Instagram (Инстагра́м), американская социальная сеть для публикации фотографий и коротких видеозаписей. Создана в 2010 г. программистом Кевином Систромом и предпринимателем Марком Кригером изначально как геолокационная соцсеть. Взаимодействие пользователей Instagram происходит в форме обмена визуальным контентом: фото- и видеопубликациями, короткими вертикальными роликами или исчезающими «историями» (stories). Instagram выступает платформой для взаимодействия людей, компаний, институций и госучреждений. Как коммерческая платформа – зарабатывает на рекламе и продвижении контента. С 2012 г. принадлежит корпорации Facebook [в 2021 г. переименована в Meta (внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации)]. На 2021 г. аудитория Instagram, по разным оценкам, составляла 1,4–2 млрд пользователей. В марте 2022 г. Facebook и Instagram объявили, что временно ослабят правила, запрещающие призывы к насильственным действиям в отношении отдельных пользователей и социальных групп, главным образом российских граждан. В ответ на это, а также на случаи дискриминации российских СМИ сервисами компании Meta принято решение о блокировке доступа к Instagram на территории России («Приняты ответные меры на ограничение доступа к российским СМИ», 2022). 21 марта 2022 г. компания Meta признана экстремистской организацией (Батыров. 2022). 11 октября 2022 г. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) внесла Meta Platforms Inc., которой принадлежат соцсети Instagram, Facebook и мессенджер WhatsApp, в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму.
История
В 2010 г. американский программист К. Систром и бразильско-американский предприниматель М. Кригер начали совместную работу над геолокационной соцсетью, которая должна была стать конкурентом Foursquare. Изначально приложение называлось Burbn и предназначалось для того, чтобы отмечаться в различных местах и обмениваться фотографиями (Leaver. 2020).
Первый успех приложению принесла возможность делиться фотографиями, а не отмечать посещённые места на карте, как предполагали создатели. Этот факт и понимание того, что конкурировать со множеством чекин-приложений будет сложно, побудили разработчиков изменить концепцию, сфокусировавшись на распространении изображений (Garber. 2014). Новый продукт получил название Instagram, объединившее слова «мгновенный» (instant) и «телеграмма» (telegram). Instagram стал доступен для скачивания в магазине приложений Apple App Store 6 октября 2010 г. К 12 декабря того же года в приложении зарегистрирован 1 млн аккаунтов. 3 апреля 2012 г. выпущена версия для Android.
Интерфейс ранних версий Instagram был построен на идее «мгновенной фотографии». Пользователи могли сделать снимок квадратной формы (возможность загрузить изображение из галереи появится позже), отредактировать и поделиться им с подписчиками, а также комментировать и ставить лайки к публикациям других пользователей. Instagram объединял множество действий – фотофиксацию и обработку изображений, просмотр фотографий, сделанных людьми, на которых подписан пользователь, поиск, изучение и обсуждение чужих онлайн-фотоальбомов.
В апреле 2012 г. Facebook объявил о покупке Instagram за 1 млрд долл. (Rusli. 2012). В 2013 г. внедрена возможность отмечать людей на фото. В 2014 г. у приложения появился встроенный мессенджер, а позднее, после его приобретения компанией Facebook, реализована возможность переходить между мессенджерами обеих социальных сетей. В 2014–2015 гг. выпущен ряд сторонних приложений для создания контента в Instagram: Hyperlapse и Boomerang для обработки видео, Layout для создания коллажей (Leaver. 2020). Появилась функция отмечать друзей с помощью знака @, а также возможность публиковать изображения не в формате квадрата – и более высокого качества, чем прежде.
В 2016 г. появился новый формат публикаций в виде исчезающих спустя сутки «историй», а также добавлена возможность загружать 60-секундные видео в основную ленту. Считается, что это произошло в ответ на конкуренцию с приложением Snapchat (Rettberg. 2018). В январе 2017 г. стала доступна функция Live Video – один из инструментов Stories, позволяющий проводить прямые видеотрансляции (ранее функция стала популярной благодаря приложению Periscope).
В 2018 г. Instagram запустил формат IGTV (Instagram TV) – с вертикальными видео продолжительностью до 1 часа. Продолжая освоение новых видеоформатов, в 2020 г. сервис запустил Reels (адаптация формата коротких музыкальных видео популярной социальной сети TikTok). Тогда как Stories создаются, чтобы делиться ими со своими подписчиками, из Reels разных пользователей формируется отдельная развлекательная лента. В ней функционирует система рекомендаций, предлагающая контент других пользователей.
На конец 2021 г. – начало 2022 г., по разным данным, число ежемесячно активных аккаунтов Instagram оценивалось приблизительно в 1,4–2 млрд (Dixon. 2023).
