Интернет-мем
Интерне́т-мем (англ. Internet meme), цифровой объект (изображение, текст, образ, идея), который распространяется в Интернете и изменяется пользователями, сохраняя отсылку к общему первоисточнику, но приобретая новые значения в разных контекстах. У каждого мема есть общая структура, которая воспроизводится и модифицируется в разных контекстах в ходе перемещения между пользователями и платформами. Общение с помощью мемов, их создание и изменение составляют практику взаимодействия с ними. Эта практика неотделима от понятия мема, т. е. неизменные изображения или видео не являются мемами.
Мемы как категория цифровых объектов имеют общее содержание или форму, создаются с осведомлённостью о более ранних или иных версиях и распространяются, имитируются или трансформируются пользователями в Интернете (Shifman. 2014). При перемещении мемы незначительно меняют структуру и обретают новое значение в конкретном контексте. Как отмечают некоторые исследователи мемов, само свойство менять своё значение в каждой ситуации делает мем не просто артефактом, а набором воспроизводимых действий, практикой (Shifman. 2014).
Мем может принимать форму картинки, видео, анимированных изображений в формате GIF (т. н. гифки), фразы, музыкального фрагмента или жеста. Пользователи могут обмениваться мемами, используя различные платформы, и перемещать их из онлайн-среды в офлайн. Граница между цифровым и офлайновым мемом меняется в ходе развития Интернета. Когда добавление изображения было в первую очередь связано с производством артефакта в Интернете, эта граница была более устойчивой. После появления инструментов быстрого создания контента для онлайн-платформ (например, TikTok или YouTube) граница между онлайн- и офлайн-мемом стала более проницаемой. Стоит отметить, что феномен мемов возник до появления Интернета.
История и подходы к определению интернет-мемов
Феномен интернет-мемов тесно связан с понятием мема, введённым в научный оборот британским эволюционным биологом Р. Докинзом в книге «Эгоистичный ген» («The Selfish Gene», 1976). Докинз определил мем как «единицу передачи культурного наследия или единицу имитации». Корень «мем» восходит к греческому слову μίμημα (подражание, имитация), но приближено автором по форме и звучанию к слову gene – ген (от греч. γένος – род) (Dawkins R. The selfish gene. New York, 1976. P. 206). Согласно Докинзу, мем переносит культурную информацию, так же как ген переносит биологическую. Согласно этому определению, мемом могут выступать фразы, музыкальные композиции, тексты. Все они включены в процесс развития культуры и общественной жизни.
В момент своего появления идея Докинза получила ограниченное распространение. И хотя на её основе возникло несколько культурологических журналов, чья цель состояла в развитии «меметики» как отдельной научной дисциплины, в самостоятельное направление исследований она не сложилась.
Однако в 1990-х гг. термин вернулся в рамках зарождавшейся онлайн-культуры, обозначив в первую очередь небольшие единицы информации в Интернете. Такое словоупотребление было впервые зафиксировано в 1994 г. (Goodwin. 1994).
Современное понятие мема используется представителями различных научных дисциплин – антропологами, фольклористами, социологами и социальными исследователями. Кроме того, мем стал активно циркулировать в самом интернет-сообществе: его используют пользователи в рамках практик, связанных с производством и изменением мемов, в том числе в виде производных слов и определений. «Мемные» выражения имеют структурные сходства с расхожими фразами из литературы и фильмов – с афоризмами. Однако зачастую они отличаются от таких идиоматических выражений специфической формой написания, намеренными орфографическими или грамматическими ошибками (например, «мыш кродёться» – искажённое написание фразы «мышь крадётся»).
Прагматика мемов
Можно выделить четыре типа практик, связанных с мемом: производство, трансформацию, реакцию и распространение. В повседневной интернет-коммуникации все четыре практики сосуществуют параллельно, поскольку само производство мема предполагает трансформацию объекта или его смысла при переносе из одного контекста в другой. При этом авторы мемов, как правило, соотносят своё творчество с существующими артефактами, т. е. реагируют на мемы, уже циркулирующие в их среде. Распространение также может порождать новый смысл мема, например, когда бытовая или даже случайная фотография домашнего питомца используется для обозначения состояния человека. Даже если сам объект никак не изменился, его появление в новом контексте становится мемом.
Этим мем отличается от любого другого интернет-контента, который распространяется быстро и метафорически уподобляется вирусу (отсюда расхожее определение такого контента как «вирусный»). Само по себе распространение не создаёт изменчивости и укоренённости такого объекта в конкретном сообществе и практике.
Мемы понимаются в связи с контекстом и способны его развивать, что видно на примере морально нагруженных мемов, которые используются как способ подчеркнуть нечто важное для культуры, иллюстрируя какой-либо моральный принцип. Например, в таком виде циркулируют цитаты из религиозных книг, соотнесённые с изображением или просто записанные в виде цитаты (How the world changed social media. 2016), или юмористические мемы, которые отражают реакцию сообщества и границы дозволенного и распознаваемого как комическое. Такие мемы требуют определённой культурной эрудиции, связанной с составляющими мем образами, поэтому мемы одной социальной группы могут не распознаваться и ничего не значить для другой (Nissenbaum. 2017).
Мемы представляют собой эмоционально нагруженные онлайн-артефакты и практики, побуждающие людей к реакции – умилению, гневу или тревожности (Board. 2020). Формат воспроизводимой и трансформируемой картинки, видео, жеста и т. д. позволяет ёмко упаковать и выразить эти эмоции.
Перемещение мемов связано с практикой их имитации, поэтому помимо мемов-изображений существуют мемы-движения, танцы, повторяемые в разных контекстах. Например, к таким мемам можно отнести пластическое цитирование движений южнокорейского исполнителя PSY из клипа на песню «Gangnam Style», исполняемое людьми по всему миру.
Классификацией мемов занимаются не только исследователи, но и сами пользователи, например в русскоязычном проекте Memepedia.