Ландгребе Людвиг
Ландгре́бе Лю́двиг (Ludwig Landgrebe) (9.3.1902, Вена – 14.8.1991, Кёльн), немецкий философ-феноменолог. Представитель трансцендентально-феноменологического направления. Ученик и последователь Э. Гуссерля.
Биография
Родился в столице Австро-Венгрии. Отец – торговец, мать – воспитательница детского сада, умерла, когда Ландгребе был год. Воспитывался бабушкой по отцу, затем отцом. Изучал философию, историю и историю искусства сначала в Венском (1921–1923), затем в Фрайбургском университете. Во Фрайбург (Германия) переехал под влиянием переписки с феноменологом М. Шелером. С 1923 г. личный ассистент основателя феноменологической философии и крупнейшего мыслителя 20 в. Э. Гуссерля. Занимался расшифровкой его рукописей и подготовкой их к публикации. Там же познакомился с учениками Гуссерля, впоследствии крупнейшими феноменологическими философами, – М. Хайдеггером, О. Финком и Я. Паточкой. В 1927 г. под руководством Гуссерля защитил кандидатскую диссертацию «Теория наук о духе Вильгельма Дильтея» (в 1928 вышла как монография в престижном научном издательстве Макса Нимейера в Галле).
В июле 1933 г. женился на дочери крупного чиновника судебного ведомства, сестре писателя Г. А. Гольдшмидта Марии Гольдшмидт. В 1935 г. в Немецком университете Праги защитил докторскую диссертацию «Функция именования и значение слова» под руководством О. Крауса – ученика и издателя собрания сочинений австрийского философа Ф. Брентано. В 1935 г. с семьёй переехал в предместье Праги (Чехословакия). Доцент в Немецком университете Праги. Участвовал в тайной перевозке рукописей Гуссерля из Фрайбурга в Лёвен (Бельгия). В 1939 г. издал работу Гуссерля «Опыт и суждение». В 1939 г. после оккупации Чехословакии Германией переехал в Лёвен, где продолжил работу над рукописями Гуссерля. В 1940 г. после нападения Германии на Бельгию как гражданин Германии арестован бельгийской полицией и, несмотря на протесты руководства Университета Лёвена, помещен в лагерь для интернированных на юге Франции, а его имущество было разграблено в период военных действий. После оккупации Бельгии был вынужден вернуться в Германию. В преподавательской деятельности ему отказал национал-социалистический союз доцентов как жёсткому противнику национал-социалистической философии и ввиду еврейского происхождения жены. Вынужден был поселиться в г. Райнбек, недалеко от Гамбурга. С 1940 по 1945 гг. работал в Гамбурге мелким торговым служащим.
В 1945 г. в результате денацификации немецкого высшего образования – профессор в Университете Гамбурга. С 1947 г. ординарный профессор в Киле, с 1954 г. – в Кёльне. Один из организаторов архива Гуссерля в Фрайбурге (1950) и в Кёльне (1951). Заведующий кафедрой теоретической философии Кёльнского университета. В 1956–1971 гг. – директор архива Гуссерля в Кёльне. Член редколлегий международных журналов «Философия и феноменологические исследования» (США), «Феноменология и общество» (Италия), книжной серии «Phaenomenologica». Член комиссии евангелического исследовательского союза по исследованию марксизма. С 1967 по 1969 гг. председатель немецкого философского общества. С 1970 г. действительный член Рейнско-Вестфальской академии наук. Читал лекции в университетах Европы, Южной Америки, США. Ученики – известные философы-феноменологи: Х. Блюменберг, У. Клесгес, К. Хельд.
Философские взгляды
Ландгребе – один из наиболее последовательных продолжателей феноменологии Гуссерля. Стремился развить феноменологическую философию посредством взаимного обогащения и взаимной трансформации гуссерлевской и хайдеггеровской версий феноменологии. Средством и концептуальным базисом для этого служила актуализация идей В. Дильтея. Определяющими для Ландгребе здесь стали дильтеевские концепции целостности и взаимосвязи жизни, историчности, а также дильтеевская экспликация образования элементарных логических структур ориентации в мире (типизаций) – т. е. организации потока переживаний, придания ему устойчивости и в конечном счёте образования предметных единств сознания – из движения (Bewegtheit) самой жизни.
Основным затруднением в рамках этого проекта стала проблема примирения гуссерлевской идеи интенциональности – каковая продолжает работать и в классической гуссерлевской трактовке «естественного опыта мира» или «естественной установки сознания» – и хайдеггеровской концепции настроения как фундаментального опыта «бытия-в-мире». Согласно Гуссерлю, интенциональность как направленность сознания на предмет всегда уже предметно-ориентирована, заточена на наполнение (Eefuellung), т. е., в конечном счёте, на представление предмета в полноте его данности, на его перцептивное и концептуальное исчерпание. Сознание в этом процессе выступает как развёртывание процесса представления, в котором единящее, центрирующее и определяющее ход этого развёртывания трансцендентальное Я реализует себя.
