Хореография

Хореография

Звёзды романтизма

Звёзды романтизма

Петербургская школа

Петербургская школа
Юрий Григорович. 1994

Григорович Юрий НиколаевичГригорович Юрий Николаевич

Григоро́вич Ю́рий Никола́евич (род. 1927), российский артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1964–1988 гг. главный балетмейстер, в 1988–1995 гг. художественный руководитель балетной труппы, с 2008 г. балетмейстер Большого театра. Его спектакли определили стиль балета ГАБТа 2-й половины 20 в. Под руководством Григоровича балет Большого театра утвердился в статусе одной из ведущих трупп в мире, а сам хореограф вошёл в круг самых значительных деятелей культуры середины 20 в. В 1996 г. стоял у истоков создания первого академического балетного коллектива на Кубани, возглавив Краснодарский театр балета (ныне Театр балета Юрия Григоровича в составе Краснодарского творческого объединения «Премьера»). В 1975–1985 гг. основатель и президент комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО. С 1989 г. президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. С 1992 г. президент «Benois de la Danse». С 2006 г. президент Международной федерации балетных конкурсов. Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2003). Государственная премия СССР (1977, 1985). Государственная премия РФ в области литературы и искусства (за 2016, вручена в 2017). Награждён орденами: Ленина (1976, 1986), Октябрьской Революции (1981), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (2002), 2-й степени (2007), 1-й степени (2011) и др.
Фёдор Лопухов. 1930-е гг.

Лопухов Фёдор ВасильевичЛопухов Фёдор Васильевич

Лопухо́в Фёдор Васи́льевич (1886–1973), российский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог, народный артист РСФСР (1956). В 1905–1909, 1911–1922 гг. в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. В 1909–1910 гг. в Боль­шом те­ат­ре, в 1910–1911 гг. га­ст­ро­ли­ро­вал в США. В 1922–1930, 1944–1945 и в 1951–1956 гг. художественный руководитель ба­лет­ной труп­пы Пет­роградского (Ленинградского) те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та, в 1931–1935 гг. ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ба­лет­ной труп­пы Ленинградского академического Малого оперного театра. Первый соз­да­л бес­сю­жет­ный про­грамм­ный ба­ле­т-сим­фо­нию, а также фор­му хо­рео­гра­фического син­те­тического спек­так­ля с пе­ни­ем, сло­вом, экс­цен­три­кой, цир­ко­вы­ми трю­ка­ми, те­ат­ром кукол и т. п.  В 1936–1940 гг. художественный руководитель Ленинградского хореографического училища (ЛХУ). В 1937–1941 гг. ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ба­лет­мей­стер­ских кур­сов при ЛХУ, в 1962 г. – ба­лет­мей­стер­ско­го от­де­ле­ния Ле­нинградской консерватории (профессор с 1965).
Светлана Захарова на церемонии вручения премии OK! Awards «Больше чем звезды» в Москве. 2019

Захарова Светлана ЮрьевнаЗахарова Светлана Юрьевна

Заха́рова Светла́на Ю́рьевна (род. 1979), российская артистка балета, народная артистка РФ (2008). В 1996–2003 гг. артистка Мариинского театра, с 1997 г. в статусе солистки. С 2003 г. прима-балерина Государственного академического Большого театра России. Одна из самых известных балерин современности. Сотрудничая с ведущими компаниями, педагогами и хореографами мира, стала своего рода балетной эмблемой глобализма, соединив эстетику и профессиональные достижения разных балетных школ. В 2006–2011 гг. и с 2012 г. в составе Совета по культуре и искусству при президенте РФ. В 2007–2011 гг. депутат Государственной думы РФ. В 2011 г. основала Благотворительный фонд Светланы Захаровой. Соучредитель Образовательного фонда «Талант и успех» (2014, Сочи). Основатель (2015) и руководитель фестиваля детского танца «Светлана» в Москве.

