Владимирская икона Божией Матери – святыня князей Владимирских
Владимирская икона Божией Матери – святыня князей Владимирских. Первые исторические свидетельства о Владимирской иконе Божией Матери содержатся в летописях Северо-Восточной Руси и сказании о чудесах иконы, написанном во 2-й половине 12 в. Из них следует, что эта икона была личной святыней князя Андрея Юрьевича Боголюбского и его преемников [Щенникова Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» – святыня князя Андрея Юрьевича Боголюбского // «Хвалам достойный…»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Владимир, 2013. С. 97–108]. Большинство чудес сказания связаны с князем Андреем, его родственниками и приближёнными. Икона была взята князем Андреем из женского монастыря в его удельном киевском Вышгороде, чтобы стать покровительницей Северо-Восточной Руси. В жизни Владимирского княжества 12 в. она занимала такое важное место, что летопись того времени «строилась как цепь чудес Богоматери» (Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. Москва, 1947. С. 278).
В 1164 г. свершилось «новое чудо»: святыня помогла князю Андрею в борьбе с волжскими булгарами [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Москва, 1997. Стб. 352–353]. В 1169 г. произошло ещё одно «новое чудо»: был изгнан «лжевладыка» Феодор (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 355–356).
В ночь с 29 на 30 июня 1174 г. князь Андрей был убит в Боголюбове в результате заговора. Во Владимире начались грабежи и убийства. Священник Николай стал ходить с иконой по городу – и мятеж прекратился (ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. Москва, 1998. Стб. 592). С ней он встречал тело убитого князя, привезённое во Владимир на погребение (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 593).
Со смертью Андрея Боголюбского во Владимирском княжестве возникли междоусобные распри, верх взяли старые города Ростов и Суздаль, враждовавшие с молодым городом Владимиром и не желавшие быть в его подчинении. В Ростове и Суздале стал княжить Мстислав Ростиславич, а во Владимире – его брат Ярополк Ростиславич. По совету бояр князья Ростиславичи взяли всё серебро и золото, подаренные Успенскому собору во Владимире князем Андреем (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 375). Ярополк передал чудотворную Владимирскую икону рязанскому князю Глебу Ростиславичу; через в 1176 г. она была возвращена на прежнее место в Успенский собор (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 379). Князь Михалко Юрьевич, призванный на помощь владимирцами, вскоре победил Ярополка, что было воспринято как новое чудо Богоматери Владимирской, заступницы города (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 377–378). После смерти Михалко Юрьевича (1176) владимирский престол занял его брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, но ростовцы хотели возвести на престол своего ставленника – князя Мстислава Ростиславича. В 1177 г. князь Всеволод, вышедший с войсками к реке Колокша навстречу Мстиславу, «оузреша чюдную Матерь Божью Володимерьскую и весь град и до основанья акы на въздусе стоящь, яви Бог и святая Богородиця новое чюдо…» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 380). Всеволод одержал победу.
В прославлении Владимирской иконы Божией Матери важнейшая роль принадлежала пришедшим из Вышгорода клирикам нового Успенского собора, лично князю Андрею и его преемникам. Владимирские князья покрывали святыню золотыми окладами с драгоценными камнями и жемчугом, многие благодарили Богородицу Владимирскую за помощь подношением ей своих драгоценных украшений. Клирики Успенского собора и летописцы записывали чудесные события, свершавшиеся по молитвам Богородице. В 12–14 вв. Богоматерь Владимирская была главной и, вероятно, единственной чудотворной иконой Владимирского великого княжества.