Media Studies
Media Studies (с англ. – исследования медиа), широкое поле междисциплинарных научных работ, комбинирующих различные методы из социальных и гуманитарных наук для изучения процессов коммуникаций, опосредованных различными носителями (медианосителями). В современных исследованиях медиа такие феномены, как потребление информации в социальных медиа и блогах, делиберация в онлайн-среде и т. д., получили наибольшее внимание. Объект (исследования коммуникации) слишком многогранен для того, чтобы определить его односложно. В качестве метода определения этих объектов можно воспользоваться теорий Г. Лассуэлла (Модель Лассуэлла), согласно которой коммуникация как процесс представляет собой ответ на пять вопросов: КТО говорит и ЧТО, используя КАКОЙ КАНАЛ, КОМУ и С КАКИМ ЭФФЕКТОМ (Lasswell. 1948). Исходя из этой модели, исследования коммуникаций подразделяются на следующие виды:
исследования коммуникатора, т. е. того, КТО распространяет информацию;
исследования содержания коммуникации, воплощающиеся преимущественно в анализе разного рода текстов, включая аудиовизуальные (ЧТО);
исследования канала коммуникации (КАКОЙ КАНАЛ);
исследования аудитории коммуникации (КОМУ);
исследования эффектов коммуникации, т. е. анализ результативности сообщений (С КАКИМ ЭФФФЕКТОМ).
В различных видах общественных коммуникаций эти объекты будут разными. Если двигаться от макроуровня к микроуровню, то коммуникатором могут быть различные общественные институты, правительства, общество в целом, и при этом медиа – обязательная система обеспечения коммуникации между гражданами одного государства и носителями одной идентичности. На макроуровне можно изучать институциональную, экономическую, социальную систему продуцирования сообщений. На более низком уровне речь идёт о медиакомпаниях, или в современном технологичном мире глобальных платформах, которые стоят за распространением информации и определяют алгоритмы взаимодействия людей. YouTube, Facebook (корпорация Meta, признанная в РФ экстремистской), Google, Netflix – такие платформы. При этом среди исследователей медиа некоторые считают, что такие платформы провоцируют новый диалог и плюрализм, другие полагают, что платформы – новые рамки, определяющие неравноправную циркуляцию информации (электронная демократия). Уровнем ниже, в рамках интерперсональной или интергрупповой коммуникации, исследование коммуникатора предполагает изучение конкретных индивидов, групп индивидов, которые, продуцируя определённые сообщения, побуждают других индивидов к определённым действиям, в чём суть прагматики коммуникации, предполагающей, что коммуникативный акт в той или иной мере обусловливает действие индивида (школа Пало-Алто).
Содержание коммуникации воплощается в различных знаковых системах – текстовых, визуальных, аудиовизуальных. В этом смысле изучение содержания коммуникации, вне зависимости от её массовости и медиатизированности, всегда есть изучение текстов в широком смысле слова. Будь то изучение диалогов и их прагматики (ориентации на действие) в интерперсональной коммуникации или изучение дискурса кино, рекламных роликов или телевизионных программ. Методами здесь зачастую являются методы из лингвистических и филологических наук либо количественные методы изучения медиатекстов (социологический метод контент-анализа) (McQuail. 2011).
До 1960–1970-х гг. канал коммуникации и её содержимое не отделялись друг от друга, и лишь такое исследовательское направление, как экология медиа, обращает внимание на различные роли, которые те или иные каналы коммуникации играли в общественных изменениях. М. Маклюэн (Маклюэн. 2005) и Г. Иннис (Innis. 2008) первыми обратили внимание на драматические изменения мышления граждан и пространственных характеристик государств в связи с появлением новых носителей коммуникации. Исследования каналов коммуникации могут объединяться либо с исследованиями аудитории (изучение различных культурных эффектов и паттернов восприятия разных каналов коммуникации), либо с исследованиями содержания коммуникации (изучение воплощения дискурса в различных формах), а у Маклюэна они касались и коммуникатора (изучение социетальных изменений, которые обусловлены разными видами медианосителей).
Изучение аудитории коммуникации предполагает изучение реципиента информации и его социологическое описание. Реципиентом на макроуровне может выступать как общество в целом, так и отдельные социальные группы. Простейший функционализм исходит из положения, что медиа являются средством воспроизводства общества за счёт постоянного распространения культурных норм и правил, присущих данному обществу. В этом плане медиа создают идентичность. Реципиентом могут быть социальные индивиды, рассматриваемые как представители определённых социальных групп (на микроуровне социологи всё равно изучают представителей конкретных социальных групп, воспринимающих сообщения медиа). В исследованиях интерперсональной коммуникации реципиентом являются отдельные индивиды. Однако исследования аудитории в чистом виде не прижились как отдельное научное направление. Они активно используются в индустриальных исследованиях, т. е. медиаизмерениях, которые ставят перед собой сугубо прикладные задачи – изучение характеристик той или иной аудиторной группы с целью предоставления рекламодателю информации о потенциальном потребителе товаров и услуг. Эти измерения формируют основной рыночный механизм в традиционном медиабизнесе: от размеров и характеристик аудиторной группы, которую сумел привлечь при помощи контента производитель медиапродукции, зависит цена за размещение рекламы, которую заплатит рекламодатель.
С научной точки зрения, описание аудитории как таковое мало интересует исследователей, которые пытаются за таким описанием увидеть те или иные эффекты коммуникации, результаты деятельности массмедиа, общественные процессы и отношения. Именно поэтому чаще всего предпоследний вопрос «кому» часто сочетается в объектах исследований с вопросом «с каким эффектом». Ранние социальные исследования медиа как раз фокусировались на эффектах и их изучении. Модель пропаганды Лассуэлла, теория волшебной пули, теория повестки дня, теория двухступенчатого потока коммуникации и другие относятся именно к теориям эффектов преимущественно массмедиа, а такие направления, как школа Пало-Алто, изучали именно подобные эффекты в интерперсональной коммуникации и продуцировании интерперсональных отношений.