Солисты балета Мариинского театра

Солисты балета Мариинского театра
Светлана Захарова на церемонии вручения премии OK! Awards «Больше чем звезды» в Москве. 2019

Захарова Светлана ЮрьевнаЗахарова Светлана Юрьевна

Заха́рова Светла́на Ю́рьевна (род. 1979), российская артистка балета, народная артистка РФ (2008). В 1996–2003 гг. артистка Мариинского театра, с 1997 г. в статусе солистки. С 2003 г. прима-балерина Государственного академического Большого театра России. Одна из самых известных балерин современности. Сотрудничая с ведущими компаниями, педагогами и хореографами мира, стала своего рода балетной эмблемой глобализма, соединив эстетику и профессиональные достижения разных балетных школ. В 2006–2011 гг. и с 2012 г. в составе Совета по культуре и искусству при президенте РФ. В 2007–2011 гг. депутат Государственной думы РФ. В 2011 г. основала Благотворительный фонд Светланы Захаровой. Соучредитель Образовательного фонда «Талант и успех» (2014, Сочи). Основатель (2015) и руководитель фестиваля детского танца «Светлана» в Москве.
Фёдор Лопухов. 1930-е гг.

Лопухов Фёдор ВасильевичЛопухов Фёдор Васильевич

Лопухо́в Фёдор Васи́льевич (1886–1973), российский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог, народный артист РСФСР (1956). В 1905–1909, 1911–1922 гг. в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. В 1909–1910 гг. в Боль­шом те­ат­ре, в 1910–1911 гг. га­ст­ро­ли­ро­вал в США. В 1922–1930, 1944–1945 и в 1951–1956 гг. художественный руководитель ба­лет­ной труп­пы Пет­роградского (Ленинградского) те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та, в 1931–1935 гг. ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ба­лет­ной труп­пы Ленинградского академического Малого оперного театра. Первый соз­да­л бес­сю­жет­ный про­грамм­ный ба­ле­т-сим­фо­нию, а также фор­му хо­рео­гра­фического син­те­тического спек­так­ля с пе­ни­ем, сло­вом, экс­цен­три­кой, цир­ко­вы­ми трю­ка­ми, те­ат­ром кукол и т. п.  В 1936–1940 гг. художественный руководитель Ленинградского хореографического училища (ЛХУ). В 1937–1941 гг. ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель ба­лет­мей­стер­ских кур­сов при ЛХУ, в 1962 г. – ба­лет­мей­стер­ско­го от­де­ле­ния Ле­нинградской консерватории (профессор с 1965).

Лауреаты премии «Золотая маска»

Лауреаты премии «Золотая маска»
Александрова Мария Александровна
Александрова Мария Александровна
Алекса́ндрова Мари́я Алекса́ндровна (род. 1978), российская артистка балета, народная артистка РФ (2009). С 1997 г. в труппе Большого театра (с 2017 – по контракту). Балерина героического стиля, продолжательница классических традиций московского балета. Наряду с центральными партиями в балетах наследия, с успехом выступает в постановках современных хореографов: Императрица («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера, хореограф Б. Я. Эйфман), Солистка («Игра в карты» И. Ф. Стравинского) и Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича; Российская национальная театральная премия «Золотая маска», 2004; обе – хореограф А. О. Ратманский), Солистка («В комнате наверху» на музыку Ф. Гласса, хореография Т. Тарп; «Misericordes» на музыку А. Пярта, хореограф К. Уилдон; «Квартира» на музыку Fleshquartet, хореограф М. Эк), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, постановка Д. Доннеллана и Р. Поклитару), Ундина («Ундина» Х. В. Хенце, хореограф В. В. Самодуров), Марго («Нуреев» И. А. Демуцкого, хореограф Ю. М. Посохов) и др.
Григорович Юрий Николаевич
Григорович Юрий Николаевич
Григоро́вич Ю́рий Никола́евич (род. 1927), российский артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1964–1988 гг. главный балетмейстер, в 1988–1995 гг. художественный руководитель балетной труппы, с 2008 г. балетмейстер Большого театра. Его спектакли определили стиль балета ГАБТа 2-й половины 20 в. Под руководством Григоровича балет Большого театра утвердился в статусе одной из ведущих трупп в мире, а сам хореограф вошёл в круг самых значительных деятелей культуры середины 20 в. В 1996 г. стоял у истоков создания первого академического балетного коллектива на Кубани, возглавив Краснодарский театр балета (ныне Театр балета Юрия Григоровича в составе Краснодарского творческого объединения «Премьера»). В 1975–1985 гг. основатель и президент комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО. С 1989 г. президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. С 1992 г. президент «Benois de la Danse». С 2006 г. президент Международной федерации балетных конкурсов. Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2003). Государственная премия СССР (1977, 1985). Государственная премия РФ в области литературы и искусства (за 2016, вручена в 2017). Награждён орденами: Ленина (1976, 1986), Октябрьской Революции (1981), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (2002), 2-й степени (2007), 1-й степени (2011) и др.
Захарова Светлана Юрьевна
Захарова Светлана Юрьевна
Заха́рова Светла́на Ю́рьевна (род. 1979), российская артистка балета, народная артистка РФ (2008). В 1996–2003 гг. артистка Мариинского театра, с 1997 г. в статусе солистки. С 2003 г. прима-балерина Государственного академического Большого театра России. Одна из самых известных балерин современности. Сотрудничая с ведущими компаниями, педагогами и хореографами мира, стала своего рода балетной эмблемой глобализма, соединив эстетику и профессиональные достижения разных балетных школ. В 2006–2011 гг. и с 2012 г. в составе Совета по культуре и искусству при президенте РФ. В 2007–2011 гг. депутат Государственной думы РФ. В 2011 г. основала Благотворительный фонд Светланы Захаровой. Соучредитель Образовательного фонда «Талант и успех» (2014, Сочи). Основатель (2015) и руководитель фестиваля детского танца «Светлана» в Москве.