Instagram как платформа для бизнеса
Вскоре после своего запуска Instagram стал глобальной коммерческой платформой. Сама соцсеть зарабатывает на размещении рекламы, а люди, бренды и компании используют её как место для привлечения новой аудитории и взаимодействия с постоянными клиентами.
На момент покупки Facebook Instagram не приносил доходов. Эксперименты с рекламными публикациями начались в 2013 г. для пользователей из США (Leaver. 2020). Первой такой публикацией стала реклама модного дома Michael Kors, которая за первые 18 часов привлекла 34 000 новых подписчиков в аккаунт бренда (Taube. 2013). В 2014 г. в социальной сети появились бизнес-аккаунты, а в 2015 г. – возможность размещать рекламу стала доступна для всех пользователей.
Доход Instagram от рекламы в 2015 г. оценивался в 500 млн долл., в 2018 – 10,3 млрд. По оценкам на 2021 г., доход составлял 47,6 млрд долл., т. е. около 44 % от общего дохода материнской корпорации Meta (Iqbal. 2023).
Рекламные записи в Instagram маркируются пометкой «реклама» и располагаются в ленте среди обычных пользовательских постов. Анализируя тот контент, с которым чаще всего взаимодействует пользователь, алгоритмы соцсети отбирают потенциально интересные ему темы и вместе с персональными данными о возрасте, поле и местоположении формируют его рекламный профиль.
Визуальные практики Instagram
Instagram – не первое и не единственное приложение для создания, редактирования и распространения изображений. На момент его запуска существовали аналоги (PicPlz, Hipstamatic), которые предлагали различные инструменты съёмки и обработки фотоснимков на мобильных устройствах (Leaver. 2020). Основными пользователями Instagram с момента его создания были не профессиональные фотографы, а люди, пришедшие за общением, поэтому Instagram позиционируется в первую очередь как социальная сеть.
Instagram предлагает пользователям набор фильтров, которые по-разному трансформируют изображения: корректируют цвета, выделяют или искажают отдельные части изображения, придавая им определённую стилистику, и т. д. Прежде чем опубликовать изображение, пользователи могут настроить его яркость и контрастность, теплоту, насыщенность, изменить и применить другие параметры. Обработка может значительно преобразовывать фотографии, вплоть до превращения их в абстрактные изображения, далёкие от изначально запечатлённых. Многократно повторённые изображения, выполненные в определённой стилистике, теряют свою новизну и становятся привычными. Такой переход от одного стандарта к другому называют «нормализацией» контента. Считается, что благодаря нормализации Instagram сумел сформировать собственную идентичность. Эстетика платформы создавалась не только благодаря её инструментам и техническим возможностям, но и за счёт различных контекстуальных и исторических факторов – от более ранних цифровых возможностей и социальных сетей до эволюции мобильных технологий, визуальных культур и форматов (Leaver. 2020).
Теоретик новых медиа Лев Манович выделяет 3 типа визуального контента Instagram: случайные (casual), проектные, или продуманные (designed), и профессиональные (professional) фотографии. Случайные фотографии характеризуются тем, что автор не пытается контролировать композицию, цвета и другие параметры. Часто на таких снимках изображены люди, а цель фотографии – документация какого-либо события или момента. Жанр наследует практике домашней фотосъёмки. Профессиональные фотографии создаются людьми, знакомыми с правилами и техниками съёмки, которые формировались на протяжении 20 в. Проектные фотографии наследуют традиции модной и рекламной съёмки. От профессиональных фотоснимков они отличаются устройством пространства внутри кадра и близки к абстрактному искусству. Такие фотографии нередко используются как часть маркетинговых кампаний и коммерческой деятельности (Manovich. 2017).
Исследователи Instagram выделяют ещё несколько типичных жанров, среди которых есть селфи, снимки конкретных объектов, пейзажей, абстракции.
Социальное влияние
С момента своего запуска Instagram позиционировал себя как инструмент формирования «сетевой близости», когда сообщество рассматривалось скорее как круг друзей, чем список подписчиков и подписок. Однако, как указывает исследовательница социальных медиа дана бойд (boyd. 2014), коммерциализация контента привела к переходу от «сетевой близости» к «сетевой публичности». Вместо фиксации некоторой реальной жизненной ситуации пользователи Instagram чаще всего стремятся публиковать контент от лица публичной личности для воображаемой аудитории (Leaver. 2020). В результате складывается особый тип «откалиброванного любительства» (Abidin. 2017), при котором пользователи затрачивают силы на обработку контента, рассчитывают, как будет выглядеть сетка профиля (оценивают, насколько органично разные фото смотрятся в сочетании друг с другом), и планируют публикации заранее на то время, когда они будут более просматриваемыми.
