Асылмуратова Алтынай Абдуахимовна
Асылмура́това Алтына́й Абдуахи́мовна (род. 1.1.1961, Алма-Ата, Казахская ССР, ныне Республика Казахстан), российская артистка балета, педагог, народная артистка РФ (2001).
Из семьи артистов балета. В 1978 г. окончила Ленинградское академическое хореографическое училище (педагог И. Б. Зубковская). В 1978–1999 гг. в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова (с 1992 Мариинский театр). Репетировала под руководством О. Н. Моисеевой. Изысканная красота мягких певучих линий, безупречный академический танец в соединении с технической свободой, гармония внешнего и внутреннего состояний отличали Асылмуратову с первых шагов на сцене. Она быстро выдвинулась в ряды солисток, а в 1980–1990-х гг. стала лидером своего поколения ленинградских балерин, воплотив модернизированный в соответствии с требованиями времени тип воспитанницы вагановской школы. С 1987 г. прима-балерина.
Среди лучших партий: Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Медора («Корсар» А. Адана), Никия («Баядерка» Л. Минкуса), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Манон («Манон» на музыку Ж. Массне, первая исполнительница в России; хореография К. Макмиллана). В репертуаре также партии: Классическое па-де-де и Жизель («Жизель» Адана), Сильфида («Сильфида» Х. Лёвеншелля), Подруга Раймонды («Раймонда» Глазунова), Уличная танцовщица и Китри («Дон Кихот» Минкуса), Фея Смелости и Фея Сирени («Спящая красавица» Чайковского), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского), Солистка (Седьмой вальс и Мазурка) («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Зобеида («Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова), Терпсихора («Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Джульетта («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), Эгина («Спартак» А. И. Хачатуряна), Ширин и Мехменэ Бану («Легенда о любви» А. Меликова), Нестан-Дареджан («Витязь в тигровой шкуре» А. Мачавариани), Персидка («Танцы персидок» в опере «Хованщина» М. П. Мусоргского); концертные номера «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса, «Па-де-катр» на музыку Ч. Пуньи.
Первая исполнительница в России партий: Асият («Асият» М. М. Кажлаева), Мария Магдалина («Проба» на музыку Г. Прессера – И. С. Баха), Солистка («Тема с вариациями» на музыку Чайковского), 1-й дуэт («В ночи») и 5-й дуэт («Призрачный бал», оба балета – на музыку Шопена), Солистка («Листья вянут» на музыку А. Дворжака), Кармен («Кармен» на музыку Ж. Бизе; Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит», 1999).
В 1989–1993 гг. в труппе Королевского балета Великобритании, где танцевала в классическом репертуаре, а также в балете «Месяц в деревне» на музыку Шопена (Наталья Петровна).
В 1995–1999 гг. в Марсельском балете. Первая исполнительница центральной партии в балете «Лебединое озеро» Чайковского в хореографии Р. Пети. Исполняла главные партии в балетах: «Моя Павлова» на сборную музыку, «Коппелия» Л. Делиба, «Шери» на музыку Ф. Пуленка, «Арлезианка» на музыку Бизе, «Чарли танцует с нами» на музыку Ч. Чаплина, Ф. Карпи, И. С. Баха, «Гепард» на сборную музыку.
Первая советская балерина (в дуэте с Ф. С. Рузиматовым), выступившая с труппой «Американ Балле Театр» (по приглашению М. Н. Барышникова). Как приглашённая солистка выступала с труппами Государственного академического Большого театра России, Парижской оперы, театра «Ла Скала» (Милан), с Баварским государственным балетом (Мюнхен) и др.
В 2000 г. окончила педагогический факультет Академии русского балета имени А. Я. Вагановой и была назначена проректором – художественным руководителем академии (профессор с 2001). Способствовала модернизации программ в соответствии с требованиями современного мирового балетного театра, сохранив при этом старейшие педагогические кадры.
Покинув этот пост, в 2013–2014 гг. была советником по балету генерального директора Михайловского театра.
С 2015 г. педагог-репетитор и хореограф-постановщик, затем художественный руководитель балетной труппы театра «Астана-Опера». Оказавшись у истоков рождения новой труппы, Асылмуратова осуществила постановки балетов «Баядерка» (2015) и «Дон Кихот» (2016) Л. Минкуса, «Шопениана» на музыку Шопена, «Лебединое озеро» Чайковского и «Корсар» Адана, «Балеты Михаила Фокина из цикла "Балеты серебряного века"» (все – 2018), «Жизель» Адана (2019), способствовала появлению в репертуаре балетов Р. Пети, К. Макмиллана, Ю. Н. Григоровича, Б. Я. Эйфмана и других крупных хореографов, организовала гастроли труппы в европейских странах.
С 2016 г. ректор, с 2022 г. художественный руководитель Казахской национальной академии хореографии (Астана).
Снималась в игровых и документальных фильмах: «Снег в трауре» (1978), «Гран па в белую ночь» (1988), «Если звёзды зажигают» (1989), «Балерина» (2006) и др.
Член жюри 8-го Международного конкурса артистов балета в Москве (2001), Международного балетного приза Benois de la Danse (2002, 2012), Международного конкурса «Приз Лозанны» (2003), приза Международного фестиваля балета Dance Open (Санкт-Петербург, 2010 и 2011).
Государственная премия РФ (2001).
Театральная премия «Балтика» (1998, Санкт-Петербург).