Facebook («Фейсбук»), американская социальная сеть и одна из крупнейших медиаплатформ в мире. Основана интернет-предпринимателем М. Э. Цукербергом в 2004 г. Предоставляет виртуальную среду для создания пользовательских профилей, обмена информацией, контентом и взаимодействия с другими участниками. Facebook позволяет пользователям устанавливать социальные связи и поддерживать коммуникацию с использованием различных медийных форматов. За годы своего существования платформа превратилась в неотъемлемый элемент повседневной жизни миллиардов людей и одного из ключевых игроков глобального рынка цифровой рекламы. Принадлежит корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации; заблокирован в РФ.
Основание компании
В 2003 г. студент 2-го курса Гарвардского университета М. Э. Цукерберг разработал сайт Facemash, который предлагал пользователям сравнивать две фотографии и выбирать более привлекательную из них. За первые 4 часа после запуска Facemash привлёк более 450 посетителей и был просмотрен более чем 22 тыс. раз. Поскольку база данных приложения была сформирована за счёт взлома университетских серверов, создателей Facemash обвинили в нарушении безопасности, авторских прав и частной жизни. Спустя несколько дней администрация Гарварда добилась закрытия сайта, Цукербергу грозило исключение (Carlson. 2010), однако обвинения против него были сняты.
Позднее Цукерберг использовал скандальный проект, чтобы на его основе создать новый инструмент для подготовки студентов к выпускным экзаменам по истории искусств. Он загрузил художественные изображения на сайт, оставив под каждым из них секцию для комментариев, и поделился им с однокурсниками, что вызвало активный обмен мнениями и заметками. Впоследствии эти наработки и опыт легли в основу прообраза социальной сети Facebook. В 2003 г. в Гарварде не существовало всеобъемлющих онлайн-каталогов, лишь большие бумажные картотеки и частные электронные базы данных. 4 февраля 2004 г. Цукербергом был запущен проект The Facebook – сайт-каталог с фотографиями и основными данными студентов. Через 6 дней после начала работы сайта выпускники Гарварда К. и Т. Винклвосс и Д. Нарендра обвинили Цукерберга в том, что тот злоупотребил их доверием, пообещав, что поможет создать социальную сеть под названием HarvardConnection.com. Винклвосс и Нарендра утверждали, что Цукерберг использовал их идеи для создания конкурирующего продукта. Посчитав себя обманутыми, они обратились в газету The Harvard Crimson, которая начала расследование. По итогам судебных разбирательств в 2008 г. участники договорились о компенсации в виде 1,2 млн акций на сумму около 300 млн долл. (Rushe. 2012).
Первоначально пользователями The Facebook были только студенты Гарвардского колледжа: более половины учащихся зарегистрировались на сайте в течение первого месяца. В марте 2004 г. сетью The Facebook были охвачены Колумбийский, Стэнфордский и Йельский университеты (Carlson. 2010). Позже сайт был открыт для всех колледжей Лиги плюща, Массачусетского технологического института, Бостонского, Нью-Йоркского, Вашингтонского и большинства других университетов США и Канады. В середине 2004 г. интернет-предприниматель Ш. Паркер, создатель Napster – одной из первых музыкальных онлайн-платформ, выступавший неофициальным советником Цукерберга, стал президентом развивающейся компании. Позже в том же году The Facebook удалось привлечь первые инвестиции от соучредителя электронной платёжной системы PayPal П. Тиля. В 2005 г. компания убрала артикль The из своего названия после покупки доменного имени facebook.com за 200 тыс. долл. В мае 2005 г. венчурная компания Accel Partners инвестировала в Facebook 12,7 млн долл. В сентябре того же года была запущена версия сайта, рассчитанная на более широкую аудиторию, однако зарегистрироваться на нём можно было лишь по приглашению от другого пользователя. Упрощённый механизм регистрации платформа предусмотрела для сотрудников нескольких компаний, включая Apple и Microsoft.
Публичный доступ и рост компании
26 сентября 2006 г. Facebook стал доступен для всех пользователей старше 13 лет с действующим адресом электронной почты. На конец 2007 г. платформа насчитывала 100 тыс. бизнес-страниц, с помощью которых компании рекламировали себя и привлекали клиентов. В октябре 2007 г. Microsoft объявила о приобретении 1,6 % акций Facebook за 240 млн долл. Сделка, включавшая в себя права на размещение рекламы в социальной сети, в том числе для международной аудитории, повысила капитализацию Facebook до 15 млрд долл. В 2009 г. представители компании сообщили о достижении положительного денежного потока и выходе в лидеры по числу активных пользователей по всему миру. Трафик социальной сети продолжал расти. Уже в июле 2010 г. компания объявила о преодолении отметки в 500 млн пользователей. При этом половина из них ежедневно проводила в сети в среднем 34 мин, а 150 млн клиентов заходили на сайт с мобильных устройств (Kirkpatrick. 2011). В ноябре 2010 г. капитализация Facebook достигла 41 млрд долл., что сделало компанию третьей по величине после Google и Amazon.