Балетмейстеры

Балетмейстеры
Бартелеми Роже. Портрет Жан-Жоржа Новерра. 1790

Новерр Жан-ЖоржНоверр Жан-Жорж

Нове́рр Жан-Жорж (1727–1810), французский тан­цов­щик и ба­лет­мей­стер. Ре­фор­ма­тор и тео­ре­тик хо­рео­гра­фического искусства. В 1740-х гг. в театре «Опе­ра-Ко­мик» (Париж), в при­двор­ной опе­ре в Бер­ли­не, в Мар­се­ле. С 1750 г. в Лио­не (в 1751–1752 воз­глав­лял ба­лет­ную труп­пу как ба­лет­мей­стер). В 1754 г. в «Опе­ра-Ко­мик» по­ста­вил свой пер­вый из­вест­ный ба­летный спектакль «Ки­тай­ский празд­ник». Смотрел на балет как на са­мо­сто­ятельный спек­такль с сю­жет­ной ин­три­гой, раз­ви­тым дей­ст­ви­ем, с ге­роя­ми. При­зна­вал за ба­ле­том пра­во на­ру­шать клас­си­ци­ст­ские един­ст­ва мес­та, вре­ме­ни и дей­ст­вия в ин­те­ре­сах ло­ги­ки раз­ви­тия сю­же­та, под­чи­нён­ной за­ко­нам му­зы­ки; упо­ря­до­чил и раз­вил струк­тур­ные фор­мы ака­де­мического ба­лет­но­го тан­ца – соль­но­го и ан­самб­ле­во­го. В 1763 г. соз­дал известный ба­ле­т «Ме­дея и Язон» Ж.-Ж. Ро­доль­фа. В 1760-х гг. со­труд­ни­чал с К. В. Глюком в опер­ном те­ат­ре Ве­ны. В 1776–1780 гг. главный ба­лет­мей­сте­р Королевской академии музыки. От­крыл дос­туп в ба­лет серь­ёз­но­му дра­ма­тическому со­дер­жа­нию, ус­та­но­вил бо­лее гиб­кие за­ко­ны сце­нического дей­ст­вия. Внёс в ба­лет­ную эс­те­ти­ку дос­ти­же­ния эс­те­тической мыс­ли сво­его вре­ме­ни, за­вое­вав ре­пу­та­цию от­ца современного ба­ле­та.
Мариус Петипа. 1885

