«Религия в пределах только разума»
«Рели́гия в преде́лах то́лько ра́зума» [Die Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft (1-е изд. 1793, 2-е изд. 1794)], философский трактат И. Канта, посвящённый рассмотрению вопросов религии с позиции разума, без обращения к откровению. Основное кантовское сочинение по философии религии.
История создания трактата восходит к желанию Канта опубликовать серию отдельных статей по разным вопросам философии религии в одном из ведущих журналов немецкого Просвещения – «Berlinische Monatsschrift». По замыслу Канта серия должна была включать в себя четыре статьи. С приходом к власти Фридриха Вильгельма II, сменившего в 1786 г. на троне Фридриха II, курс внутренней политики в отношении религиозных дел резко сменился с либерального на консервативный и даже реакционный. Действительным государственным министром и министром юстиции был назначен И. К. фон Вёльнер (1732–1800). Он же возглавил департамент духовных дел. 9 июля 1788 г. им был выпущен эдикт, существенно ограничивающий свободу в сфере религии («религиозный эдикт»), оценивающийся современными исследователями как реакционный. В соответствии с этим эдиктом все сочинения, посвященные рассмотрению предметов религии, должны были подвергаться жёсткой цензуре. Эта участь постигла и работы Канта. Первая из задуманных статья, посвящённая рассмотрению зла в человеческой природе («О радикальном зле в человеческой природе»), получила цензурное разрешение на публикацию и вышла в апреле 1792 г. Однако вторая статья, «О борьбе доброго и злого начала за власть над человеком», не прошла цензурную проверку и ей было отказано в публикации. Кант, не желая отступать от своего замысла и считая, что лишь богословы могут обладать компетенцией, достаточной для решения подобного рода споров, обратился к богословскому факультету Кёнигсбергского университета с прошением выдать разрешение на публикацию своего труда. Это разрешение было им получено. Сочинение увидело свет в 1793 г. в Кёнигсберге. Его публикация вызвала сильное противодействие со стороны государственной власти. Против выступил даже сам император Фридрих Вильгельм II. Второе издание вышло в начале 1794 г. за пределами Пруссии (Франкфурт/ Лейпциг). Оно было расширено по большей части за счёт добавления некоторых примечаний.
Сочинение состоит из четырёх частей, задумывавшихся Кантом первоначально в качестве отдельных статей. Основная тема рассмотрения во всех частях – религия и её отношение к человеческой природе. Название работы подобрано Кантом в соответствии с основным подходом, используемым им в данном сочинении. Добавление «в пределах только разума» должно было показать, что его притязания в деле рассмотрения религии ограничиваются исключительно тем, что доступно человеческому разуму без обращения к сверхъестественному божественному Откровению. Эта работа Канта может рассматриваться как продолжение традиции естественной теологии, получившей широкое распространение в Германии в эпоху Просвещения.
Первая часть носит название «О существовании злого принципа наряду с добрым, или об изначальном зле в человеческой природе». В ней Кант исследует причины морально злого поведения человека и вводит понятие радикального (изначального) зла. Это понятие впервые встречается в этом сочинении Канта и более нигде им не рассматривается. Радикальное зло представляет собой естественную наклонность, присущую всему человеческому роду. Эта наклонность и есть субъективное основание возможности различных склонностей, становящихся мотивами неморальных поступков. Радикальное зло изначально, глубоко укоренено в самой человеческой природе, однако при этом не исключает свободу человеческой воли. В конце раздела Кант приходит к выводу, что радикальное зло может быть преодолено, однако не путём победы злого начала в человеке и его замене добрым, а путем восстановления изначальных добрых задатков, наличествующих в человеческой природе наравне со злым принципом. Это возможно лишь посредством революции в образе мыслей (Gesinnung), представляющей собой восстановление в умопостигаемом характере человека максимы святости. Этот процесс Кант называет также «новым творением», «возрождением», становлением «нового человека». Понятие радикального зла может быть понято как попытка философского толкования христианских представлений о первородном грехе и не лишено парадоксальности, присущей последнему. Во введении данного понятия в кантовскую философию просматривается влияние основополагающей для пиетизма идеи «нового рождения». Аналогичное влияние прослеживается и в отношении понятия невидимой церкви, рассматриваемом Кантом в третьей части «Религии».
