Коралли Жан
Коралли́ Жан (Jean Coralli; настоящая фамилия Перачини, Peracini) (15.1.1779, Париж – 1.5.1854, там же), французский артист балета, балетмейстер.
Учился в школе при Парижской опере. В 1802 г. дебютировал в этом театре в балете «Тайны Исиды» Л. В. Лахнита. Свой первый балет «Пауль и Розетта, или Виноградари» М. Умлауфа (1806) поставил в Венской придворной опере. Работал в театре «Ла Скала» как танцовщик (1809–1812, 1814–1815, 1820) и как балетмейстер («Прославление Гименея», 1815; «Страсть к танцам» и «Брак Зефира и Флоры», оба – 1816; «Белиза» Гроссони, 1825, и др.), а также в театрах Милана, Лиссабона, Марселя.
В 1825–1828 гг. балетмейстер парижского театра «Порт-Сен-Мартен», где осуществил постановки: «Лизбель, или Новая Клодина» (1825), «Гулливер» (1826), «Гусары и барышни» и «Леокадия, или Пять лет спустя» (обе – 1828).
С 1831 г. балетмейстер Парижской оперы. Большим успехом пользовались постановки балетов «Буря, или Остров духов» Ж. Шнейцхоффера (1834), «Хромой бес» (1836) и «Тарантул» (1839) К. Жида, «Пери» Ф. Бургмюллера (1843), «Эфхариса» Э. Дельдевеза (1844). Поставил балет-оперу «Попытка» Ж. Галеви и Жида (1832), танцы в операх Л. Керубини («Али-Баба, или Сорок разбойников», 1833), Л. Нидермейера («Страделла», 1837) и др.
Один из крупнейших мастеров эпохи романтизма в европейской хореографии, в 1841 г. Ж. Коралли совместно с Ж. Перро поставил балет «Жизель» А. Адана. Этому спектаклю, вошедшему в сокровищницу мирового балетного театра, присущи полное взаимопроникновение музыки и танца, образность и экспрессия пластического языка, раскрывающие повествовательно-изобразительные возможности пантомимы.