Философия

Философия

Философские произведения

Философские произведения
Мартин Хайдеггер. Бытие и время. Обложка

«Бытие и время»«Бытие и время»

«Бытие́ и вре́мя», главный труд немецкого философа М. Хайдеггера. Опубликован в 1927 г. Считается одним из наиболее значительных и влиятельных произведений в философии 20 в. Основная тема исследования – смысл бытия, вопрос о котором был упущен в онтологической традиции и должен быть возобновлён. Для его осуществления требуется опросить то сущее, которое способно понимать бытие и вопрошать о его смысле. Этим сущим оказывается Dasein – сущее, которое есть мы сами. Исследование его бытийной конституции (экзистенциальная аналитика Dasein), выполняемое с помощью феноменолого-герменевтического метода, призвано обеспечить возможность раскрытия темпоральности как универсального горизонта понимания бытия вообще. Эта аналитика и её результаты – содержание выявленных в ходе неё экзистенциалов, составляющих в их взаимосвязи экзистенциальность Dasein, – и представляет собой основное содержание книги.
Жорж Батай в издательстве Галлимар. 1961
Термины
Термины

Сакральное

Сакральное
Сакра́льное, культурная и научная категория, обозначающая: 1) центральную фигуру религиозного воображения, которая предполагает существование неких особо ценных («сакральных») вещей и отделение их от всех остальных («профанных»); 2) универсальное содержание религиозности, инвариантное по отношению к конкретным религиям. В историко-философской или культурно-исторической перспективе сакральное может рассматриваться как идея, возникшая на Западе на рубеже 17–18 вв. и уже в 20 в. получившая развитие в ряде интеллектуальных проектов: это французская социологическая школа и философы, на которых она оказала влияние; классическая феноменология религии и неофеноменология религии; философская феноменология священного, традиционализм, отчасти – русская религиозная философия, постмодерная и неклассическая философия, современная социология.

Философы

Философы
Мартин Хайдеггер. 1957

Хайдеггер МартинХайдеггер Мартин

Ха́йдеггер Ма́ртин (1889–1976), немецкий философ, один из наиболее влиятельных в 20 столетии. Считал главной задачей философии возобновление пришедшего в забвение вопроса о бытии в его отличии от сущего. Преподавал во Фрайбургском и Марбургском университетах. Главный труд – «Бытие и время» (1927). В своих ранних курсах проектирует «пранауку» о жизни «в себе и для себя», но уже к середине 1920-х гг. у него формируется замысел т. н. фундаментальной онтологии – постижения смысла бытия вообще, исходя из исследования экзистенциальной структуры понимающего его сущего – человеческого Dasein (экзистенциальная аналитика Dasein). После т. н. поворота 1929–1930 гг. Хайдеггер отказывается от построения онтологии и мыслит бытие в его истине как несокрытости «без оглядки на сущее». Главные темы мышления философа в этот период: событие и история бытия, метафизика как прогрессирующее забвение бытия и её преодоление, истина искусства, критика новоевропейской науки и техники, язык как «дом бытия». Оказал значительное влияние на феноменологию, философскую герменевтику, французский экзистенциализм, а также на протестантскую и католическую теологию, психиатрию и психоанализ, литературоведение и др.

Феноменология

Феноменология
Мартин Хайдеггер. 1957

Хайдеггер МартинХайдеггер Мартин

Ха́йдеггер Ма́ртин (1889–1976), немецкий философ, один из наиболее влиятельных в 20 столетии. Считал главной задачей философии возобновление пришедшего в забвение вопроса о бытии в его отличии от сущего. Преподавал во Фрайбургском и Марбургском университетах. Главный труд – «Бытие и время» (1927). В своих ранних курсах проектирует «пранауку» о жизни «в себе и для себя», но уже к середине 1920-х гг. у него формируется замысел т. н. фундаментальной онтологии – постижения смысла бытия вообще, исходя из исследования экзистенциальной структуры понимающего его сущего – человеческого Dasein (экзистенциальная аналитика Dasein). После т. н. поворота 1929–1930 гг. Хайдеггер отказывается от построения онтологии и мыслит бытие в его истине как несокрытости «без оглядки на сущее». Главные темы мышления философа в этот период: событие и история бытия, метафизика как прогрессирующее забвение бытия и её преодоление, истина искусства, критика новоевропейской науки и техники, язык как «дом бытия». Оказал значительное влияние на феноменологию, философскую герменевтику, французский экзистенциализм, а также на протестантскую и католическую теологию, психиатрию и психоанализ, литературоведение и др.
Эдмунд Гуссерль

Гуссерль ЭдмундГуссерль Эдмунд

Гу́ссерль Э́дмунд (1859–1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского направления. Преподавал в университетах Галле (1887–1901), Гёттингена (1901–1916) и Фрайбурга (1916–1928). Исходная тема и лейтмотив философии Гуссерля – абсолютные принципы и нормы разума, лежащие в основе научного познания, практики и культуры в целом. Гуссерль подверг критике две основные формы релятивизма – натурализм, для которого всё существующее или просто отождествляется с физической природой, или допускается существование причинно или функционально зависимого от неё психического, и историзм, ставящий под сомнение саму идею объективного познания. Продолжая традицию платонизма, Гуссерль ставит вопрос о сущностном различии между постижением единичных и общих, или идеальных, предметов. Феноменологическое описание этих двух типов постигающего сознания – центральная тема учения Гуссерля о сознании.

