Батый
Баты́й (Бату, Саин-хан) (около 1209 – 1256, Западный Дешт-и Кипчак), правитель Улуса Джучи (Орды) (1227–1256). Из династии Чингисидов. Второй сын Джучи и Уки-хатун из племени кунграт. Брат Берке. Племянник Угэдэя. Двоюродный брат Гуюка и Мункэ. Внук Чингисхана.
Биография
После смерти отца (1227) по воле Чингисхана возглавил Улус Джучи. В начале 1230-х гг. участвовал в завоевании империи Цзинь в Северном Китае под командованием своего дяди – правителя Монгольской империи великого хана Угэдэя.
Предводитель Великого западного похода
На курултае в 1235 г. был назначен официальным предводителем Великого западного похода (состоялся в 1236–1242) при фактическом командовании сподвижника Чингисхана полководца Субэдэя. В 1236–1237 гг. покорил Волжско-Камскую Булгарию. В 1237–1238 гг. разгромил княжества Северо-Восточной Руси, штурмом взяв города Рязань (ныне городище Старая Рязань), Коломна, Москва, Владимир, Суздаль и др. В 1238–1239 гг. подчинил Дешт-и Кипчак, вытеснив ряд правителей половцев в пределы Венгрии. В 1239 г. завоевал Крым. В 1239–1241 гг. разгромил Южную и Юго-Западную Русь, взяв города Переяславль Южный (ныне г. Переяслав, Украина), Чернигов, Киев, Владимир (Волынский; ныне Украина) и др. В 1241–1242 гг. войска Батыя вторглись в Центральную Европу. Часть монгольской армии разгромила объединённое войско поляков, чехов и рыцарей Тевтонского ордена в битве при Легнице 1241 г., причём в ней погиб польский правитель Генрих II Благочестивый. В то же время войска самого Батыя действовали в Венгрии, где в битве на реке Шайо 1241 г. была разгромлена армия короля Белы IV, после чего Венгрия на короткое время оказалась под монгольской оккупацией. В связи со смертью великого хана Угэдэя (декабрь 1241) Великий западный поход был остановлен и Батый вернулся в свои новые владения на Волге.
Деятельность в 1240–1250-х гг.
Неоднократно отказывался прибыть в Монголию на курултай, в связи с чем в течение 5 лет (1241–1246) Монгольской империей фактически управляла регентша Торэгэнэ, вдова Угэдэя. В 1246 г. новым великим ханом был избран недруг Батыя – Гуюк (1246–1248). Вскоре после своего воцарения Гуюк стал готовиться к вооружённому противостоянию с Батыем, но умер, едва успев выступить в поход. Батый вновь отказался явиться на курултай в Монголию, в результате у власти в течение трёх лет (1248–1251) находилась Огул-Гаймиш (Огул-Каймиш), вдова Гуюка. За это время Батый сумел склонить многих Чингисидов и представителей родоплеменной знати на свою сторону и добился избрания новым великим ханом своего союзника Мункэ (1251–1259).
К началу 1250-х гг. Батый являлся главой Чингисидов (в восточных источниках – «ака», в западных – «ханский отец»). После воцарения Мункэ он стал его официальным соправителем, фактически самостоятельно управляя западной частью Монгольской империи. Не стремился к обособлению и достижению самостоятельности Улуса Джучи, однако много сделал для его будущей независимости от Монгольской империи. Способствовал городскому строительству в Орде, основал г. Сарай. Стремясь к централизации своих владений, практиковал постоянные перекочёвки своих родственников, тем самым не позволяя им закрепиться в том или ином регионе Улуса Джучи и установить связи с местными властными элитами.
Вассальную зависимость от Батыя в 1240-х гг. признали князья Северо-Восточной и Юго-Западной Руси, султаны государства Сельджуков в Малой Азии, цари Грузии и правители Армении, по некоторым сведениям – цари Болгарии. Также под контролем Батыя находились завоёванные монголами персидские владения, управлявшиеся его наместниками.
Поддерживал дипломатические отношения с зарубежными правителями, состоял в переписке с императором Священной Римской империи Фридрихом II Штауфеном, принимал посольства римского папы Иннокентия IV, короля Франции Людовика IX Святого, императора Латинской империи Балдуина II, императора Никейской империи Иоанна III Ватаца и др.
В последние годы жизни в связи с болезнью (предположительно ревматическое заболевание) передал значительную часть властных полномочий своему старшему сыну и наследнику Сартаку. Способствовал организованному по приказу Мункэ походу «Неврюевой рати» на Северо-Восточную Русь, в результате которого владимирский стол перешёл от Андрея Ярославича к Александру Ярославичу Невскому.
К середине 1250-х гг. великий хан Мункэ, укрепив свои позиции, предпринял попытки ограничить власть Батыя, сократив выплаты в его пользу из монгольских владений в Китае и отправив своего младшего брата Хулагу завоёвывать Персию, тем самым переподчинив ему прежние владения Батыя.
Отличался веротерпимостью: придерживался традиционной религии монголов – тенгрианства, однако позднее не препятствовал своим родственникам принимать другие религии: сыну Сартаку – христианство (в несторианском варианте), а брату Берке – ислам.
Имел несколько жён, старшей из которых была татарка Боракчин – регентша при внуке Батыя и сыне Сартака Улагчи (Улакчи) (ум. 1257 или 1258).
Был похоронен в своих владениях в Поволжье, место захоронения неизвестно.
Отражение личности Батыя в исторических источниках
При жизни не носил ханского титула, однако уже вскоре после смерти стал фигурировать в источниках как Бату-хан или Саин-хан («добрый хан»), в европейских источниках титулуется «королем королей» (Рогерий. Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами. Санкт-Петербург, 2012. С. 29) или даже «императором» (Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях. Москва, 1936. С. 49–55), в русских – «царём» [в частности, в Лаврентьевской летописи (Полное собрание русских летописей. Т. 1. Москва, 1997. Стб. 514) и «Повести о разорении Рязани Батыем»]. В исторических хрониках и летописях представлен как могущественный и авторитетный правитель, в большей степени известный не участием в многочисленных военных кампаниях, а своей созидательной деятельностью и влиянием на дела Монгольской империи.
Одно из туркменских племён носило имя «саинхани», возможно некогда входя в состав подданных Батыя.
В русских землях и княжествах в течение длительного времени воспринимался как законный сюзерен, первые сомнения в легитимности которого были озвучены только в «Послании на Угру» архиепископа Ростовского Вассиана I Рыло (1480).
Образ Батыя в эпосе и фольклоре
Образ Батыя сохранился также в русском эпосе и фольклоре (под именем «Батыга Джучиевич» или «Батыга Сергеевич»), где он предстаёт врагом русских богатырей, однако не выглядит чрезмерно жестоким противником. По мнению исследователей, Батый («Саин-хан») мог стать прообразом героя казахского эпоса о батыре Ер-Саине и кавказского эпоса о богатыре Сайнаге.
Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, крестьяне Тамбовской и Тульской губерний ещё в 19 в. называли Млечный Путь «Батыевой дорогой».