Принесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву в 1395 г. и изображения её Сретения
Принесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву в 1395 г. и изображения её Сретения. О походе Тимура (в русских источниках Темир-Аксака) на Москву и принесении иконы в 1395 г. нет упоминаний в ранних летописях. Об этом рассказывается в повести «О иконе Пречистыа Володимерскиа», дошедшей в многочисленных списках. Исследователи разделяют их на несколько редакций; первоначальную датируют от конца 14 в. до середины 15 в., основные редакции 1470-ми – 1480-ми гг. По мнению Б. М. Клосса, повесть была написана Епифанием Премудрым для Троицкой летописи (1412–1414); на её основе Пахомий Логофет составил краткую редакцию для Московского летописного свода 1477 г., а между 1477 и 1480 гг. расширенную, вошедшую в Четьи-Минеи новгородского архиепископа Макария 1530-х гг. (Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2. М., 2001. С. 63–107, 126–128). Зарубежные и некоторые отечественные исследователи подвергают сомнению историческую основу повести; принесение иконы в Москву не связывают с нашествием Тимура. Однако новые исследования древней иконы и её ранних списков, свидетельствующие об особом прославлении святыни в конце 14 – начале 15 вв., косвенно подтверждают достоверность исторических фактов повести (Щенникова Л. А. Древнейшая икона-список чудотворного образа «Богоматерь Владимирская» // Московский Кремль XIV столетия : древние святыни и исторические памятники. М., 2009. С. 284–301; Щенникова Л. А. Сретение Владимирской иконы Богоматери в Москве в 1395 г. Исторический сюжет и особенности иконографии // «Вертоград многоцветный» : сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2018. С. 240–274).