В марте 2011 г. стало известно, что Facebook ежедневно удаляет около 20 тыс. профилей из-за различных нарушений, таких как спам, размещение нежелательного контента и нарушения правил пользования социальной сетью со стороны несовершеннолетних пользователей. Удаление аккаунтов мотивировалось интересами кибербезопасности. Тем не менее в июне 2011 г. Facebook достиг 1 трлн месячных посещений, заняв по этому показателю 2-е место после Google.
В 2012 г. представители Facebook подали заявку на первичное размещение ценных бумаг (IPO) на бирже. По его итогам при цене в 38 долл. за акцию уровень капитализации Facebook составил 104 млрд долл. – рекордный показатель для недавно зарегистрированной компании. Акции вышли в публичное обращение и попали в листинг фондовой биржи Nasdaq, специализирующейся на высокотехнологичном секторе. В мае 2012 г. Facebook планировала продать ценные бумаги на сумму 5 млрд долл., что стало бы одним из крупнейших размещений в истории. Первые дни котировок осложнились из-за проблем с техническим сопровождением. Только благодаря помощи банков цена акций была удержана на уровне выше первичного предложения (Levy. 2020), однако спустя несколько дней биржевые аналитики снизили прогноз прибыли. Это вызвало снижение цен акций, что могло обернуться их обвалом. Чтобы не допустить этого, торги были приостановлены, что повлекло за собой волну судебных разбирательств и расследований. Инвесторы подали коллективные иски из-за проблем при совершении сделок. Кроме того, утверждалось, что перед началом торгов некоторым клиентам были предоставлены некорректные сведения. Все эти события повлекли за собой снижение стоимости акций Facebook.
IPO Facebook стало предметом расследования по подозрению в манипулировании рынком по схеме «накачки и сброса» (англ. pump-and-dump). В конце мая 2012 г. акции Facebook упали более чем на четверть от исходной стоимости и издание The Wall Street Journal признало действия компании на бирже полным фиаско (Weidner. 2012). Несмотря на неудачи, в начале октября 2012 г. Цукерберг объявил, что Facebook достигла 1 млрд активных пользователей в месяц и 600 млн мобильных пользователей.
Развитие технологий и изменение политики компании
В январе 2013 г. компания Facebook представила новый продукт – Facebook Graph Search, который расширял и оптимизировал поиск по социальной сети. Этот инструмент предоставлял возможность пользователям осуществлять поиск объектов и связей между ними за пределами ближайших ассоциаций и окружения. В отличие от традиционных поисковых систем, основанных на ключевых словах, Facebook Graph Search позволяет искать информацию в социальной сети двумя способами: используя обычный текстовый запрос или применяя более структурированный метод с указанием конкретных параметров поиска. Это даёт пользователям более гибкий и полный доступ к ресурсам социальной сети. Благодаря журналу поисковых запросов платформа может анализировать шаблоны поиска и социальные характеристики пользователей. Тем самым компания лучше понимает запросы и удовлетворяет разнообразные информационные потребности участников сети (People search within an online social network ... 2014).
В апреле 2013 г. Facebook объявила о создании альянса с Национальной ассоциацией генеральных прокуроров в 19 штатах с целью предоставления подросткам и их родителям информации о том, как управлять профилями в социальных сетях. Также после кампании, проведённой правозащитными группами, и ухода ряда крупных рекламодателей Facebook согласилась обновить свою политику в отношении контента, который призывает к насилию по отношению к женщинам (Carroll. 2013; Fisher. 2016). Позднее были приняты меры по совершенствованию системы фильтрации и удаления контента, нарушающего нормы сообщества. В июне того же года на платформе была реализована функция отслеживания определённых тем или трендов с помощью хештегов.
