Вигано Сальваторе
Вигано́ Сальвато́ре (Salvatore Viganò) (25.3.1769, Неаполь – 10.8.1821, Милан), итальянский артист балета, балетмейстер, композитор.
Воспитывался в семье танцовщиков, обучался музыке у Л. Боккерини. После дебюта в Риме (1776) выступал в Мадриде, с 1778 г. в труппе Ж. Доберваля, танцевал в Бордо и Лондоне. Переняв от Доберваля принципы пантомимной драмы, положил их в основу романтической балетной драмы. В 1791 г. в Венеции поставил первый спектакль в этом жанре («Рауль, сеньор де Креки, или Подавленная тирания», музыка Н. Далейрака в обработке Вигано).
В 1799–1803 гг. хореограф Венского придворного театра («Творения Прометея, или Власть музыки и танца» Л. ван Бетховена, 1801).
В 1809 г. в Венеции поставил историко-героическую мимодраму «Стрельцы» на сборную музыку, положив начало ряду итальянских балетов на русские темы. С этого времени спектакли С. Вигано постоянно оформлял А. Санкуирико, что отразилось на постановочной концепции хореографа.
С 1813 г. балетмейстер театра «Ла Скала». Создал ряд спектаклей на сюжеты пьес У. Шекспира, В. Альфьери, К. Гоцци, П. Корнеля и др.: «Прометей» (1813), «Мирра, или Месть Венеры» и «Псамми, король Египта» (1817), «Отелло, или Венецианский мавр» и «Весталка» (1818), «Титаны» (1819), «Жанна д’Арк» (1821).
Писал музыку к своим балетам или использовал произведения различных композиторов в собственной обработке.
Спектакли С. Вигано – монументальные хореодрамы, где ритмизованная пантомима выступала в качестве основного выразительного средства, а танец (иногда народные пляски) служил украшением.
Крупнейшего мастера итальянского балетного искусства конца 18 – начала 19 вв., С. Вигано нередко сравнивали с У. Шекспиром по широте охвата событий и умению передать необыкновенную силу страстей.