Вторая часть называется «О борьбе доброго принципа со злым за господство над человеком». Здесь речь идёт об идее святости (морального совершенства), представляющей собой угодный Богу идеал человечности – прообраз, к которому люди должны стремиться. Этот идеал полностью соответствует моральному законодательству разума и изначально заложен в разуме человека. Пример воплощения в жизнь такой идеи богоугодного человека как такового – Христос, представляемый Кантом как «божественномыслящий, хотя при этом вполне человеческий учитель». В этом разделе Кант размышляет о двойственной природе Христа, даёт философское толкование ряда базовых христианских понятий, таких как грех, вина, чудеса, благодать и др. Основной вывод раздела заключается в том, что лишь при условии полной перемены в образе мыслей человек может надеяться на оправдание перед божественной справедливостью. Но ввиду того, что человек – гражданин не только умопостигаемого, но и чувственно-воспринимаемого мира, свершающаяся единовременно в умопостигаемом характере человека революция проявляется в эмпирическом характере в виде постепенного процесса морального совершенствования. В результате человек оказывается лишь постоянно приближающимся к святости (процесс), но не обладающим святостью (как состоянием). Кроме того, всегда существует опасность снова подпасть под власть злого принципа. Человеку остаётся лишь надеяться на божественное вспоможение (благодать) и благость Бога, Который будет судить человека не по его эмпирическим проявлениям, а по его образу мыслей, претерпевшему радикальное преображение. Однако надеяться на эту божественную помощь человек имеет право лишь в том случае, когда сделал всё от себя зависящее в деле нравственного совершенствования.
В третьей части, «О победе доброго принципа над злым и основании Царства Божьего на земле», поднимается вопрос о принципах устройства человеческого общества. По мысли Канта, именно другие люди – основная причина, удерживающая человека во власти злого принципа. Поэтому победа доброго принципа немыслима без правильного устройства человеческого общежития. Кант противопоставляет юридически-гражданское состояние этически-гражданскому. В первом люди подчиняются публичному законодательству (т. е. закон даётся внешним законодателем и гарантируется внешним принуждением). Во втором люди подчиняются законам добродетели, устанавливаемым внутренним законодательством разума. Именно такой тип устройства человеческого общежития – идеал, к которому человечество обязано стремиться. Внутреннее законодательство разума отождествляется Кантом с божественным моральным законом, в силу чего такой тип общественного устройства именуется также народом Божиим и Церковью. Кант проводит различие между невидимой церковью (идеалом этически-гражданского состояния, который не может быть предметом возможного опыта) и видимой церковью (реализацией этого идеала в чувственно-воспринимаемом мире). Истинной видимая церковь может считаться, если максимально возможным образом приближается к идеалу невидимой церкви. В таком случае она может называться Царством Божиим на земле. Истинная видимая церковь единственна и неизменна в силу того, что основывается исключительно на априорных принципах. Только такая религиозная вера и есть истинная. Ей противопоставляются церковные веры, которые весьма многочисленны, так как основаны не на принципах разума, а на Священных Писаниях. В данном разделе Кант рассматривает принципы экзегезы библейского текста, полагая, что основным ориентиром здесь должен выступать морально законодательствующий разум. В конечном итоге Кант считает, что человечество должно перейти от церковной веры к чистой религиозной вере (религии чистого разума), что и ознаменует приближение Царства Божьего.
В четвёртой части, «О служении и лжеслужении под главенством доброго принципа, или о религии и поповстве», Кант подчёркивает, что истинным служением Богу является лишь моральное служение, т. е. следование повелениям заповеданного Богом морального закона. Все остальные виды служения, основанные на выполнении внешних церемониальных действий, Кант относил к лжеслужению в той мере, в какой они представляются в церковных верах самоценными. Этот тип служения характерен для статутарных религий (поповства). Статутарными в той или иной степени являются все церковные веры. В разделе также представлены некоторые соображения Канта о различных религиях.