В 2009 г. Facebook был заблокирован в Китае (China blocks access to Twitter, Facebook after riots. 2009). В октябре 2013 г. компания присоединилась к Альянсу за доступный Интернет (англ. Alliance for Affordable Internet) (Gibbs. 2013) – ассоциации государственных и частных организаций, в том числе Google, Intel и Microsoft. Цель объединения – сделать Интернет более доступным, особенно в развивающихся странах, где лишь 31 % населения имели доступ к Сети. Для этого Google предложил снизить стоимость интернет-доступа (Gibbs. 2013). С начала 2015 г. Facebook начал бороться с распространением ложной информации и мистификаций на своей платформе. Пользователи получили возможность помечать материалы как целенаправленно ложные или вводящие в заблуждение. Компания также расширила круг пользователей, проверяющих факты, – факт-чекеров (англ. fact-checker) – и внедрила механизмы борьбы с фейковыми новостями (Alba. 2016).
С середины 2010-х гг. Facebook также сосредоточила внимание на развитии виртуальной реальности (VR) и искусственного интеллекта (ИИ). В 2014 г. Facebook за 2,3 млрд долл. приобрела компанию Oculus VR (Plunkett. 2014), в 2016 г. представившую первое пользовательское VR-устройство (Kumar. 2019). Собственное подразделение по разработке VR-гарнитур позволило компании диверсифицировать бизнес и укрепить своё влияние на рынке, предложив новые формы взаимодействия и развлечения для пользователей. В июне 2016 г. платформа анонсировала технологию Deep Text – инструмент обработки естественного языка на базе ИИ. Его внедрение было призвано ускорить обработку пользовательских запросов с помощью анализа сообщений в реальном времени. Например, если участник социальной сети писал о том, что планирует уезжать, алгоритмы Facebook могли рекомендовать ему сервис такси или турагентство (Constine. 2016).
К концу 2010-х гг. компания столкнулась с падением доверия. Этому предшествовала кража банковских данных 29 тыс. сотрудников Facebook в 2019 г. Информация хранилась на незашифрованных жёстких дисках и включала в себя номера банковских счетов, имена сотрудников, последние цифры их номеров социального страхования, а также размер заработной платы и корпоративных бонусов (Lee. 2019). В июне 2020 г. несколько крупных компаний, включая Adidas, Aviva, Coca-Cola, Ford, HP, InterContinental Hotels Group, Mars, Starbucks, Target и Unilever, объявили о приостановке рекламных кампаний на платформе. Акция была вызвана тем, что Facebook не прилагал достаточных усилий для удаления контента, способствующего распространению ненависти, – хейтспича (англ. hate speech) (Hern. 2020).
В сентябре 2020 г. был представлен проект Infinite Office, предполагавший возможность создания виртуального рабочего пространства с использованием VR-устройства Oculus Quest 2. Пользователи могли подключиться к виртуальному офису для полного погружения в работу и удалённого выполнения своих задач. Это инновационное решение сулило существенные экономические выгоды компаниям в условиях пандемии COVID-19. Проект был частью более масштабной концепции руководства Facebook и Oculus по созданию метавселенной – цифровой среды, объединяющей офлайновую и онлайновую среды в единую реальность, в которой люди присутствуют в виде цифровых аватаров, реализуя возможности физического и виртуального миров. Внедрение VR-технологий позиционируется как новый шаг в развитии Facebook, который обеспечит компании инновационное преимущество перед конкурентами (Musienko. 2022).
В октябре 2021 г. владельцы Facebook изменили название материнской компании на Meta Platforms. Она стала холдингом не только для Facebook, но и для приложения по обмену фото- и видеоконтентом Instagram, мессенджера WhatsApp и разработчика VR-устройств Oculus.
Культурное значение
Facebook обеспечивает глобальную коммуникацию и связь, позволяя людям со всего мира общаться и обмениваться информацией. Помимо социального измерения, Facebook играет существенную роль в поддержке бизнеса. Платформа предоставляет предпринимателям и компаниям эффективное средство продвижения своих товаров и услуг с помощью таргетированной рекламы, что способствует увеличению оборота и экономическому росту бизнеса. Facebook предоставляет малым предприятиям доступ к рекламным ресурсам, помогая им конкурировать с крупными компаниями, усиливая разнообразие в экономике. Возможность оставлять рекомендации и отзывы на страницах компаний позволяет пользователям влиять на качество продукции и услуг.
Политика и функционал Facebook часто подвергаются критике с социально-психологичесих позиций. Так, возможность настройки личного профиля служит инструментом формирования абстрактного, идеализированного образа собственной личности. Даже если речь не идёт о намеренном искажении или лжи, виртуальные платформы подталкивают пользователей к созданию вымышленных сущностей, которые не полностью отражают человеческую индивидуальность и искажают представления людей о себе и других в виртуальном мире. С точки зрения межличностных взаимодействий специалисты рекомендуют внимательнее подходить к соблюдению баланса между количеством контактов и их качеством (West. 2009), поскольку стремление максимально расширить число связей в социальной сети приводит к подмене глубоких долговременных отношений сиюминутными поверхностными реакциями.
