#Византийские иконы
Византийские иконы
Тег

Византийские иконы

Византийские иконы
Найденo 4 статьи
Богоматерь Владимирская. Двусторонняя икона. Лицевая сторона. 1-я треть 12 в.
Произведения живописиПроизведения живописи
Владимирская икона Божией Матери – святыня князей Владимирских
Владимирская икона Божией Матери – святыня князей Владимирских. Первые исторические свидетельства о Владимирской иконе Божией Матери содержатся в летописях Северо-Восточной Руси и сказании о чудесах иконы, написанном во 2-й половине 12 в. Из них следует, что эта икона была личной святыней князя Андрея Юрьевича Боголюбского и его преемников [Щенникова Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» – святыня князя Андрея Юрьевича Боголюбского // «Хвалам достойный…»: Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Владимир, 2013. С. 97–108]. Большинство чудес сказания связаны с князем Андреем, его родственниками и приближёнными. Икона была взята князем Андреем из женского монастыря в его удельном киевском Вышгороде, чтобы стать покровительницей Северо-Восточной Руси. В жизни Владимирского княжества 12 в. она занимала такое важное место, что летопись того времени «строилась как цепь чудес Богоматери» (Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. Москва, 1947. С. 278).
Произведения живописи
Владимирская икона Божией Матери
Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери, самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси. Принадлежит к иконографическому типу Умиление. Написана в Византии в 1-й трети 12 в. Вероятно, была привезена из Константинополя в Киев в 1130 г. как дар киевскому князю Мстиславу Владимировичу (Великому). Князь Андрей Юрьевич (Боголюбский) в 1155 г. перевёз икону во Владимир и украсил драгоценным окладом. После сооружения Успенского собора во Владимире (1158–1160) стала его главной иконой. В 1395 г. при нашествии Тимура икону перенесли в Москву для защиты города. С 1480 г. находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Неоднократно поновлялась, от живописи 12 в. сохранились в целости только лики. С 1999 г. находится в московской церкви Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Богоматерь Владимирская. Двусторонняя икона. Лицевая сторона. 1-я треть 12 в.
Произведения живописи
Принесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву в 1395 г. и изображения её Сретения
Принесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву в 1395 г. и изображения её Сретения. О походе Тимура (в русских источниках Темир-Аксака) на Москву и принесении иконы в 1395 г. нет упоминаний в ранних летописях. Об этом рассказывается в повести «О иконе Пречистыа Володимерскиа», дошедшей в многочисленных списках. Исследователи разделяют их на несколько редакций; первоначальную датируют от конца 14 в. до середины 15 в., основные редакции 1470-ми – 1480-ми гг. По мнению Б. М. Клосса, повесть была написана Епифанием Премудрым для Троицкой летописи (1412–1414); на её основе Пахомий Логофет составил краткую редакцию для Московского летописного свода 1477 г., а между 1477 и 1480 гг. расширенную, вошедшую в Четьи-Минеи новгородского архиепископа Макария 1530-х гг. (Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2. М., 2001. С. 63–107, 126–128). Зарубежные и некоторые отечественные исследователи подвергают сомнению историческую основу повести; принесение иконы в Москву не связывают с нашествием Тимура. Однако новые исследования древней иконы и её ранних списков, свидетельствующие об особом прославлении святыни в конце 14 – начале 15 вв., косвенно подтверждают достоверность исторических фактов повести (Щенникова Л. А. Древнейшая икона-список чудотворного образа «Богоматерь Владимирская» // Московский Кремль XIV столетия : древние святыни и исторические памятники. М., 2009. С. 284–301; Щенникова Л. А. Сретение Владимирской иконы Богоматери в Москве в 1395 г. Исторический сюжет и особенности иконографии // «Вертоград многоцветный» : сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2018. С. 240–274).
История