Петипа Мариус ИвановичПетипа Мариус Иванович

Петипа́ Ма́риус Ива́нович (1818–1910), французский и российский артист балета, педагог, балетмейстер. С детства на профессиональной сцене, в 1838–1846 гг. танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка, Мадрида; изучал национальные танцы и внедрил их в классический балет. С 1847 г. в Санкт-Петербурге. После первой самостоятельной постановки («Дочь фараона» Ч. Пуньи, 1862) назначен балетмейстером петербургских императорских театров, в 1869 –1903 гг. главный балетмейстер. В постановках Петипа сформировался академический стиль классического балета, благодаря ему петербургская труппа заняла ведущее положение в мире. В 1855–1887 гг. преподавал классический танец в Санкт-Петербургском театральном училище. Наследие Петипа составляет основу классического корпуса в мировом балетном репертуаре.

Артисты балета русского зарубежья

Артисты балета русского зарубежья

Мясин Леонид Фёдорович

Мясин Леонид Фёдорович
Мя́син Леони́д Фёдорович (1895–1979), российский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Один из круп­ней­ших хо­рео­гра­фов 20 в., мас­тер жан­ро­вых и ко­ме­дий­ных ба­ле­тов, соз­да­тель но­вой фор­мы – ба­ле­та-сим­фо­нии. При­да­вал пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние изо­бра­зительной сто­ро­не спек­так­ля. Работал в Большом театре, Русском балете Дягилева, Les Ballets russes de Monte-Carlo, Le Ballet russe de Monte-Carlo и др. в Европе, США, Латинской Америке.
Леонид Мясин

Мордкин Михаил Михайлович

Мордкин Михаил Михайлович
Мо́рдкин Михаи́л Миха́йлович (1880–1944), российский и американский артист балета, хореограф, педагог. В 1900–1918 гг. (с перерывами) в Большом театре, где занимал ведущее положение. Сторонник реформ А. А. Горского. Участник Русских сезонов. Партнёр А. П. Павловой в гастрольных поездках. С 1924 г. в США. Создал школу в Нью-Йорке. Как танцовщик Мордкин сохранял и развивал традиции московского исполнительства. Выработал новый стиль исполнения – мужественный и динамичный («героический»).
Михаил Мордкин. Ок. 1900

Смирнова Ольга Вячеславовна

Смирнова Ольга Вячеславовна
Смирно́ва О́льга Вячесла́вовна (род. 1991), российская артистка балета. С 2011 г. в Большом театре. С 2022 г. прима-балерина Национального балета Нидерландов и приглашённая балерина Гамбургского балета. Приз «Мисс Выразительность» (2013) и Гран-при (2016) международного балетного фестиваля Dance Open. Приз «Душа танца» журнала «Балет» (2012, номинация «Восходящая звезда»). Приз Benois de la Danse (2013). Приз «Позитано» имени Леонида Мясина (2014). Приз журнала Danza&Danza (Италия) «Танцовщица 2018 года» (2019). Премия города Москвы в номинации «Хореографическое искусство» (2019). Премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (за 2019, вручена в 2020).
Балерина Ольга Смирнова
Направления, стили, жанры в танцеНаправления, стили, жанры в танце
Балет
Балет
Бале́т, вид сценического искусства, в котором драматургия, музыка, сценография подчинены хореографии, содержание выражается в хореографических образах. Термин «балет» первоначально служил преимущественно для обозначения европейского балетного искусства, складывавшегося на протяжении 16–19 вв. (Италия, Франция, Россия и т. д.). В 20 в. этот термин стал трактоваться шире и использоваться для обозначения различных танцевальных представлений. В традиционном балете различались классический танец и характерный танец, а в пределах каждого из них – сольный, ансамблевый и массовый, нередки сочетания и взаимопереходы этих разновидностей танца. В современном балете используются всевозможные виды танца, техники и жанры. В 21 в. характерно разнообразие стилей и форм спектакля, часто не совпадающих с традиционными представлениями о классическом балете. Каждый хореограф творит исходя из поставленных им задач и создаёт собственный танцевальный язык.
Читать полностью

Хореографы русского зарубежья

Хореографы русского зарубежья