Неоконфуцианство
Неоконфуциа́нство (англ. neoconfucianism; 新儒学, пиньинь xīnrúxué), термин, введённый западно-европейскими исследователями для обозначения одного из главных направлений дальневосточной философии – обновлённого и преобразованного конфуцианства, в систематизированном виде возникшего в Китае в 11 в. и завершившего формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким китайским (и производным от них японским, корейским и вьетнамским) терминам: дао-сюэ – «учение [истинного] Пути»; [син мин и] ли-сюэ – «учение об [индивидуальной природе, предопределении, должной справедливости и] принципе»; синь-сюэ – «учение о сердце (психике)»; ши-сюэ – «учение о реальном», или «реальное (практическое) учение»; шэн-сюэ – «учение о святомудрии», или «учение святомудрых»; сун-сюэ – «учение [эпохи] Сун (960–1279)». В узком смысле неоконфуцианство – учение философов 11–12 вв., выделенных официальной «Историей [эпохи] Сун» («Сун ши», 14 в.) в направление дао-сюэ, т. е. Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В более широком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 11–17 вв. (эпохи Сун – Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле – вся совокупность учений, созданных под влиянием конфуцианства в дальневосточном регионе с 11 в. по настоящее время.
Автохтонные наименования неоконфуцианства подчёркивают его разные аспекты: сун-сюэ – время возникновения; ши-сюэ – «реалистичность» и «практичность», в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао-сюэ – следование открытой древними «святомудрыми» ортодоксальной истине – дао-Пути; шэн-сюэ – признание за каждым человеком возможности лично достичь «святомудрия» (шэн) в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространённые китайские обозначения неоконфуцианства – [син мин и] ли-сюэ, синь-сюэ – выделяют его центральные категории: «[индивидуальная] природа» (син), «предопределение» (мин), «долг/справедливость» (и), «принцип» (ли), «сердце» (синь).
У истоков неоконфуцианства стояли защитники конфуцианства в условиях широкой популярности даосизма и буддизма – Ван Тун (584–617), Хань Юй и его ученик Ли Ао (772–841). Создавать идеологию неоконфуцианства начали «три мастера учения о принципе» – Сунь Фу (992–1057), Ху Юань (993–1059) и Ши Цзе (1005–1045), впервые систематизированную и всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в неоконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов – школа братьев Чэн – Чжу Си, первоначально оппозиционная официальной идеологии, но в 1313 г. канонизированная и сохранившая этот статус в Китае до начала 20 в., а в середине 20 в. породившая «новое учение о принципе» (синь ли-сюэ) Фэн Юланя. Основную конкуренцию ей составила школа Лу Цзююаня – Ван Янмина, идейно доминировавшая в 16–17 вв. Соперничество школ Чэн – Чжу и Лу – Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда передаётся посредством оппозиции «учение о принципе» – «учение о сердце», распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновлённых формах продолжается поныне. От этих главных направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологии (Шао Юн, 1011–1077; Цай Цзюфэн, 1167–1230; Фан Ичжи, 1611–1671; Ван Фучжи), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, 1137–1181; Чэнь Лян, 1143–1194; Е Ши, 1150–1223; Ван Тинсян, 1474–1544; Янь Юань, 1635–1704). В 17–19 вв. господствовавшие учения Чэн – Чжу и Лу – Вана подверглись атакам со стороны «эмпирической» школы, делавшей упор на критическое изучение классических текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого «учением о естестве» или «конкретным учением» (пу-сюэ), был Гу Яньу, а крупнейшим представителем – Дай Чжэнь. Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с Кан Ювэя, связано с попытками усвоения западных теорий.
В отличие от первоначального конфуцианства, неоконфуцианство основано прежде всего на текстах Конфуция, Мэн-цзы и их ближайших учеников, а не на протофилософских канонах. Этот новый подход школа Чэн – Чжу воплотила в «Четверокнижии» («Сы шу»). В период складывания неоконфуцианства нормативной формой «Тринадцатиканония» была охвачена и древняя протофилософская классика. Первое место в нём занял методологический «органон» – «И цзин», нумерологические идеи которого были всесторонне развиты в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали онтологическую, космологическую и гносеопсихологическую проблематику. Этический универсализм неоконфуцианства, в рамках которого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, получил выражение с помощью последовательных взаимных идентификаций человеческих («гуманность»-жэнь, «[индивидуальная] природа», «сердце») и природных (Небо-тянь, «предопределение», «благодать/добродетель»-дэ) сущностей. Современные интерпретаторы неоконфуцианства (Моу Цзунсань, 1909–1995; Тан Цзюньи, 1909–1978; Ду Вэймин, род. 1940, и др.) определяют такой подход как «моральную метафизику», являющуюся одновременно теологией.