Instagram также служит инструментом формирования «личного бренда». Например, многие спортсмены культивируют в Instagram особый публичный облик и имидж, включающие в себя внешний вид, спортивные достижения и стиль жизни (Geurin-Eagleman. 2015). Личный бренд в социальных сетях, особенно в Instagram, влияет на выбор людьми специалистов в самых разных областях, в частности в сфере здравоохранения. Так, румынские исследователи установили, что нехватка квалифицированных кадров, миграция специалистов и повышение общего уровня знаний о здоровье повышают значение личного бренда врачей. Люди ориентируются на отзывы других клиентов, а слава и имидж выступают значимыми факторами, выделяющими врача на фоне других специалистов (Luca. 2015).
Инфлюенсеры и бренды, вовлекая своих подписчиков во взаимодействие с контентом, используют их как дополнительный ресурс распространения рекламы. Подписчики образуют сеть, дублирующую, усиливающую и умножающую контент инфлюенсеров в своём кругу и в более широком сообществе друзей и знакомых (Abidin. 2016). К примеру, вовлекающий контент, такой как конкурсы и розыгрыши, предполагает копирование подписчиками публикаций инфлюенсера или бренда на своей странице или отметку друзей в комментариях под ними (Abidin. 2016).
Регулирование контента
Несмотря на активное вовлечение пользователей в формирование платформы, администрация социальной сети оставляет за собой прерогативу устанавливать и следить за соблюдением правил сообщества. Их цель – обезопасить сообщество от нежелательного контента и поведения пользователей. Хотя контент модерируется автоматически, у пользователей есть возможность пожаловаться на публикацию по различным причинам: спам, изображение обнажённого тела, ложная информация, враждебные высказывания (хейтспич), нарушение авторского права и др. В таком случае жалоба рассматривается службой поддержки.
Одним из инструментов борьбы с неприемлемым контентом Instagram выступает блокировка хештегов (Leaver. 2020) или публикаций, в описании которых используются неприемлемые слова. Пользователи часто пытаются обойти блокировки, составляя списки стоп-слов и хештегов, а также меняя их на похожие либо заменяя символами или эмодзи. Например, первым временно заблокированным эмодзи стал баклажан, который использовался для обозначения мужских гениталий (Leaver. 2020). В 2021 г. Instagram представил функцию контроля «потенциально неприемлемого контента». Она позволяет регулировать не только запрещённые правилами публикации, но и те, что способны вызвать негативные эмоции у пользователя.
Распространение
Изначально запущенный в США, впоследствии Instagram распространился по всему миру. Версия на русском языке появилась в 2013 г. На 2022 г. больше всего пользователей платформы находилось в Индии (Dixon. 2022а). Максимальная доля граждан, имеющих профиль в Instagram, приходится на Бруней (89 %), на 2-м месте Казахстан (82,7 %) (Dixon. 2022). На 2022 г. социальная сеть была доступна на 31 языке, в 2016 г. внедрена функция автоматического перевода подписей и комментариев с иностранных языков (McCormick. 2016).
Отдельные государства ограничивают доступ к Instagram для своих граждан. Соцсеть заблокирована в Китае с 2014 г. после освещения масштабных протестов в Гонконге (D’Orazio. 2014), с 2015 – в КНДР (North Korea blocks ... 2015), временные ограничения доступа вводились в Турции (Martineau. 2019), Иране (Hashemi. 2021) и на Кубе (Ortutay. 2021). В России социальную сеть заблокировали в марте 2022 г. «из-за призывов к насилию в отношении россиян» (В России ... 2022), а компанию Meta признали экстремистской (РКН обязал ... 2022).
Критика
Instagram оказывает существенное влияние на социальные отношения. Его критикуют за предполагаемый вклад в формирование таких негативных явлений, как буллинг, психические заболевания, расстройства пищевого поведения и т. д. Исследователи утверждают, что пользователи Instagram уделяют значительно больше внимания своему телу, чем люди, не использующие платформу (Cohen. 2017).
Изучение внимания к своему телу среди женщин, пользующихся Facebook и Instagram, показало, что те из них, кто потребляет визуальный контент, демонстрирующий внешность людей, чаще идеализируют худобу, больше наблюдают за собственным телом и стремятся скорректировать свою фигуру. Поскольку в Instagram распространяется преимущественно визуальный контент, в нём сосуществуют 2 тенденции. С одной стороны, женщины, склонные придавать своей внешности большее значение, вероятно, чаще используют эту соцсеть. С другой стороны, использование Instagram усиливает их желание следить за своим телом из-за акцента платформы на демонстрации внешности (Cohen. 2017).