Макгинн Колин
Макги́нн Ко́лин (Colin McGinn) (10.3.1950, Хартлпул, графство Дарем), американский философ, представитель аналитической философии. По отцовской линии происходит из семьи шахтёров. Согласно автобиографии «Становление философа» («The Making of a Philosopher», 2003), в юности пережил влияние идей Р. Декарта, З. Фрейда, Б. Рассела, Ж.-П. Сартра, Н. Хомского. В 1968–1971 гг. изучал психологию в Манчестерском университете, где представил к защите две диссертации – по философии Э. Маха и Э. Гуссерля и визуальному восприятию. Первая была сокращена до объёма академической статьи и опубликована в Journal of the British Society of Phenomenology под названием «Мах и Гуссерль» («Mach and Husserl», 1972). В 1972 г. Макгинн поступает в Оксфорд в бакалавриат по литературе; через год переводится на бакалаврскую программу по философии. В Оксфорде Макгинн слушает лекции Д. Дэвидсона, С. Крипке, А. Дж. Айера. Оксфордская диссертация Макгинна посвящена дэвидсоновской теории значения, научный руководитель – П. Стросон. В 1974–1984 гг. занимает должность преподавателя консультационных занятий в Университетском колледже Лондона. В 1979 г. по приглашению профессора Т. Бердж прочитал курс лекций по крипкеанской интерпретации «Философских исследований» Л. Витгенштейна в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (США), подготовленный совместно с американским математиком и философом М. Баддом. Впоследствии идеи этих лекций были систематизированы в монографии «Витгенштейн о значении» («Wittgenstein on Meaning», 1984). В 1985 г. проходит по конкурсу на вакантную должность доцента ментальной философии Оксфорда и включается в дискуссию вокруг мысленного эксперимента Х. Патнэма о «двойнике Земли». В написанной по этому поводу монографии «Ментальное содержание» («Mental Content», 1991) Макгинн разрабатывает позицию слабого экстернализма, согласно которой не все содержания наших ментальных репрезентаций определяются фактами физического мира. В 1986 г. под впечатлением от книги Т. Нагеля «Взгляд из ниоткуда» («View from Nowhere», 1986) вновь обращается к проблематике философии сознания, выступая с критикой популярных материалистических и дуалистических подходов к решению проблемы «сознание-тело». В 1988 г. Макгинн приходит к идее того, что объяснение отношений ментального и физического недостижимо для человеческого ума ввиду его естественной когнитивной ограниченности. Теоретическое оформление эта позиция, с лёгкой руки О. Фланагана названная «мистерианством», нашла в статье «Можем ли мы решить проблему "сознание-тело?"» («Can We Solve the Mind-Body Problem?», 1989), ставшей наиболее известной и цитируемой философской работой Макгинна. В конце 1980-х гг. окончательно эмигрирует в США. В 1990–2005 гг. занимает должность штатного профессора философского факультета Ратгерского университета (Нью-Йорк), работая бок о бок с Т. Нагелем и Дж. Фодором. В 1991 г. выходит в свет сборник статей «Проблема сознания» («Problem of Consciousness»), обративший на себя внимание в сообществе англо-американских аналитических философов. О сборнике положительно отозвались Дж. Фодор и Дж. Сёрл, в полемическом ключе – Д. Деннет. Последний в том же году публикует монографию «Сознание объяснённое» (Consciousness Explained), со страниц которой критикует тезис Макгинна о неразрешимости проблемы «сознание-тело». Ко всему прочему, в 1990-х гг. Макгинн совмещает преподавательскую деятельность с написанием колонок для London Review of Books, Times Literary Supplement, New Republic и The New York Times. В 1993 г. из-под пера Макгинна выходит монография «Проблемы философии: границы изысканий» («Problems in Philosophy : the limits of inquiry»), презентующая мистерианство в виде универсальной методологии решения всех философских проблем. В 1999 г. выходит философский трактат «Таинственный огонь: сознающие умы в материальном мире» («The Mysterious Flame: conscious minds in a material world»), в доступной форме знакомящий широкую читательскую аудиторию с базовыми положениями мистерианства. В 2004 г. выходит сборник статей «Сознание и его вопросы» («Consciousness and its Objects»), продолжающий разработку философских тем, артикулированных ещё в публикациях 1990-х гг. В 2006–2013 гг. Макгинн занимает должность штатного профессора философии Университета Майами. В 2012 г. вышел сборник статей «Базовые структуры реальности» («Basic Structures of Reality»), включающий работы по метафизике и философии физики. В 2013 г. Макгинн становится фигурантом дела о сексуальных домогательствах в Университете Майами и получает запрет на занятие должностей в высших учебных заведениях США. В 2017 г. выходит сборник эссе «55 философских провокаций» («55 Philosophical Provocations»), включающий тексты по таким разделам философского знания, как философия сознания, метафизика, философия языка, философия биологии, метаэтика, теология и др.
Несмотря на широту своих философских интересов, Макгинн получил всемирную известность благодаря своей мистерианской позиции в аналитической философии сознания. В центре его концепции – сильный тезис о когнитивной замкнутости, согласно которому проблема «сознание-тело» неразрешима для человеческого ума из-за его естественных когнитивных ограничений. Мистерианство называет в равной степени нерелевантными как материалистические, так и дуалистические объяснения связи ментального и физического, при этом разделяя некоторые базовые посылки обоих типов объяснения. С одной стороны, как и дуализм, мистерианство признаёт реальность феноменального опыта. С другой стороны, как и материализм, оно настаивает на физической природе сознания и его фундированности процессами мозга. В целях подкрепления сильного тезиса когнитивной замкнутости вводится т. н. гипотеза C*–свойства: возможно, ментальные свойства редуцируются к физическим не напрямую, а при посредничестве некоторого третьего типа свойств, недоступных для нашего познания. В более поздних работах Макгинн также отмечает, что проблема «сознание-тело» вызывает затруднения не на практическом, а на теоретическом уровне, что, как он полагает, должно с особенной очевидностью свидетельствовать об ограниченности наших концептуальных ресурсов. Впоследствии некоторые идеи мистерианства Макгинна использовались в других областях аналитической философии: например, схожую аргументацию развивает мистерианство по проблеме Троицы в аналитической теологии. Также известно, что концепция Макгинна натолкнула Д. Столджара на создание его эпистемической гипотезы.