Философские школы, направления, движения

Французское неогегельянство

Францу́зское неогегелья́нство, философское течение конца 1920-х – 1960-х гг. во Франции. Ключевые представители – , , , Хронологически последняя национальная форма неогегельянства после немецкого, английского, американского, голландского, итальянского и русского . Отличается от них попыткой сформулировать идею единой , значительным влиянием и протоэкзистенциалистских учений, прежде всего , а также . В дальнейшем существенно повлияло на учение , психоанализ, феноменологию и , мысль , , , а также современное гегелеведение.

«Французское неогегельянство» не самоназвание представителей течения, а терминологическое обозначение различных философских инициатив межвоенного периода и двух послевоенных десятилетий во Франции. Берёт начало в Париже в 1929 г. с публикации Ж. Валем работы «Несчастье сознания в философии Гегеля». Александр Кожев. Ок. 1930Александр Кожев. Ок. 1930.В качестве времени прекращения существования течения называются несколько дат: 1968 г. – когда скончались А. Кожев и Ж. Ипполит; 1970 г. – когда были посмертно опубликованы курс и отдельные статьи Ипполита; 1974 г. – когда скончался основатель течения Ж. Валь, но он оставил занятия философией Г. В. Ф. Гегеля задолго до этого.

К основным представителям течения относится также А. Койре, который представил свою интерпретацию Гегеля, использовал гегелевскую философию в собственных оригинальных исследованиях истории религии и науки, оспаривал тезисы Валя и значительно повлиял на неогегельянство Кожева и Ипполита. К кругу влияния французского неогегельянства относят современников основных представителей течения, занимавшихся философией Гегеля (О. Амлен, Л. Эрр, В. Баш, Э. Мейерсон, Э. Вейль), и прямых учеников и собеседников представителей течения (Ж. Батай, Ж. Лакан, Г. Фессар, Э. Левинас, М. Фуко, Ж. Делёз, Ж. Д’Онт). Однако все эти фигуры, помимо Койре, не включаются во французское неогегельянство как самостоятельное философское течение, поскольку при таком рассмотрении течение утрачивает содержательно общие черты и плотность сети взаимного влияния его представителей.

Основные идеи

Как и неогегельянство в других странах, французское отличается стремлением мыслителей не занимать одну из позиций в споре старо- и младогегельянцев; для него характерны сопоставления с современными философскими тенденциями и избирательность по отношению к гегелевскому наследию – как говорил итальянский неогегельянец , отделение «живых» произведений классика от «мёртвых». Нередко это деление проводилось исторически, и рубежом оказывалась (1807). Если Валь вслед за был сосредоточен на ранних сочинениях Гегеля (1792–1800), то остальные занимались в большей мере творчеством классика между «Феноменологией духа» и (1812–1816), отказывая во внимании «Философии природы» (1817).

К этому французское неогегельянство добавило систематическое сближение «Феноменологии духа» с методологией и результатами философской работы Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, вплоть до рассуждений о единой феноменологии как дескриптивной и по возможности беспредпосылочной философской системе. Менявшимся предметом дескрипции выступали: религиозный трагизм индивидуального существования (Валь), базовые мыслительные структуры (Койре), данность мира и Другого атеистическому сознанию (Кожев) и данность абсолютного знания индивидуальной субъективности (Ипполит).

На французское неогегельянство оказали значительное влияние идеи С. Кьеркегора (Валь, Ипполит), М. Хайдеггера (Валь, Койре, Кожев), (Кожев, Ипполит).

Критика

Французское неогегельянство развивалось в условиях дефицита в стране сведений и специалистов по философии Гегеля – это дало свободу для оригинальности интерпретаций, но и стало главным объектом критики: несмотря на отдельные яркие идеи, работы представителей французского неогегельянства не способствуют пониманию гегелевского наследия в его целостности. Современное текстоцентричное академическое гегелеведение, в том числе во Франции, критикует французское неогегельянство за грубые нарушения историко-филологического рода, оставаясь признательным за актуализацию гегелевской мысли.

Влияние

Каждый из представителей течения значительно повлиял на своих современников и последующие дискуссии. Так, Валь был значим для Левинаса и Делёза, а также для всего экзистенциализма; идеи Кожева, а через него и идеи Койре, во многом определили учения Батая и Лакана, а также и Мерло-Понти, а дискуссии с Ипполитом признавали значимыми Фуко, Деррида, Делёз и др.

ФГБОУ ВО Российский государственный гуманитарный университет, Философский факультет
  • Философские течения
  • Западная философия