собственной истины, понимаемой как Бог, «несчастье сознания» в неогегельянской концепции Валя является характеристикой духа, которая не преодолевается иначе как посредством самообмана, на который, согласно Валю, и пошёл Гегель, создавая свою систематическую философию. Валь предложил мистико-интуитивную интерпретацию мысли Гегеля. Интерпретация Валя была категорично оспорена другим представителем французского неогегельянства, Койре. Не получила она продолжение и в работах А. Кожева, однако к ней вернулся как к источнику небесспорных, но продуктивных интуиций Ж. Ипполит. В научной литературе доказано значительное влияние Валя на Коллеж социологии, взгляды Левинаса, Делёза, в некоторой мере, прежде всего в построении карьеры, на Дерриду, а также в целом на философские дискуссии во Франции в течение полувека – с 1920-х до начала 1970-х гг.
Память
По решению правообладателей Валя и по традиции, распространённой во Франции, в 1992 г. был создан фонд его имени (Fonds Jean Wahl). Он входит в состав Института современных издательских архивов [Institut Mémoires de l'édition contemporaine (IMEC)] и расположен в г. Кан (Нормандия). Там хранятся манускрипты, тетради, письма, машинописные программы образовательных курсов, философские и поэтические черновики. Личная библиотека Валя доступна в фондах Национальной библиотеки Франции в Париже.