Философия в России

Философия в России

Социальная философия

Социальная философия

Либерализм

Либерализм
Либерали́зм, одна из форм философской и общественно-политической мысли, провозглашающая непоколебимость прав и личных свобод человека. Восходит к рационалистической и просветительской критике западноевропейского сословного общества 17–18 вв., абсолютизма и клерикализма. Философские основания либерализма включают идеи веротерпимости (толерантности), индивидуальной свободы, понятой прежде всего как защищённость человека от политического произвола, верховенства рационально обоснованного права, правления с согласия народа (в теориях общественного договора – учреждённого народом). В рамках либерализма разработана концепция разделения властей, конституционализм, гуманистическое право.
Джон Ролз. Париж. 1987

Традиционализм

Традиционализм
Традиционали́зм, 1) приверженность какой-либо сложившейся традиции – в религии, искусстве, экономике, нравах, обычаях и т. д.; 2) требование безусловного следования традиции, её сохранения или восстановления, возникающее в ситуации её реального или потенциального нарушения, выхода за её пределы.
Рене Генон. 1925

Нигилизм

Нигилизм
Нигили́зм, термин, употребляющийся для обозначения различных мировоззренческих (религиозных, философских, этических, эстетических) направлений и социально-психологических установок, для которых характерно отрицание общепринятых ценностей, норм, традиций и устоев. В философии Ф. Ницше термин использовался для обозначения масштабного кризиса и упадка европейской культуры, случившихся в результате потери всех ценностей и ориентиров. В России термин приобрёл широкую известность благодаря роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева с центральным образом «нигилиста» – студента Базарова.
Эдвард Мунк. Портрет Фридриха Ницше. 1906

Западная схоластика

Западная схоластика
Философы

Фома Аквинский

Фома Аквинский
Фома́ Акви́нский (около 1225 – 1274), католический богослов и философ, ведущий мыслитель эпохи схоластики. Стремясь к созданию законченной и всеобъемлющей богословской системы, Фома Аквинский активно использовал в своей работе практически все известные на тот момент на Западе философские и научные источники и идеи. При этом особый интерес Фома Аквинский проявлял к наследию Аристотеля и перипатетической школы; заимствуя из философии Аристотеля терминологию, методологию, многие элементы натурфилософии, психологии, этики и др., он при этом радикально изменил её содержание, приспособив к нуждам христианского вероучения. Основные труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «Комментарий к "Сентенциям"» Петра Ломбардского, «Об истине», «О единстве разума против аверроистов», «О вечности мира», различные «Вопросы» («О могуществе Божием», «О зле», «О духовных творениях» и др.), комментарии к сочинениям Аристотеля, Дионисия Ареопагита, Боэция и др.

Китайская философия

Китайская философия

Даосизм

Даосизм
Даоси́зм, философско-религиозное течение Китая, одно из его главных традиционных «трёх учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Изначальный даосизм, представленный учениями Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и Ян Чжу и отражённый в названных их именами произведениях, а также в даосских разделах энциклопедических трактатов «Гуань-цзы», «Люйши чуньцю» и «Хуайнань-цзы», создал наиболее глубокую и оригинальную в Древнем Китае философскую онтологию.
Даосский Бессмертный, вероятно, Лао-цзы. Китай. 10 в.

Чжу Си

Чжу Си
Чжу Си (1130–1200), китайский философ, учёный-энциклопедист, литератор, педагог, каллиграф; текстолог, комментатор и систематизатор канонов конфуцианства. Создатель «школы Чэн-Чжу» (вместе с Чэн И и Чэн Хао), или «учения о ли-принципе» (ли-сюэ), сделавший неоконфуцианство ортодоксальной идеологией и культурным стандартом в традиционных обществах Китая, Японии, Кореи и сопредельных стран. Автор около 80 произведений; сохранилось около 2 тыс. его писем. Наиболее полные собрания его сочинений: «Классифицированные речи Учителя Чжу» (朱子语类, 1270), «Собрание письмен Учителя Чжу» (朱子文集, 1532), «Полное собрание произведений Учителя Чжу» (朱子全书, 1714).
Лю Миньшу. Портрет трёх учёных: Чэн Хао, Чэн И и Чжу Си. 13–14 вв.

Неоконфуцианство

Неоконфуцианство
Неоконфуциа́нство, термин, введённый западно-европейскими исследователями для обозначения одного из главных направлений дальневосточной философии – обновлённого и преобразованного конфуцианства, в систематизированном виде возникшего в Китае в 11 в. и завершившего формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока. В узком смысле неоконфуцианство – учение философов 11–12 вв., выделенных официальной «Историей [эпохи] Сун» («Сун ши», 14 в.) в направление дао-сюэ, т. е. Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В более широком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 11–17 вв. (эпохи Сун – Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле – вся совокупность учений, созданных под влиянием конфуцианства в дальневосточном регионе с 11 в. по настоящее время.
Лю Миньшу. Портрет трёх учёных: Чэн Хао, Чэн И и Чжу Си. 13–14 вв.