В результате размывается понятие дружбы и сами дружеские отношения (в силу омонимичности «дружбы» в офлайне и в социальных сетях), что порождает чувство одиночества и разочарования у пользователей платформы. Социальная сеть представляет собой не только сайт или приложение, но и механизм, влияющий на культурное сознание и определяющий дух времени. Несмотря на свою эффективность в установлении связей, этот механизм также оказывает негативное воздействие на культуру, дезориентируя и разобщая людей под видом объединения. Это приводит к гиперпотреблению, кратковременности внимания и формированию поверхностных интересов. Характеристики личности подвергаются корпоративной эксплуатации (Cruz. 2020), основной целью которой выступает реклама и коммерция через анализ связей между людьми, а не укрепление их взаимодействий и социальных структур.
Проблемы Facebook, такие как нарушение социальных связей и приватности пользователей, нашли отражение в массовой культуре – в фильмах, сериалах, мультфильмах и т. д. Их создатели акцентируют внимание на том, как социальная сеть влияет на процессы, происходящие в обществе. Например, байопик «Социальная сеть» («The Social Network», 2010, режиссёр Д. Финчер) и эпизод фантастического сериала «Чёрное зеркало» под названием «Повесь диджея» («Hang the DJ», 2017; сезон 4, эпизод 4) раскрывают конфликты, лежащие в основе создания и функционирования Facebook. В них показано, как успех и влияние социальной сети могут оказаться разрушительными для человеческих отношений и личной жизни. В эпизоде анимационного сериала «Южный парк» «У вас 0 друзей» («You Have 0 Friends», 2010; сезон 14, эпизод 4) персонажи сталкиваются с абсурдными последствиями зависимости от социальных медиа. Соревнуясь в количестве друзей в Facebook, герои втягивают в конфликт всё население города и даже незнакомых людей с сайтов знакомств. Эти и другие произведения провоцируют обсуждение существующих проблем взаимодействия с социальными сетями и их влияния на современное общество.
Facebook в России
До 2022 г. Facebook в России был крупной социальной платформой, оказывавшей значительное влияние на интернет-сферу страны. Несмотря на присутствие местных аналогов, таких как «ВКонтакте» и «Одноклассники», Facebook оставался популярным среди российской аудитории социальных сетей, особенно среди молодёжи и активных интернет-пользователей. Он также служил площадкой для отечественного бизнеса, использовавшего Facebook для продвижения своих продуктов и услуг.
1 сентября 2015 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», согласно которому все предприятия, осуществляющие деятельность на территории страны, обязались хранить данные о пользователях на российских серверах для соблюдения законодательства о кибербезопасности. Зарубежные интернет-компании неохотно подчинились новому регулированию, поскольку оно замедляло скорость обработки данных и работу сервисов, требовало дополнительных инвестиций в создание необходимой инфраструктуры на территории страны, повышало риски вмешательства национальных правоохранительных органов во внутрикорпоративную деятельность компаний и было чревато сбоями в работе сетей. Facebook фактически саботировал новые требования: в компании посчитали, что размещение данных российских пользователей на российских серверах невыгодно экономически, а также что пользовательские данные, используемые платформой, не относятся к категории персональных (Серьгина. 2015). Facebook и Twitter получили отсрочку для выполнения новых требований до начала 2020 г. В январе 2020 г. на компании были наложены штрафы по 4 млн руб. за несоблюдение закона о персональных данных. Инициатива о предоставлении отсрочки для выполнения закона до 30 октября 2022 г. не была поддержана правительством.
В марте 2022 г. Facebook объявила, что временно ослабит правила, запрещающие призывы к насильственным действиям в отношении отдельных пользователей и социальных групп, главным образом российских граждан. В ответ на это, а также на случаи дискриминации российских СМИ сервисами компании Meta было принято решение о блокировке доступа к Facebook на территории России (Приняты ответные меры на ограничение доступа к российским СМИ. 2022). 21 марта 2022 г. компания Meta была признана экстремистской организацией (Батыров. 2022). К марту 2023 г. российская аудитория Facebook сократилась в 3,5 раза (с 7 % в 2022 до 2 % в 2023) и продолжает сокращаться (Игнатьев. 2023).