По Хайдеггеру, напротив, основой интенциональной жизни сознания является бытие-в-мире. Оно определяется неинтенциональными переживаниями – настроениями. Бытие-в-мире не обладает Я-центрированной структурой. Оно заточено на полагание предмета, и интенционально организуется лишь при некоторых условиях, но при исчезновении этих условий вновь растворяется в анонимной и беспредметной естественной жизни. Напряжение, вызванное противоречием между гуссерлевской и хайдеггеровской трактовками характера опыта, лежащего в основании человеческой жизни, между интенциональностью и настроенностью, является движущей силой философской мысли Ландгребе.
Творчество Ландгребе делится на три периода.
Первый период (1923–1940) в целом определяется попыткой истолкования интенциональности как настроения и, соответственно, мира, феноменологически понятого как горизонт, в качестве коррелята настроения. Она находит свое наиболее чистое выражение в диссертации «Понятие переживания» («Der Begriff des Erlebens. Ein Beitrag zur Kritik unseres Selbstverständnisses und zum Problem der seelischen Ganzheit»), над которой он работал в 1929–1932 гг., завершённой, но не защищённой и не изданной. (Машинописный текст этой диссертации сохранился в единственном экземпляре в архиве его друга Я. Паточки, она была опубликована лишь 2010, рукопись не найдена.) Основной новацией этого периода выступает трактовка доверия к миру – «естественной установки сознания» в терминах Гуссерля – как фундаментального настроения и выявление роли настроения в процессе образования и исторического преобразования горизонта. Эта попытка поглощения гуссерлевской феноменологии хайдеггеровской натолкнулась на резкие возражения Гуссерля и обнаружила неразрешимые противоречия, главным из которых оставался трансцендентальный антропологизм.
Второй период охватывает 1945–1965 гг. Основной новацией этого периода является новая трактовка интенциональности. Для Ландгребе, в отличие от Гуссерля, горизонтность интенциональности имеет приоритет над её предметно-ориентированным характером. Интенциональность трактуется как трансцендирование, т. е. как выход сознания за свои пределы, как постоянное расширение горизонта. Ландгребе подчёркивает неустранимость, а также волевой и телеологический характер интенциональности, сохраняющийся даже на уровне базовых для всякого опыта пассивных синтезов – т. е. синтезов переживаний, протекающих без участия Я и предшествующих образованию предмета как носителя объективных качеств. Эта феноменологическая телеология опыта выливается в учение об интенциональности как развёртывании поля возможностей, как осуществления свободы. Поскольку горизонтные предначертания наполняются лишь в процессе их реализации, т. е. наполнения интенции, феноменология становится учением об открытом разуме, ориентированном телеологически, но не предметно. По мнению Ландгребе, Гуссерль неявно логизирует интенциональность, поскольку трактует её как заточенную на полагание предмета, а не на развёртывание возможностей. Итак, в отличие от Хайдеггера, базовый опыт мира, по Ландгребе, интенционален, т. е. телеологичен и разумен, но в отличие от Гуссерля – свободен, открыт и имеет практический характер, т. е. возможности его не предписаны. Иначе говоря, правила развёртывания опыта и, следовательно, организация мира не предзаданы организацией сознания, а формируются и меняются в ходе ориентации в уже имеющемся мире. Они являются коррелятом дорефлексивного опыта столкновений с ним и свободного выбора. Этот опыт предшествует субъект-объектному разделению. Такой ход мысли ведёт Ландгребе в этот и последующий периоды к осмыслению марксизма и к попытке феноменологически истолковать и скорректировать его основные понятия (труд, деятельность, отчуждение).
Третий и наиболее значимый период (1966–1991) связан с разработкой концепта фундаментальной практической интенциональности, т. е. генезиса доверия к миру на линиях осмысления телесности (Leiblichkeit). Становление человеческого в человеке Ландгребе трактует как обретение способности свободно распоряжаться собственным телом. Эта способность имеет трансцендентальный характер, она лежит в основе овладения миром и определяет характер развёртывания опыта и образования горизонтов. Ввиду того, что обучение овладению собственным телом происходит в различных обстоятельствах и протекает различными способами в зависимости от того окружающего мира, в который заброшен человек, определяющими для фактичности его существования становятся рождённость и домашний мир, в котором осуществляется это обучение. Поскольку овладение телом осуществляется до появления сознания Я и лежит в фундаменте всех Я-центрированных активностей, в том числе и логических, способ и путь этого овладения определяют характер индивида и его уникальность. В этой связи историчность трактуется через понятия рождённости, поколения и домашнего мира, поскольку единство мира и вера в его существование и такое-то и такое-то устройство могут обеспечиваться только связью между поколениями. В осмыслении этих тем Ландгребе широко использует рукописи «позднего» Гуссерля и разработанные в них концепции генезиса конститутивных систем, жизненного мира, трансцендентальной историчности, пра-Я, интерсубъективности, мира как горизонта.
В начале 21 в. ученики и продолжатели Ландгребе развивают его идеи в направлении экспликации историчности жизненного мира, раскрытия различия домашнего и чужого мира, трансцендентального значения рождённости, опыта связи поколений как основы политического мира.